Вопрос 22 Правовое положение товарных и фондовых бирж
Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».
Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам .
Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями .
1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи;
2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, то есть она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т. д.
3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, то есть установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.
4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 %. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).
5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.
6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам.
В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:
1) полные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;
2) неполные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи
Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов – лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30 % от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.
Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:
• непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;
• через организуемые ими брокерские конторы;
• на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;
• непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.
В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок :
1) реальные сделки – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;
2) форвардные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;
3) фьючерсные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
4) опционные – предполагают уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара и др.
Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако закон предусматривает следующие гарантии в биржевой торговле:
• Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.
• Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.
• Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.
Правовое положение фондовых бирж
Основы правового положения фондовых бирж установлены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ ≪О рынке ценных бумаг≫. В соответствии со ст. 11 данного акта, фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий требованиям, установленным Законом о РЦБ.
Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. (Ст. 9 Федерального закона ≪О рынке ценных бумаг≫)
Юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом.
Деятельность по организации торговли в качестве фондовой биржи является лицензируемой. Лицензирование осуществляется ФСФР в соответствии с Приказом ФСФР от 16 марта 2005 г.
Фондовая биржа может существовать в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества.
Членами фондовой биржи - некоммерческого партнерства могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Фондовая биржа имеет исключительную хозяйственную компетенцию. Она не вправе совмещать деятельность в качестве фондовой биржи с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной и товарной бирж; клиринговой деятельности (связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов); деятельности по распространению информации; издательской деятельности; деятельности по сдаче имущества в аренду. При этом, если фондовая биржа совмещает свою деятельность с деятельностью
валютной, товарной биржи и (или) клиринговой деятельностью, для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.
Закон о РЦБ определяет исчерпывающий перечень лиц, которые могут быть участниками торгов на фондовой бирже: это брокеры, дилеры, управляющие Центральный банк Российской Федерации. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже только при посредничестве брокеров – участников торгов. Если биржа действует в форме некоммерческого партнерства, участниками ее торгов могут быть только члены биржи.
Основная цель деятельности фондовой биржи - организация гласных и публичных торгов. Гласность и публичность торгов обеспечивается выполнением биржей обязанности оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допускаемых к обращению на данной бирже, о результатах работы торговых секций, предоставления иной информации, предусмотренной Законом о РЦБ.
Биржа вправе самостоятельно устанавливать размеры и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил. Биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок.
В обязанности фондовой биржи входит контроль за совершаемыми на бирже сделками. Для этого участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию необходимую информацию. Споры между участниками торгов на фондовой бирже, а также между ними и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом.
Государственное регулирование деятельности фондовых бирж осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам.
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5 Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права
- Вопрос 6
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 10 Предпринимательские объединения
- Вопрос 11
- Вопрос 12 Создание субъектов предпринимательского права: учреждение
- Этапы создания субъектов предпринимательского права
- Вопрос 13 Правовые основы государственной регистрации юридических лиц
- Вопрос 14 Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. Е. Без перехода прав и обязанностей к другим лицам.
- Вопрос 15 Банкротство субъектов предпринимательской деятельности Понятие и признаки банкротства
- Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего
- Правовое положение арбитражного управляющего
- Вопрос 16
- Правовой статус индивидуального предпринимателя
- Вопрос 17
- Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
- Вопрос 18
- Вопрос 19
- Вопрос 20
- Вопрос 21 Правовое положение инвестиционных фондов
- Вопрос 22 Правовое положение товарных и фондовых бирж
- Вопрос 23 Правовое положение кредитных организаций
- Вопрос 24 Правовое положение страховщиков
- Вопрос25
- Вопрос 26
- Вопрос 27
- Вопрос 28
- 4? Антимонопольные органы и их полномочия.
- Вопрос 29
- Вопрос 30
- Вопрос 31
- Вопрос 32
- Вопрос 33
- Вопрос 34
- Вопрос 35 Правовые основы обращения с отходами
- Вопрос 36
- Вопрос 37
- Вопрос 38
- Вопрос 39
- Вопрос 40
- Вопрос 41
- Вопрос 42
- Вопрос 43
- Вопрос 44
- Вопрос 46
- 2.2 Виды и формы договоров
- Вопрос 47
- 24.3. Изменение и расторжение предпринимательских договоров
- Вопрос 48
- 24.4. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Вопрос 49
- Вопрос 50
- Вопрос 51
- Вопрос 52
- Вопрос 53
- 4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- Вопрос 54 . Понятие и виды цен.
- Теперь следует отметить, какие бывают виды цен:
- 1. В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть свободными и регулируемыми.
- . Различают цены контролируемые и неконтролируемые.
- 3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные.
- По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые цены.
- Монопольная цена
- Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низкие.
- Вопрос 55 . Государственное регулирование цен. Способы регулирования цен.
- В настоящее время Правительством рф утверждены три перечня.
- Способы регулирования цен.
- Вопрос 56 . Государственное регулирование на железнодорожном транспорте.
- Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в следующих целях целях:
- Правилами установлены принципы государственного регулирование тарифов на железнодорожном транспорте, среди которых:
- Государственное регулирование тарифов осуществляют следующие органы:
- Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.
- В систему тарифов (цен) входят:
- При регулировании тарифов могут применяться следующие способы:
- Методами, используемыми государственными органами при регулировании, являются:
- Вопрос57
- Вопрос 58
- Вопрос 59
- Вопрос 60
- Вопрос 61 Судебные формы защиты прав предпринимателей
- Вопрос 62 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- Вопрос 63
- Вопрос 64
- Вопрос 65 Особенности отдельных способов распространения рекламы
- Глава 2 Федерального закона №38-фз посвящена особенностям отдельных способов распространения рекламы.
- Часть 3 статьи 14 Федерального закона №38-фз вступает в силу с 1 января 2008 года.
- Вопрос 66
- Вопрос 67
- Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Вопрос 68
- «Инвестиционная деятельность»
- Вопрос 69 Правовые формы реализации инвестиционной деятельности
- «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в форме соглашения о разделе продукции»
- Вопрос 70
- Раздел 1 пп № 832:
- Вопрос 71
- Вопрос 72 Договорные формы инновационной деятельности
- Вопрос 73
- Правовое регулирование оценочной деятельности
- Вопрос 74
- Вопрос 75
- Вопрос 76
- Вопрос 77
- Вопрос 78
- Вопрос 79
- 23.2. Понятие и виды ценных бумаг
- Вопрос 80
- Вопрос 82
- 2. Классификация валютных рынков.
- Вопрос 83
- Вопрос 84