logo search
~WRL0002

1. Личность. Межличностные отношения.

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризую­щих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного раз­вития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной дея­тельности и общения.

Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окру­жающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) назы­ваются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основа­ниям.

  1. Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учрежде­ния, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возни­кают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.

  2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нор­мами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются меж­ду людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к дру­гому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией (внутреннее расположе­ние, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетво­ренность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формиру­ет общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимо­связь характера, поведения и внешнего облика человека.

Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

  1. неумение различать намерения и мотивы действия людей;

  2. неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;

  3. наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);

  4. наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зуба­ ми»);

  5. стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;

  6. отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление пола­гаться только на собственное мнение.

Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности со­чувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных ус­ловиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения — дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаим­ной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными пере­живаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.

2.Люди, живущие в первой половине XX века, не знали ни телевизора, ни мо­бильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?

Коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили науку в непосред­ственную производительную силу общества. Определяющими направлениями прогресса оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профес­сионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. Воз­растает использование компьютерной техники в производстве.

С распространением персональных компьютеров оказалось возможным выполнить ос­новное критериальное условие информационного общества — ничем не ограниченный доступ к информации каждого члена общества в любое время и в любой точке страны. Вместе с тем, их внедрение открывает неограниченные возможности для автоматизации производства, научных исследований, образования, медицинских исследований, всех ви­дов социально-бытового сервиса и общения людей.

Получение нового знания (цель науки), неразрывно связано с одной из целей образова­ния — распространением нового знания. Оно также претерпевает значительные измене­ния. Во-первых, благодаря информационным технологиям образование становится все бо­лее доступным. Они также способствуют развитию творческих навыков, логического мышления обучающихся, умению решать комплексные проблемы. Увлечение новыми ин­формационными технологиями, как правило, расширяет и углубляет разносторонность ин­тересов подростков, делает их более адаптированными, приспособленными к условиям по­стоянно технологически изменяющейся окружающей среды, готовит их к тому, что скоро их поколение будет двигать вперед науку и способствовать прогрессу.

3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие дейст­вия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» на товары, предназначен­ные для длительного пользования, к которым относятся и телевизоры, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель обязывается обеспе­чивать потребителю возможность использования товара по назначению. Более того, изгото­витель вправе устанавливать на такой товар гарантийный срок — то есть период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки то­вара, на который установлен гарантийный срок, если не докажут, что они возникли после пе­редачи товара потребителю из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.

Что же может потребовать потребитель в случае поломки телевизора?

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причи­ненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

БИЛЕТ № 3