logo search
kandybka_otv

Защита промышленной собственности в мчп.

В доктрине для обозначения этого института МЧП употребляется различная терминология - изобретательское, патентное, лицензионное право, право промышленной собственности. Представляется, что термин "право промышленной собственности" можно использовать как родовое понятие, введенное Парижской конвенцией 1883 г. (п. 3 ст. 1): "Промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как, например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука".

Объекты права промышленной собственности - научные открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания, коммерческие обозначения, пресечение недобросовестной конкуренции, полезные модели, наименования мест происхождения товаров, торговые и производственные секреты (ноу-хау), все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности. Пограничное место занимают компьютерные программы, базы данных и топологии интегральных микросхем, которые считаются объектами авторского права, но охраняются в рамках патентного ведомства.

Право промышленной собственности охраняет идею, замысел изобретения независимо от формы реализации этих идей. Особенность права промышленной собственности - специфические формы охраны путем выдачи государственных охранных документов.

Территориальный характер права промышленной собственности проявляется более отчетливо, чем в авторском праве. Субъективное право на промышленную собственность возникает по волеизъявлению государства, направленного на охрану прав изобретателя посредством выдачи охранного документа (патент, авторское свидетельство, регистрация товарного знака). Выдача охранного документа представляет собой акт государственной власти и создает субъективные права, действующие на территории данного государства. В других государствах эти права законом не охраняются, изобретение может свободно использоваться другими лицами.

К объектам права промышленной собственности предъявляются различные требования: новизны, полезности (в некоторых странах), приоритета. Предложенное решение должно быть новым, неизвестным в мире (мировая новизна) или в данной стране (локальная новизна).

Большинство государств предоставляет иностранцам национальный режим в сфере охраны прав на промышленную собственность: "Права на промышленную собственность иностранного физического или юридического лица в отношении объектов прав на промышленную собственность, по поводу которых свидетельство о защите было выдано государством... Вьетнам, защищаются в соответствии с законодательством Республики Вьетнам и международными договорами, которые Вьетнам подписал или к которым присоединился" (ст. 837 ГК Вьетнама). Однако принцип национального режима применяется далеко не во всех странах. Например, в патентном законодательстве Италии для национальных изобретателей установлены более длительные сроки охраны изобретений и льготный режим патентования.

В российском законодательстве закреплено общее правило - исключительные интеллектуальные права на объекты промышленной собственности, удостоверенные иностранными охранными документами, признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами (например, ст. 1409,1479 ГКРФ).

В рамках патентного права охраняются изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Изобретение - это отвечающее критериям патентоспособности техническое решение либо применение уже известных устройств по новому назначению. Патент устанавливает юридическую монополию на изобретение и обеспечивает его обладателю исключительные права на использование изобретения. Охрана промышленных образцов также осуществляется при помощи выдачи патента на промышленный образец, аналогичного патенту на изобретение. Промышленный образец - это художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия.

Объекты средств индивидуализации юридического лица и продукции:

- средства индивидуализации продукции (товарные знаки, знаки обслуживания, указания происхождения, наименования места происхождения товаров);

- средства индивидуализации юридических лиц (фирменные наименования).

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, работ или услуг. Отличие знака обслуживания от товарного знака - вместо товаров индивидуализирует услуги.

Товарный знак служит средством индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Основание правовой охраны товарного знака - свидетельство, выдаваемое патентным ведомством. Свидетельство подтверждает приоритет знака и исключительные права его обладателя. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи первой заявки в патентное ведомство любого государства - участника Парижского союза. Классификация товарных знаков:

- по форме выражения - словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, обонятельные, комбинированные;

- по числу субъектов - индивидуальные и коллективные;

- по степени известности - общеизвестные и обычные. Наименование места происхождения товара - это обозначение, содержащее наименование какого-либо географического объекта и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта признаками. Основание правовой охраны наименования места происхождения товара - его регистрация в патентном ведомстве.

Фирменное наименование представляет собой средство индивидуализации юридических лиц. Структура фирменного наименования:

- организационно-правовая форма юридического лица;

- собственно наименование.

Фирменное наименование должно быть новым и отличным от других, для того чтобы исключить смешение его правообладателя в хозяйственном обороте с иными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность.