В исполнительном производстве
Судебный пристав-исполнитель — активный участник исполнительного производства, имеющий достаточно большие полномочия. Между тем Законом об исполнительном производстве, иными нормативными актами устанавливаются различные процессуальные формы контроля и надзора за его работой.
Поначалу понятия «надзор» и «контроль» представляются схожими. Вместе с тем отличие объясняется разным характером проверки и полномочий, которыми располагают контрольные и надзорные органы1. Предмет надзора, наряду с исполнением законов, представляющим собой активную деятельность по осуществлению предписаний закона, охватывает также и все иные формы реализации права, в том числе и соблюдение законов, которое обычно трактуется как следование запретам, установленным законом. Кроме того, надзор, в отличие от контроля, всегда осуществляется извне по отношению к объектам иных систем2. Этот последний вывод позволяет нам различать процессуальные формы надзора и контроля в исполнительном производстве и, в частности, за деятельностью судебного пристава-исполнителя.
(Сноска 1. Боннер А. Т., Квиткин В. Т. Судебный контроль в области государственного управления. — М., 1973. — С. 16 (автор гл. 1 — А. Т. Боннер).
Сноска 2. См.: Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. — Л., 1990. — С. 42.
Полагаем, что можно выделить отдельные процессуальные формы надзора в исполнительном производстве:
судебный надзор;
прокурорский надзор.
В свою очередь, в исполнительном производстве возможно осуществление следующих процессуальных форм контроля:
внутриведомственный контроль;
контроль, осуществляемый другими участниками исполнительного производства.
Под судебным надзором в исполнительном производстве следует понимать возможность совершения определенных процессуальных действий только при наличии санкции суда (арбитражного суда), а также обязанность суда рассматривать жалобы на действия судебного пристава-исполнителя и иски, вытекающие из отношений по принудительному исполнению.
Следует согласиться с тем, что взаимоотношения судебных приставов-исполнителей с судами общей юрисдикции можно охарактеризовать как процессуальное взаимодействие (процессуальное партнерство) определенных законом государственных органов (судов) и должностных лиц (судебных приставов-исполнителей), направленное на обеспечение интересов правосудия, защиту прав и законных интересов граждан и организаций1.
(Сноска 1. Настольная книга судебного пристава: Справочно-методическое пособие / Отв. ред. проф. В. В. Ярков. — С. 58 (автор гл. 4 — М. В. Мешков).
Процессуальное партнерство судов и судебных приставов-исполнителей складывается по нескольким направлениям.
Во-первых, суд в ходе исполнительного производства принимает важные определения, т.е. суд выполняет ряд процессуальных обязанностей, которые затрагивают сферу исполнительного производства. Однако эти действия суда осуществляются в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства и определяются гражданско-процессуальными или арбитражно-процессуальными нормами, а не нормами исполнительного производства. Например, заявление о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению подается в суд, вынесший решение, или в суд по месту исполнения. Заявление рассматривается на судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока. На определение суда по вопросу о восстановлении срока может быть подана частная жалоба (ст. 432 ГПК РФ).
Во-вторых, суд рассматривает жалобы на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя (ст. 121 Закона об исполнительном производстве). В случае подачи жалобы она подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, в зависимости от вида исполнительного документа, по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в течение 10-дневного срока со дня совершения действия или отказа в совершении действия.
В-третьих, суд рассматривает исковые заявления в случае нарушения требований законодательства об исполнительном производстве. При этом эффективность судебного надзора определяется наличием особой юридической гарантии — гражданской или арбитражной процессуальной формы.
Таким образом, судебный надзор в исполнительном производстве включает в себя три направления: принятие судом определений, оказывающих определенное влияние на исполнительное производство; рассмотрение судом жалоб на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя; рассмотрение судом исковых заявлений по вопросам исполнительного производства.
Второй процессуальной формой надзора в исполнительном производстве является прокурорский надзор.
Согласно п. 4 ст. 19 Закона о судебных приставах надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет надзор: за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов судебными приставами.
В настоящее время формируется новое направление прокурорского надзора, требующее своего последующего исследования.
Между тем в самом Законе об исполнительном производстве нормы о процессуальном положении прокурора отсутствуют. Такая ситуация недопустима, так как перечисленные выше надзорные полномочия прокурора требуют наличия процессуальных форм их реализации1. В исполнительном производстве в настоящее время нет действенного механизма реализации указанных полномочий прокурора.
(Сноска 1. Общих положений Закона о прокуратуре для осуществления реального контроля за действиями судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве крайне недостаточно.)
В соответствии с теми правилами, которые существовали до принятия Закона об исполнительном производстве, прокурор имел возможность участвовать в исполнительном производстве как одной из стадий гражданского процесса. Однако, и по ранее действующему законодательству, существовали спорные вопросы участия прокурора в исполнительном производстве. Так, в силу ч. 3 ст. 351 ГПК РСФСР, отсылавшей, в свою очередь, к ст. 4 ГПК РСФСР, право на участие прокурора в стадии исполнения в форме предъявления исполнительного листа к взысканию предусматривалось лишь в тех случаях, когда дело в суде первой инстанции было возбуждено по иску (заявлению) прокурора. Участие прокурора в исполнительном производстве в форме вступления в него (надзорная форма) следовало из ст. 12 ч. 1 ст. 41 ГПК РСФСР. То есть, с одной стороны, несмотря на участие прокурора в деле в суде первой инстанции, в форме вступления в него (надзорная форма), не было прямого указания на право возбуждения исполнительного производства. С другой стороны, участие прокурора на заключительной стадии гражданского процесса (исполнительном производстве), в форме вступления в исполнительное производство (надзорная форма), не ставилось в зависимость от его участия в деле на предыдущих стадиях, так как в соответствии с ч. 1 ст. 41 ГПК РСФСР прокурор имел право вступить в дело в любой стадии гражданского процесса.
В настоящее время в связи с изменением места исполнительного производства в системе права России, для повышения роли прокурора было бы целесообразно ввести его в состав лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Необходимость участия прокурора в исполнительном производстве обосновывается исходя из того, что прокурор может предъявлять иски:
а) для защиты прав лиц, нуждающихся в ней, но не имеющих возможности осуществления самостоятельной защиты (дети, престарелые, физически немощные и др.);
б) для защиты государственных и общественных интересов как представитель государства.
Следовательно, прокурор должен быть наделен правом возбуждать исполнительное производство по таким делам.
В этом случае возникает правомерный вопрос о форме участия прокурора в исполнительном производстве и о его процессуальных правах и обязанностях.
Если вопрос об участии прокурора в исполнительном производстве будет положительно решен законодателем, то прокурор мог бы участвовать в исполнительном производстве в двух формах: в форме возбуждения исполнительного производства и в форме вступления в исполнительное производство. Такие формы участия прокурора в исполнительном производстве легально были предусмотрены, хотя и с некоторыми вышеотмеченными особенностями, при исполнении судебных решений, согласно ГПК РСФСР. Кроме того, необходимо наделить прокурора правами и обязанностями, аналогичными правам и обязанностям сторон.
Учитывая несовершенство законодательства об исполнительном производстве в части прокурорского надзора, Генеральным прокурором РФ было подписано указание, в котором разъясняется, что органам прокуратуры необходимо осуществлять надзор за исполнением законов и законностью правовых актов. В частности, за соблюдением закона при осуществлении судебными приставами своих функций, как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; за исполнением законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства; законностью постановлений судов по гражданским делам — в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства1.
(Сноска 1. См.: Указание Генерального прокурора РФ от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, 2004.— Т. 1. )
Таким образом, судебный и прокурорский надзор являются важными процессуальными гарантами охраны прав граждан и организаций в исполнительном производстве.
Рассмотренные выше процессуальные формы надзора приобретают большую эффективность в совокупности с внутриведомственным контролем и контролем, осуществляемым другими участниками исполнительного производства.
Как уже отмечалось, надзор осуществляется извне по отношению к объектам иных систем. В нашем случае суд и прокуратура организационно составляют самостоятельную систему и осуществляют надзор не только за действиями судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве, но и за другими сферами правовых отношений. В отличие от надзора, контроль в исполнительном производстве означает совокупность процессуальных средств по обеспечению верховенства закона, защиты прав и интересов граждан и организаций, осуществляемых внутри системы исполнительного производства. При осуществлении контроля в исполнительном производстве используются внутриотраслевые процессуально-правовые средства воздействия.
Первым таким средством выступает внутриведомственный контроль, действенность которого приобретает все большее значение. Повышение роли внутриведомственного контроля связано с тем, что организационно сформировалась новая государственная служба — Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.
Органы внутриведомственного контроля при осуществлении своих полномочий наделены определенной административной властью.
В настоящее время сформировалась достаточно эффективная система внутриведомственного контроля в рамках службы судебных приставов. Контроль обеспечивается существующей системой соподчинения; главный судебный пристав РФ — главный судебный пристав субъекта РФ — старший судебный пристав — судебный пристав-исполнитель.
Второй формой контроля в исполнительном производстве является контроль, осуществляемый другими участниками исполнительного производства. В качестве контролирующих выступают лица, участвующие в исполнительном производстве: стороны (взыскатель, должник), представители сторон, органы государственного управления и местного самоуправления.
Следует согласиться с тем, что было бы правильным и своевременным полнее провести в законе принцип отделения исполнительного производства от гражданского и арбитражного судопроизводства и в связи с этим освободить суды от приостановления, прекращения, отложения исполнительных действий и подобных обязанностей, связанных с исполнительным производством1.
(Сноска 1. Настольная книга судебного пристава: Справочно-методическое пособие / Отв. ред. проф. В. В. Ярков. С. 10 (автор § 2 гл. 1 — Л. В. Белоусов).
Кроме того, наличие контроля, осуществляемого участниками исполнительного производства, также свидетельствует о возможности реализации вышеназванного предложения.
Указанный вид контроля можно свести к двум основным моментам:
лица, участвующие в исполнительном производстве, имеют право подавать жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя;
лица, участвующие в исполнительном производстве, имеют право предъявлять иски по различным обстоятельствам, возникающим в отношениях по принудительному исполнению.
Лица, участвующие в деле, кроме общих прав и обязанностей, указанных в ст. 50 Закона об исполнительном производстве, имеют и исполняют специальные права и обязанности. Например, право обжаловать действия судебного пристава-исполнителя является важной гарантией контроля со стороны лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Вместе с тем следует иметь в виду, что правом подачи жалобы в указанных выше случаях могут обладать и представители сторон, если они имеют на это надлежаще оформленные полномочия.
Вопрос о возможности участия в исполнительном производстве органов государственного управления и местного самоуправления в настоящее время Законом об исполнительном производстве до конца не решен. Однако в случае их признания в качестве особых лиц, участвующих в исполнительном производстве, следует полагать, что органы государственного управления и местного самоуправления будут наделены правами и обязанностями сторон, за некоторым изъятием, а значит, смогут подавать жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
Кроме возможности подачи жалобы, законом предусмотрено, что если судебный пристав-исполнитель причинил вред гражданам и организациям, то он подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Исходя из общих правил гражданского законодательства, в подобных случаях имущественная ответственность возлагается на государство — Российскую Федерацию (ст. 16, 125, 1064, 1071 и др.). От имени Российской Федерации ответчиком выступает не служба судебных приставов, а Минфин России (ст. 1071 ГК РФ).
Более подробно указанные меры защиты прав граждан и организаций (подача жалоб и исков), в силу особой актуальности и сложности, будут рассмотрены в следующих параграфах этой главы.
- Д.Х.Валеев Исполнительное производство
- 2009 Г.
- Оглавление
- Раздел II. Специальные положения исполнительного производства
- Введение
- Принятые сокращения
- 1. Нормативные правовые акты
- 2. Официальные издания
- 3. Органы власти
- 4. Прочие сокращения
- Раздел 1. Общие положения исполнительного производства Глава 1. Понятие, предмет, система исполнительного производства
- 1.1. Место исполнительного производства
- В системе права Российской Федерации
- 1.2. Предмет и метод правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве
- 1.3. Источники исполнительного производства
- 1.4. Система исполнительного производства и систематизация законодательства об исполнительном производстве
- 1.5. Виды мер принудительного исполнения в исполнительном производстве. Стадии исполнительного производства
- 1.6. Принципы исполнительного производства
- Глава 2. Субъекты исполнительного производства
- 2.1. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства
- 2.2. Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов
- 2.3. Лица, участвующие в исполнительном производстве
- 2.4. Лица, содействующие исполнительному производству
- Глава 3. Общие правила применения мер государственного принуждения к должнику
- 3.1. Исполнительные документы
- 3.2. Способ и порядок исполнения
- 3.3. Место и время совершения исполнительных действий
- 3.4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве
- 3.5. Сроки в исполнительном производстве
- 3.6. Временная остановка исполнительного производства
- 3.7. Окончание исполнительного производства
- 3.8. Расходы в исполнительном производстве
- 3.9. Ответственность в исполнительном производстве
- 3.10. Распределение взыскательных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя
- Раздел II. Специальные положения исполнительного производства
- 4.2. Подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению
- Глава 5. Обращение взыскания на имущество должника
- 5.1. Порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника
- 5.2. Арест имущества должника
- 5.3. Оценка имущества должника
- 5.4. Реализация арестованного имущества
- 5.5. Использование гражданско-правовых средств при обращении взыскания на имущество должника
- Глава 6. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника
- 6.1. Общие вопросы обращения взыскания
- На заработную плату и иные виды доходов должника
- 6.2. Особенности обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание
- 6.3. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов и задолженности по алиментам
- Глава 7. Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера
- 7.1. Общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
- 7.2. Особенности исполнения исполнительных документов о восстановлении на работе и иным трудовым делам
- 7.3. Особенности исполнения исполнительных документов о выселении должника, вселении взыскателя и иным жилищным делам
- 7.4. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника
- Глава 8. Защита прав участников исполнительного производства
- 8.1. Процессуальные формы контроля и надзора
- В исполнительном производстве
- 8.2. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
- 8.3. Предъявление исков в исполнительном производстве
- 8.4. Поворот исполнения
- Раздел III. Особенности совершения отдельных
- 9.2. Особенности обращения взыскания на недвижимое имущество
- 9.3. Особенности обращения взыскания на ценные бумаги
- 9.4. Особенности обращения взыскания на результаты интеллектуальной собственности
- Глава 10. Особенности совершения исполнительных
- 10.2. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей
- Программа по специальному курсу «Исполнительное производство»
- Раздел I. Общие положения исполнительного производства
- Тема 1. Понятие, предмет, система исполнительного производства
- Тема 2. Субъекты исполнительного производства
- Тема 3. Общие правила применения мер государственного принуждения
- Раздел II. Специальные положения исполнительного производства
- Тема 4. Возбуждение исполнительного производства и подготовка к принудительному исполнению
- Тема 5. Обращение взыскания на имущество должника
- Тема 6. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды
- Тема 7. Исполнение исполнительных документов по спорам
- Тема 8. Защита прав участников исполнительного производства
- Раздел III. Особенности совершения отдельных исполнительных действий
- Тема 9. Особенности обращения взыскания на отдельное имущество должников
- Тема 10. Особенности совершения исполнительных действий в исполнительном производстве с иностранным элементом
- Планы семинарских занятий
- Тема 1. Субъекты исполнительного производства
- Тема 2. Общие правила применения мер государственного принуждения
- Тема 3. Обращение взыскания на имущество должника
- Тема 4. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды
- Тема 5. Исполнение исполнительных документов по спорам
- Тема 6. Защита прав участников исполнительного производства
- Тема 7. Особенности обращения взыскания
- Задачи по «Исполнительному производству»
- Тестовые задания по «Исполнительному производству»
- Темы курсовых (дипломных) работ
- Вопросы к зачету (экзамену)
- Библиографический указатель по исполнительному производству (1997—2001)
- Раздел I. Общие положения
- I. Понятие, предмет, система
- 1. Общие вопросы
- 2. Место исполнительного производства в системе права
- 3. Предмет и метод правового регулирования в
- 4. Источники исполнительного производства
- 5. Система исполнительного производства. Виды мер
- 6. Принципы исполнительного производства
- 7. Эффективность норм об исполнительном производстве
- II. Субъекты исполнительного производства
- 8. Понятие и классификация субъектов исполнительного
- 9. Судебный пристав и иные органы и организации,
- 10. Лица, участвующие в исполнительном производстве
- 11. Лица, содействующие исполнительному производству
- III. Общие правила применения
- 12. Исполнительные документы как основания исполнения
- 13. Сроки в исполнительном производстве
- 15. Расходы в исполнительном производстве
- 16. Ответственность в исполнительном производстве
- 17. Распределение взысканных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя
- Раздел II. Специальные положения
- IV. Возбуждение исполнительного
- 18. Процессуальный порядок возбуждения исполнительного производства. Последствия нарушения требований,
- V. Обращение взыскания
- 20. Порядок обращения взыскания на денежные средства
- 21. Арест имущества должника.
- 22. Хранение имущества должника
- 23. Оценка имущества должника
- 24. Реализация арестованного имущества. Последствия реализации
- VI. Обращение взыскания
- 24. Обращение взыскания на заработную плату
- 25. Особенности обращения взыскания на заработок
- 26. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов и задолженности по алиментам
- VII. Исполнение исполнительных
- 27. Общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия
- 28. Особенности исполнения исполнительных документов
- 29. Особенности исполнения исполнительных документов о выселении должника, вселении взыскателя и иным жилищным делам
- 30. Особенности исполнения исполнительных документов неимущественного характера по брачно-семейным делам
- VIII. Защита прав участников
- 31. Процессуальные формы контроля и надзора
- 32. Обжалование действий (бездействия)
- 33. Предъявление исков в исполнительном производстве
- 34. Поворот исполнения
- Раздел III. Особенности совершения
- IX. Особенности обращения взыскания
- 35. Особенности обращения взыскания на дебиторскую задолженность
- 36. Особенности обращения взыскания на недвижимое имущество
- 37. Особенности обращения взыскания на ценные бумаги
- 38. Особенности обращения взыскания на объекты
- 39. Особенности обращения взыскания на заложенное имущество
- 40. Особенности обращения взыскания на долю в общем имуществе
- 41. Особенности исполнения постановлений
- X. Особенности совершения
- 42. Порядок признания и исполнения решений
- 43. Исполнение решений Международных коммерческих
- 44. Особенности исполнительного производства
- Раздел IV. Учебники, учебные пособия, комментарии
- Раздел V. Рецензии,
- Раздел VI. Авторефераты диссертаций