logo search
доклад РГ по ВТО 16

(I) Импортные разрешения на товары, подлежащие ветеринарному (санитарному) контролю

  1. Представитель Российской Федерации пояснил, что с июля 2010 года правовые рамки режима выдачи импортного разрешения в условиях функционирования Таможенного союза определены в Разделе VI Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза, одобренного Решением Комиссии Таможенного союза № 317. Данное Положение устанавливает следующие принципы:

            1. Выдача разрешений осуществляется с учетом эпизоотической ситуации места производства и при условии наличия предприятия или лица в Едином реестре, где существует Реестр предприятий, одобренных для экспорта соответствующей продукции на территорию Таможенного союза.

  1. Представитель Российской Федерации добавил, что государства-члены Таможенного союза создают единую информационную систему данных по внешней и взаимной торговле государств-членов Таможенного союза, которая будет использоваться для выдачи импортного ветеринарного разрешения и статистики (подсчета) продукции, подлежащей ветеринарному контролю (надзору). Импортер может получить разрешение от Россельхознадзора через информационную систему АРГУС. Импортер получает код доступа к данной информационной системе и может ввести все данные, связанные с его (ее) запросом непосредственно в АРГУС. Для импорта сельскохозяйственных живых животных и кормов для животных9 необходимо проконсультироваться с Главным ветеринарным должностным лицом в субъекте Российской Федерации о необходимости получения разрешения на ввоз. Импортер получит напечатанную электронную копию разрешения посредством АРГУС или от Главного ветеринарного должностного лица субъекта Российской Федерации, в случае подачи заявления через АРГУС – импортное разрешение (электронное) будет доставлено через АРГУС.

  2. В настоящее время Беларусь и Российская Федерация используют единую автоматизированную систему АРГУС, а Казахстан – свою собственную систему. Однако до того, как единая электронная система выдачи импортного разрешения на подконтрольные товары вступит в действие, государства-члены Таможенного союза будут следовать их собственному национальному законодательству, то есть импортное разрешение будет выпускаться национальным компетентным органом (а также через АРГУС), но оно будет признаваться другими государствами-членами Таможенного союза, что позволит ввозить продукцию на территорию Таможенного союза. Представитель Российской Федерации пояснил, что другие государства-члены Таможенного союза знают о том, что импортное разрешение выдано на определенные товаров, так как копия импортного разрешения направляется на таможенный пункт указанный в разрешении.

  3. Отдельные члены отметили, что режим импорта, действующие в Российской Федерации и Таможенного союза, включает требование по получению от ветеринарных властей импортного разрешения на товары, подлежащие ветеринарному (санитарному) контролю, и выразили озабоченность соответствием этого требования Соглашению ВТО. Данные члены попросили разъяснить причины требования по получению импортного разрешения, в особенности, в случаях, когда применяются другие меры, такие, как ветеринарные сертификаты и декларации соответствия. По их мнению, выдача импортного разрешения должна быть автоматической и не иметь никаких дополнительных требований в области СФС. На их взгляд, Российская Федерация использует выдачу импортного разрешения для ограничения импорта, а не в качестве СФС меры. Кроме того, российские должностные лица иногда по произвольным причинам отказывались выдавать импортное разрешение, основывая свою позицию на неопубликованных критериях, а время для получения импортного разрешения не предсказуемо. Данные члены также выразили озабоченность, что данный режим является более жестким по отношению к импортной продукции, чем в отношении национальной или продукции Таможенного союза, что является нарушением принципа недискриминации. Члены отметили, что импортное разрешение требует указания количества продукции. По мнению данных членов, требования об указании количества в разрешении не может быть оправданным требованиями по безопасности.

  4. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что импортное разрешение является СФС мерой в чистом виде. Он также пояснил, что в импортном разрешении может запрашиваться любое количество товара, и что запрашиваемое количество товара не может стать основанием для отказа в выдаче импортного разрешения. Импортное разрешение имеет три функции: во-первых, обеспечение того, что импортер обращается с импортируемыми товарами безопасным способом, который соответствует национальным требованиям, например, требованиям по карантину; во-вторых, учет эпизоотической ситуации в стране - экспортере; в-третьих, обеспечение особых условий, предназначенных для эпизоотической ситуации в стране-экспортере, которая наблюдается на момент вывоза продукции. Первая функция не является дискриминационной с тех пор, как условия, которые требуется выполнять операторам, также проверяются в случае внутренней торговли на территории Таможенного союза. Вторая функция является правовым инструментом запрещения или ограничения импорта в случае распространения опасных болезней животных в стране-экспортере. Третья функция может быть применена, например, при импорте определенных товаров животного происхождения из стран с особой эпизоотической ситуацией, произведенных на обозначенных предприятиях. В этом случае, импортное разрешение предоставляется только для таких импортеров, которые будут способны направлять товары в такие предприятия. Импортное разрешение также оптимизирует логистику перевозки грузов для импортеров и является инструментом координации действий регулирующих агентств.

  5. В отношении процедуры выдачи импортных разрешений Представитель Российской Федерации разъяснил, что данная процедура применяется к импорту товаров, подлежащих государственному ветеринарному контролю в соответствии Законом № 4979-1, Решением Комиссии Таможенного союза № 317 и Едиными правилами государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных (между странами СНГ) перевозках животноводческих грузов, утвержденных Решением Межправительственного совета СНГ по сотрудничеству в области ветеринарии от 5 ноября 2003года. Представитель Российской Федерации пояснил, что импортер получает импортное разрешение от Россельхознадзора при подаче заявления в электронной форме через АРГУС. Для импорт живых сельскохозяйственных животных и кормов для животных Россельхознадзор запрашивает мнение Главного государственного ветеринарного инспектора в субъекте Российской Федерации, в который планируется поставить животных и корма. Затем Главный ветеринарный инспектор Российской Федерации подписывает импортное разрешение на живых сельскохозяйственных животных и корма для животных, импортер и служащие таможни могут использовать АРГУС для проверки подлинности импортного разрешения. Это разрешение выдается бесплатно, подписывается Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации, и действует в течение календарного года.

  6. В ответ на дальнейшие вопросы членов представитель Российской Федерации заявил, что импортное разрешение позволяет импортеру осуществлять многократные импортные поставки рассматриваемой продукции с предприятия, указанного в разрешении. Отдельные члены запросили информацию о том, требуется ли от импортера указать все источники экспортируемой продукции, включая, среди прочего, количество и маршруты поставок. Они просили подтвердить, что импортер в течение календарного года действия разрешения может выбрать альтернативные источники продукции или альтернативные маршруты. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что если в течение календарного года действия импортного разрешения импортер примет решение ввозить продукцию из иного источника (страны, предприятия), он должен подать заявление на новое импортное разрешение. Маршрут поставки, также как и пункты пропуска через российскую границу, могут быть изменены в соответствии с заявлением импортера с указанием данных изменений со ссылкой на уже выданное разрешение.

  7. В ответ на вопрос отдельных членов относительно планов по принятию единого разрешения Таможенного союза представитель Российской Федерации заявил, что в настоящее время таких планов не существует. Однако, Российская Федерация планирует иметь специальную форму разрешения (временно названное «генеральное разрешение» или Форма 1) на национальном уровне в конце 2011 года. Новый административный регламент по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2011 года № 404 “Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных” (далее - административный регламент) предусматривает такие разрешения и устанавливает, каким образом такие разрешения будут администрироваться. Россельхознадзор будет выдавать такое генеральное импортное разрешение, которое будет действовать 1 календарный год. Генеральное импортное разрешение Российской Федерации будет распространятся только для ввоза на территорию Российской Федерации.

  8. Член задал вопрос о том, имеет ли Инспектор субъекта Российской Федерации полномочия отказать в передаче заявления в Россельхознадзор. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что административный регламент устанавливает, что Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта Российской Федерации больше не имеет полномочий по предоставлению или отказу в предоставлении импортного разрешения, за исключением живых сельскохозяйственных животных и кормов для животных, в данных случаях Россельхознадзор получает мнение Главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации, в который планируется поставить животных или корма. Один из членов запросил обоснование данной специфической процедуры, применяемой к живым сельскохозяйственным животным и кормам для животных. Представитель Российской Федерации ответил, что в случае живых сельскохозяйственных животных и кормов для животных Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта Российской Федерации должен оценить и представить обоснованное мнение о том, доступно ли соответствующее карантинное предприятие в пункте назначения.

  9. Член Рабочей группы задал вопрос о том, начинается ли период, установленный для выдачи импортного разрешения, с заполнения заявления в системе АРГУС импортером или уполномоченным третьим лицом. В ответ, представитель Российской Федерации заявил, что такой период начинается с даты регистрации бумажного заявления в качестве входящего документа или с даты заполнения заявления в системе АРГУС. Другой член задал вопрос о методах получения информации во время выпуска импортного разрешения. Представитель Российской Федерации, отвечая на вопрос, заявил, что термин «телефонное сообщение» в проекте «Импортных процедурах для товаров животного происхождения» относится к передаче разрешения по телефону, в данном случае власти Россельхознадзора считывают разрешение посредством телефона. Он далее добавил, что разрешение может быть передано по телефону, факсу или электронной почте.

  10. Представитель Российской Федерации пояснил, что разрешения на импорт требуются и выдаются на определенные подконтрольные товары в соответствии с Единым перечнем товаров, подлежащих ветеринарному контролю, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317, и незарегистрированные медицинские (фармацевтические) товары для ветеринарного использования. Административный регламент также устанавливает, что широкий круг физических лиц, предприятий и их представителей могут обращаться с заявлением на выдачу разрешения.

  11. Отдельные члены запросили информацию об изменениях существующей процедуры выдачи импортного разрешения, которые регламентируются в административном регламенте. Представитель Российской Федерации пояснил, что главные изменения текущего режима заключаются в следующем:

(а) сокращение максимального срока выдачи разрешений с 30 дней до 20 дней;

(б) легализация оформления разрешений с использованием Информационной системы АРГУС;

(в) сокращение перечня продукции, в отношении которой требуется оформление разрешений при импорте на территорию Российской Федерации, экспорте с территории Российской Федерации и транзите через территорию Российской Федерации, так, выдача разрешения не требуется:

(i) кормовые добавки для кошек и собак, а также готовые корма для кошек и собак, прошедшие термическую обработку (температура не ниже плюс 70 градусов Цельсия, время не менее 20 минут), в потребительской упаковке;

(ii) чучела всех видов животных и рыб или их фрагменты, прошедшие полную таксидермическую обработку, при условии представления документов, подтверждающих их приобретение в розничной сети; и

(iii) охотничьи трофеи из регионов, благополучных по заболеваниям (указанным в пункте 3 главы 38 «Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)», утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317), а также из неблагополучных по указанным заболеваниям регионов, но подвергнутые обработке (дезинфекции) в соответствии с правилами, принятыми в стране происхождения охотничьих трофеев, что подтверждено ветеринарным сертификатом;

(г) уточнение перечня оснований для отказа в выдаче разрешений с учетом требований документов Комиссии Таможенного союза;

(д) введение понятия «Генеральное разрешение», которое выдается на основе оценки риска для определенных секторов в конкретной стране и разрешает импортерам ввозить любой объем подконтрольных товаров из данной страны. Административный регламент также определяет перечень товаров, на которые требуется выдача генерального разрешения, он включает в себя: продукцию животного происхождения, готовую к употреблению в пищу людям, промышленного изготовления в потребительской упаковке, промаркированной предприятием-производителем; кормовые добавки животного происхождения, морские раковины, кораллы, губки и живые камни, ввозимые в декоративных целях; предметы палеонтологии, энтомологии, коллекционирования, обработанные способом, гарантирующим уничтожение возбудителей заразных болезней; перемещаемые в целях, отличных от предпринимательских, для содержания у ввозящего лица мелкие домашние и декоративные животные, птицы, рептилии, амфибии и гидробионты в количестве до 5 голов (собак и кошек в количестве 2-5 голов). При этом самка млекопитающего – кошка с пометом котят, сука с пометом щенят до окончания подсосного периода у детенышей, самка гнездовых птиц с птенцами до окончания периода вскармливания родителями и так далее – считается как одна голова.

(е) введение процедур внесения изменений в ранее выданное разрешение,

(ж) установление критериев и процедур для приостановления действия и отмены ранее выданного разрешения;

(з) уточнение перечней сведений, указываемых в заявке на оформление разрешений, в зависимости от вида продукции;

(i) уточнение сроков действия разрешений, то есть общий срок действия составляет календарный год, при этом в административном регламенте уточняется, что животные могут ввозиться в Российскую Федерацию до 1 февраля года, следующего за годом, на который было выдано разрешение, если они были поставлены на карантин в стране-экспортере до 31 декабря года, на который было выдано разрешение Относительно иной продукции предусматривается возможность ее ввоза в Российскую Федерацию в следующем за оформлением разрешения году в случае, если ветеринарные сертификаты на нее оформлены до 31 декабря года, на который выдано разрешение.

  1. В ответ на запрос о предоставлении информации о получении импортного разрешения в соответствии с новым административным регламентом представитель Российской Федерации пояснил, что в приложении к административному регламенту перечислена информация, которая требуется при подаче заявления на различные типы товаров и в зависимости от целей (импорта, экспорта, транзита). В административном регламенте перечислена информация, которая требуется для импортного разрешения на: (1) живых животных и генетического материала животных, (2) кормов и кормовых добавок, (3) рыбы и морепродуктов, и продукции из них, (4) подконтрольных товаров, содержащих опасные биологические агенты, (5) и другие подконтрольные товары. Несмотря на то, что есть некоторая общая информация, такая, как наименование импортера и грузополучателя, информация об экспортере, требуется определенная дополнительная информация для каждого вида товаров, на которые подается заявление.

  2. Отдельные члены отметили, что в соответствии с приказом Минсельхоза России от 9 января 2008 года №1 только разрешение, выданное Главным государственным ветеринарным инспектором субъекта Российской Федерации, требуется для следующих товаров: (a) мелких домашних животных, принадлежащих гражданам (не более 2 голов); или (b) готовых продуктов животного происхождения промышленного изготовления, прошедших термическую обработку, готовых изделий из сырья животного происхождения, обработанных заводским способом, изготовленных в соответствии с требованиями стандартов и нормативов, при их ввозе из стран, благополучных по инфекционным болезням животных, включенным в перечень подлежащих обязательному декларированию болезней животных Всемирной организации здравоохранения животных (далее - инфекционные болезни животных), и на которые не наложены никакие ограничения; и что Российская Федерация заявляла о намерении устранить данное требование. Однако, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза № 317 для товаров из подпункта (b) несмотря на исключения требования по получению импортного разрешения, уполномоченные органы выдают импортное разрешение, которое предается в Россельхознадзор. Члены выразили озабоченность в отношении того, что решение Комиссии Таможенного союза идет не в правильном направлении. Они не усмотрели ни научного обоснования, ни оценки риска необходимости требования импортного разрешения для данных и других товаров, в отношении которых в настоящее время действует данное требование. Данные члены попросили исключить требования получения импортного разрешения для данных и других товаров.

  3. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что согласно административному регламенту товары из подпункта (b) в пункте 864 могут подпадать под предложенную Форму 1 (Генеральное разрешение), и что импорт в соответствии с Генеральным разрешением не накладывает дополнительного бремени на импортера, так как на такое разрешение просто заявлять, и оно не требует индивидуальной заявки. В ответ на вопрос члена, представитель Российской Федерации заявил, что страна признается Россельхознадзором безопасной на основе информации МЭБ.

  4. Отдельные члены запросили дополнительную информацию относительно процедур и критериев приостановления действия и (или) отмены импортного разрешения, а также являются ли такие действия предметом административного пересмотра и апелляции. Данные члены заявили, что процедуры и критерии должны соответствовать международным стандартам, рекомендациям и руководствам в отношении причин приостановления действия и отмены импортного разрешения, а также разрешения корректирующих действий и дальнейшего мониторинга. Члены также запросили информацию о транспарентности процесса приостановления действия и отмены импортного разрешения, включая нотификации компетентного органа страны-экспортера и соответствующего предприятия.

  5. В ответ представитель Российской Федерации пояснил, что административный регламент включает следующее критерии для принятия решения о приостановлении действия импортного разрешения:

(а) выявление нарушения заявителями законодательства Российской Федерации и Таможенного союза в области ветеринарии по результатам проведенных Службой на территории Таможенного союза проверок при осуществлении ввоза (транзита, вывоза) поднадзорных товаров;

(б) неоднократное установление по результатам лабораторных исследований несоответствия конкретных видов поднадзорных товаров Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решениям Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317; или

(в) выявление в ходе инспекций на территории третьей нарушений требований Таможенного союза или Российской Федерации, не устраненных по итогам предыдущей инспекции, по итогам предыдущей инспекции, если Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному надзору (контролю), не предписывает иных действий (например, предупреждения уполномоченных органов третьих стран).

  1. Представитель Российской Федерации далее пояснил, что компетентные органы Российской Федерации информируют компетентные органы страны-экспортера о любых нарушениях, описанных в пункте 867, и предоставляют разумный период времени для того, чтобы устранить данные нарушения. Если принято решение о приостановлении действия импортного разрешения, компетентный орган Российской Федерации информирует компетентный орган страны-экспортера, что товар с соответствующего предприятия не может быть ввезен в Российскую Федерацию без дополнительного лабораторного исследования соответствующего товара в течение 3 месяцев в количестве не более десяти единиц товара. Импортер или экспортер могут запросить проведение дополнительного лабораторного исследования соответствующего товара в течение 3 месяцев в количестве не более десяти единиц, если импортер или экспортер согласен оплатить такое исследование. Данный запрос должен описывать другие действия, которые принимаются или могут быть приняты для устранения нарушений. Решение о приостановлении действия импортного разрешения будет базироваться на критериях, описанных выше, и не будет вступать в силу, если запрошено дополнительное исследование или принимаются меры по устранению нарушений. В дополнение к данным критериям, действие импортного разрешения может быть приостановлено, если компетентный орган Российской Федерации получил информацию: из Всемирной организации здравоохранения животных о вспышке особо опасного заболевания в отдельной стране-экспортере или ряде стран-экспортеров; от центрального ветеринарного органа страны-экспортера о неблагополучии по инфекционным болезням животных и невозможности выполнения требований и норм Российской Федерации и Таможенного союза; или поступившей из территориальных органов службы, уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных уполномоченных органов исполнительной власти, о систематическом привлечении заявителя к ответственности в связи с нарушением законодательства Российской Федерации и Таможенного союза в области ветеринарии. Решение о приостановлении обозначает период времени для приостановления действия импортного разрешения.

  2. Представитель Российской Федерации далее пояснил, что критериями принятия решения принятия решения об отмене импортного разрешения являются: (i) выявление нарушения заявителем законодательства Российской Федерации и Таможенного союза в области ветеринарии по результатам проведенных Службой на территории Таможенного союза проверок при осуществлении ввоза (транзита, вывоза) поднадзорных товаров; (ii) неоднократное установление по результатам лабораторных исследований несоответствия конкретных видов поднадзорных товаров Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №317; (iii) выявление в ходе инспекций на территории третьей нарушений требований Таможенного союза или Российской Федерации, не устраненных по итогам предыдущей инспекции, по итогам предыдущей инспекции, если Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному надзору (контролю), не предписывает иных действий (например, предупреждения уполномоченных органов третьих стран). Если решение об отмене импортного разрешения принято, то компетентный орган Российской Федерации информируют компетентные органы страны-экспортера, что товар с соответствующего предприятия не может быть ввезен в Российскую Федерацию без дополнительного лабораторного исследования соответствующего товара в течение 60 дней. Импортер или экспортер могут запросить проведение дополнительного лабораторного исследования соответствующего товара в течение 60 дней, если импортер или экспортер согласен оплатить такое исследование. Данный запрос должен описывать другие действия, которые принимаются или могут быть приняты для устранения нарушений. В дополнение к данным критериям, импортное разрешение может быть отменено, если компетентный орган Российской Федерации получил информацию: из Всемирной организации здравоохранения животных о вспышке особо опасного заболевания в отдельной стране-экспортере или ряде стран-экспортеров; от центрального ветеринарного органа страны-экспортера о неблагополучии по инфекционным болезням животных и невозможности выполнения требований и норм Российской Федерации и Таможенного союза; или органов государственной власти (не ветеринарной службы) о нарушениях законодательства Российской Федерации и Таможенного союза при ввозе поднадзорной продукции относительно несоответствия ветеринарных документов товарам, которые импортируются. Решение об отмене импортного разрешения будет базироваться на критериях, описанных выше, и не будет вступать в силу, если запрошено дополнительное исследование или принимаются меры по устранению нарушений.

  3. Отдельные члены попросили Российскую Федерацию подтвердить, что система выдачи импортных разрешений будет соответствовать правил МЭБ, то есть, в выдаче разрешения не будет отказано по основаниям, не признанным МЭБ в отношении вопросов по болезням животных. Кроме того, в отношении обнаружения неразрешенных веществ в грузах Российская Федерация будет следовать принципу применения СФС меры только в той степени, в которой необходимо для защиты жизни и здоровья человека или животных. По мнению данных членов, отказ в выдаче импортного разрешения после однократного выявления несоответствия без какого-либо непосредственного риска для потребителя не будет соответствовать данному принципу. Российская Федерация подтвердила, что процедуры рассмотрения заявлений на выдачу импортных разрешений будет соответствовать данным двум принципам. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.

  4. В ответ на озабоченность представитель Российской Федерации подтвердил, что, начиная с даты присоединения Российской Федерации к ВТО основания для отказа в выдаче импортных разрешений будут ограничены до:

(а) введение ограничительных мер в отношении отдельных стран (регионов стран), в том числе в связи с ситуацией, когда страна (или регион) не свободны от инфекционных болезней животных; в связи с выявлением запрещенных химических или биологических веществ в поднадзорных грузах из данных стран (регионов стран);

(б) введение временных ограничений в отношении отдельного предприятия-экспортера (группы предприятий-экспортеров);

(в) введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации, на которую планируется ввоз или через территорию которой проходит маршрут следования поднадзорных товаров; и

(г) отсутствие соответствующего предприятия-экспортера в реестре предприятий в случае, если такой реестр существует, и существуют требования по включению предприятия в реестр предприятий.

            1. Более того, если заявление подписано неуполномоченным на это лицом, или если заявление содержит ложные сведения, заявка будет отклонена.

  1. Отдельные члены выразили озабоченность тем, что основания для отказа в выдаче импортного разрешения для любой иностранной страны, для которой было выявлено нарушение, являются нетранспарентными и дискриминационнами по отношению к импортной продукции. Члены подчеркнули необходимость механизмов для предотвращения таких ограничений, которые более жесткие, чем это необходимо, и механизмов для обеспечения их транспарентности и возможности обжалования для экспортеров.

  2. В ответ на вопрос одного из членов, касающийся процедуры, посредством которой заявитель может обжаловать отказ принять заявление, представитель Российской Федерации пояснил, что новые национальные регламенты будут включать в себя процедуры административного обжалования отказа в выдаче импортного разрешения. Он также отметил, что такие действия или бездействие также могут быть обжалованы в судебном порядке, как это описано в разделе “Правовые основы осуществления торговой политики”.

  3. Член также выразил озабоченность в отношении приказа Федеральной таможенной службы № 1283, ограничивающего порты, в которых мясо или мясная продукция может пройти процедуру таможенного оформления. В частности, данный член запросил информацию о том, рассмотрит ли Российская Федерация менее ограничительные для торговли меры. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что приказ не относится к СФС мерам, но связан с таможенными процедурами и предложил члену перейти к пунктам с 553 по 562 для обсуждения данного вопроса. Он отметил, что в приказ вносятся изменения, чтобы позволить портам Балтийской таможни и Владивостокской таможни быть вновь одобренными к пропуску мяса и мясных продуктов. В ответ на дополнительные вопросы членов представитель Российской Федерации пояснил, что документы Таможенного союза не включают положения, ограничивающие порты для ввоза мяса и мясных продуктов, обратил внимание членов на пункт 680, Таблицу 13 и Таблицу 14, в которых содержится информация о полномочиях по определению пунктов пропуска, в которых мясо и мясные продукты могут пройти процедуру таможенного оформления.

  4. В ответ на вопрос члена представитель Российской Федерации подтвердил, что незначительные ошибки в документах, которые не изменяют содержащиеся в документации основные данные, не являются основанием для отказа в выдаче разрешения на импорт. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала данной административной процедуры, является установление фактов систематического нарушения (например, подлежащих административному или уголовному преследованию), импортером поднадзорного груза законодательства Российской Федерации в области ветеринарии (в том числе предъявление поддельных ветеринарных сопроводительных документов, обнаружение несоответствия предъявленным документам поднадзорного груза). Далее он подтвердил, что причины отказа в выдаче импортного разрешения будут соответствовать международным стандартам, рекомендациям и руководствам, и Соглашению ВТО по СФС. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.

  5. Далее представитель Российской Федерации подтвердил, что с даты присоединения Российской Федерации к ВТО, применяемый в Российской Федерации режим выдачи разрешений на импорт товаров, подлежащих ветеринарному и карантинному контролю, будет осуществляться в соответствии с соглашениями Таможенного союза, другими актами Таможенного союза и положениями российского законодательства, которое опубликовано и общедоступно, и что данные положения будут разработаны и применяться в соответствии с Соглашением ВТО по СФС. Представитель российской Федерации также подтвердил, что информация, которая требуется для заявления на выдачу импортного разрешения, будет ограничена до той, которая необходима для соответствующего одобрения и процедур контроля, а также что требования для проведения контроля, инспекций и одобрения индивидуального образца товара ограничиваются теми, которые обоснованы и необходимы, как это указано в Приложении С к Соглашению ВТО по СФС. Более того, он подтвердил, что Правительство Российской Федерации утвердит и уведомит общественность о четко определенной процедуре, в соответствии с которой заявитель по импортному разрешению может обжаловать приостановление, аннулирование или отказ принятия заявления, иметь рассмотренное обращение и получить письменный ответ с объяснением причин для окончательного решения и любых дальнейших действий, требующихся для получения разрешения. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.

- (ii) Транзит через Российскую Федерацию товаров, подлежащих ветеринарному (санитарному) контролю

  1. Отдельные члены Рабочей группы выразили озабоченность, что ограничения Российской Федерации и Таможенного союза по транзиту подконтрольных товаров через территорию Таможенного союза, включая Российскую Федерацию, не соответствуют стандартам, нормами, и рекомендациями OIE. По мнению данных членов, Российская Федерация отказывает в транзите товаров по произвольным причинам. Кроме того, сроки для получения разрешение на транзит и процесс обжалования, в случае отказа выдачи разрешения на транзит, неясны. Данные члены предложили Российской Федерации принять обязательство о том, что она будет разрабатывать и применять СФС меры, связанные с транзитом через территорию Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю, в соответствии с Соглашением ВТО по СФС и МЭБ. Принимая во внимание функционирование Таможенного союза, члены запросили подробную информацию относительно правил и процедур, которые применяются к товаров, подлежащим ветеринарному (санитарному) контролю, при транзите через территорию Таможенного союза.

  2. В ответ представитель Российской Федерации пояснил, что с 1 июля 2010 года правовые основания для выдачи разрешения на транзит установлены главой VII Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317. Принципы, определенные на уровне Таможенного союза, следующие:

- Разрешение на транзит требуется только для транзита через таможенную территорию Таможенного союза живых животных и сырья животного происхождения. Разрешение на транзит выдается государством-членом Таможенного союза, через пункт пропуска которой предполагается пересечение таможенной границы таможенного союза при ввозе;

- Ветеринарный контроль подконтрольных товаров в пунктах пропуска осуществляется после представления товаротранспортной накладной и (или) ветеринарного сертификата;

- По завершении документарного контроля осуществляется ветеринарный осмотр животных, при этом: сверяются идентификационные номера животных (татуировки, чипы, ушные бирки, клейма и так далее) с номерами, указанными в ветеринарных сертификатах, проверяются условия перевозки, состояние животных и возможность их дальнейшего перемещения.

- Досмотр при транзите подконтрольных товаров (за исключением животных) проводится только по решению государственных органов контроля в пункте пропуска или при наличии информации о несоответствии подконтрольного товара заявленному;

- По результатам контроля должностное лицо Пограничного инспекционного пункта контроля принимает решение и на товаросопроводительных документах и ветеринарном сертификате, при ввозе на таможенную территорию таможенного союза, ставит штамп по форме согласно Приложению № 3: «Транзит разрешен» или «Транзит запрещён», а в пункте вывоза с таможенной территории таможенного союза – штамп «Вывоз разрешен», после чего заверяет его печатью и подписью с указанием фамилии и инициалов должностного лица.

- Все необходимые данные заносятся в журнал учета транзитных перевозок по форме согласно Приложению №9 этого Положения и вносятся в систему электронного учета;

- Владелец подконтрольных товаров, получивший разрешение на транзит по таможенной территории Таможенного союза подконтрольных товаров, обязан соблюдать требования ветеринарного законодательства Таможенного союза .

  1. Отдельные члены выразили озабоченность в отношении требования о том, что при транзите подконтрольных товаров, проверенных и опечатанных, должно соблюдаться ветеринарные требования Таможенного союза. По мнению данных членов, это требование не может быть оправдано мерами безопасности и ограничивает торговлю с третьими странами.

  2. Представитель Российской Федерации отметил озабоченность членов в отношении требования о соблюдении ветеринарные требования Таможенного союза при транзите подконтрольных товаров и подтвердил, что в Решение Комиссии Таможенного союза № 317 Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 724 внесены изменения в целях устранения данного требования, соответственно с даты присоединения Российской Федерации к ВТО подконтрольные товары с таможенной печатью, следующие транзитом через территорию Таможенного союза, не будут подлежать применению ветеринарных требований Таможенного союза. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.

  3. В настоящее время, на уровне Российской Федерации, процедура выдачи разрешения на транзит установлена приказом Минсельхоза России от 9 января 2008 года №1 (с последними изменениями от 26 июня 2008 года). Данный приказ будет продолжать применятся в той части, которая не противоречит Решению Комиссии Таможенного союза № 317. Как отмечено в пункте 858, разработан административный регламент по процедурам выдачи разрешений на импорт, экспорт и транзит через территорию Российской Федерации в порядке, предусмотренном правилами Таможенного союза. Приложение к административному регламенту определяет информацию, которую заявитель должен предоставить при получении разрешения на транзит по территории Российской Федерации подконтрольных товаров.

  4. Член Рабочей группы запросил информацию о режиме для «неблагополучных» стран, чья продукция животного происхождения соответствует условиям импорта, установленным Кодексом МЭБ, и требуется ли также транзитное разрешение для такой продукции. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что существует две причины для приостановления действия или отмены разрешения на транзит, которые являются ограничительными мерами, введенные Российской Федерацией в отношении определенных стран (регионов стран), в случаях, когда данная страна (регион) не является свободной от инфекционных болезней животных, включенных в перечень, так называемый Перечень А МЭБ, или когда страна-импортер не разрешает такой ввоз. Такие меры, в свою очередь, должны соответствовать требованиям МЭБ. Далее он отметил, что Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации будет предоставлять свое мнение Россельхознадзору о том, выдавать ли разрешение на транзит живых животных и сырья животного происхождения через территорию Российской Федерации. Цель такого требования для транзита живых животных и сырья животного происхождения – предотвращение распространения заразных болезней на территории Таможенного союза.

  5. Отдельные члены запросили дополнительную информацию о том, обращаются ли импортеры за транзитными разрешениями для каждого случая поставки или (как для импортных разрешений) для торговли в течение календарного года. Они также запросили информацию о порядке обжалования таких решений и применяемых сборах. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что транзитные разрешения выдаются на срок в один календарный год. Разрешение на транзит может запрашиваться для любого количества товара, и запрошенное количество товара не может быть основание для отказа в выдаче транзитного разрешения. Такие разрешения выдаются бесплатно. Если транзитное разрешение не было выдано, заявитель может обратиться к вышестоящим официальным лицам (в организации) и (или) в суд для обжалования этого решения. Заявители имеют право обжаловать действия (или бездействие) официальных лиц Россельхознадзора в административном или судебном порядке. Он повторил, что целью такого требования для транзита живых животных и сырья животного происхождения является предотвращение распространения заразных болезней на территории Таможенного союза.

  6. Член Рабочей группы спросил, почему необходимо снова контролировать живых животных, которые уже проверялись Федеральными властями при ввозе на территорию России, и которые были признаны здоровыми и не имеющими риска для здоровья. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что должностные лица соответствующей Государственной ветеринарной службы государства-члены Таможенного союза проводят одну проверку живых животных при транзите или импорте на территорию Таможенного союза в месте ввоза животных на территорию Таможенного союза. Данные животные затем исследуются на предмет здоровья в специально отведенных местах, а пересчитываются при выходе.

  7. Представитель Российской Федерации подтвердил, что соответствующие положения Решения Комиссии Таможенного союза № 317, административного регламента и другие меры, относящиеся к транзиту через территорию Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю, будут применяться в соответствии с Кодексом МЭБ и Соглашением ВТО по СФС. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.

- (III) Ветеринарные сертификаты

  1. Члены запросили информацию о требованиях Таможенного союза, относящихся к разработке и применению ветеринарных сертификатов. Члены пожелали убедиться, что ветеринарные сертификаты будут соответствовать международным стандартам, рекомендациям и руководствам. В случае если в рамках Таможенного союза приняты ветеринарные сертификаты, члены запросили информацию о сроках действия текущих двусторонних ветеринарные сертификаты, согласованных с Российской Федерацией. По их мнению, данные двусторонние ветеринарные сертификаты должны остаться действительными, пока замена не будет согласована государствами-членами Таможенного союза .

  2. Представитель Российской Федерации заявил, что Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 607 были приняты 40 общих формы ветеринарных сертификатов Таможенного союза для импорта на территорию Таможенного союза из третьих стран, для каждой из категорий подконтрольных товаров, обозначенных в Решением Комиссии Таможенного союза № 317. Далее он подтвердил, что согласно Решению Комиссии Таможенного союза № 317, с последними изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года, и решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 724 «О ветеринарных мерах», ветеринарные сертификаты, согласованные между страной-экспортером и Российской Федерацией до 1 июля 2011 года, будут действовать, по крайней мере, до 1 января 2013 года. Более того, Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 726 обеспечивает то, что компетентные органы государств-членов Таможенного союза могут согласовать ветеринарный сертификат, содержащий требования, которые отличаются от Единых форм сертификатов и Единых требований, если страна-экспортер обратится до 1 января 2013 года с обоснованным запросом о проведении таких переговоров оп согласованию ветеринарных экспортных сертификатов. Решение также предусматривает, что в случае если между страной-экспортером и одним из государств-членов до 1 июля 2010 года был парафирован ветеринарный сертификат на ввоз подконтрольного товара на территорию соответствующего государства-члена, срок действия парафированного ветеринарного сертификата, а также любых последующих изменений к такому сертификату, продлевается до согласования государством-членом и страной-экспортером с учетом согласованной позиции других государств-членов, ветеринарного сертификата. Срок действия ветеринарного сертификата на ввоз для потребления подконтрольного товара исключительно на территорию соответствующего государства-члена, парафированного между страной-экспортером и одного из государств-членов период с 1 июля 2010 года по 1 декабря 2010 года, продлевается до согласования государством-членом и страной-экспортером с учетом согласованной позиции других государств-членов, ветеринарного сертификата. Так как такие двусторонние ветеринарные экспортные сертификаты могут содержать требования, которые отличаются от Единых форм и Единых требований, такие сертификаты должны обеспечивать соответствующий уровень защиты, который определен государствами-членами Таможенного союза. Такие новые сертификаты должны включать в себя условия не менее благоприятные, чем условия, содержащиеся в международных договорах в области ветеринарно-санитарных мер (по соответствующим товарам), заключенных до 1 июля 2010 года между государством-членом и страной-экспортером.

  3. Один из членов выразил озабоченность в связи с тем, что государства-члены Таможенного союза не признали действительность существующих сертификатов и это привело к нескольким случаям остановки на российской границе грузов, предназначенных для Казахстана, сопровождаемых двусторонним ветеринарным сертификатом, подписанным с Казахстаном до 1 июля 2010 года. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что двусторонние сертификаты данного члена, подписанные с Казахстаном, могут использоваться только для экспорта и потребления продукции в Казахстане, и отметил, что грузы в Казахстан были поставлены.

  4. Отдельные члены выразили озабоченность по поводу того, что Комиссия Таможенного союза приняла 40 единых форм ветеринарных сертификатов и 38 глав единых ветеринарных требований, которые не соответствуют международным стандартам, рекомендациям и руководствам, в частности стандартам, рекомендациям и требованиям МЭБ. Данные члены также выразили озабоченность в связи с тем, что вопреки требованиям Соглашения ВТО по СФС, заинтересованные стороны, включая членов, не получили возможность представить комментарии по данным сертификатам до того, как они были приняты. Представитель Российской Федерации ответил, что Решение Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 625 в настоящее время предусматривает порядок получения комментариев по предлагаемым СФС мерам.

  5. Представитель Российской Федерации подтвердил, что изменения в единые ветеринарные требования и единые формы сертификатов параллельно готовятся для того, чтобы обеспечить их соответствие международным стандартам, рекомендациям и руководствам, в частности стандартам МЭБ. Он подтвердил, что изменения в единые ветеринарные требования и единые формы сертификатов вступят в силу одновременно не позднее даты присоединения Российской Федерации к ВТО. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.

  6. Отдельные члены отметили, что Российская Федерация разрабатывает проект изменений в некоторые из ветеринарных требований Таможенного союза. Данные члены выразили озабоченность, что предложенные изменения крайне ограничены, не учитывают комментарии членов, не основаны на научных принципах, и могут привести к произвольной или неоправданной дискриминации и, что очень важно, не приводят единые ветеринарные требования Таможенного союза в соответствие с международными стандартами, рекомендациями и руководствами, например, требования по болезням животных, которые не включены список МЭБ. Члены отметили, что обязательства Российской Федерации в параграфе 900 относительно единый ветеринарных требований Таможенного союза и единых форм и выразили обеспокоенность, что Российская Федерация не одобрит все необходимые изменения для достижения соответствия с международными стандартами, руководствами и рекомендациями в частности стандартами МЭБ к дате присоединения Российской Федерации к ВТО или что эти изменения не вступят в силу как предусмотрено пунктом 890. Эти члены настаивают, чтобы Россия предприняла серьезные усилия, включая проведение консультаций с членами ВТО, с целью обеспечения своевременного применения обязательств пункта 890.

  7. Члены выразили озабоченность из-за обязательного требования по использованию Единых ветеринарных сертификатов Таможенного союза. Они отметили, что в настоящее время, отдельные страны-экспортеры имеют ветеринарные сертификаты, которые включают требования, значительно отличающиеся от указанных в едином ветеринарном сертификате Российской Федерации и от ветеринарных требований Российской Федерации. Данные различия отражают разницу условий в стране-экспортере или в отдельном регионе, в соответствии со статьей 6 Соглашения ВТО по СФС и других международных соглашений. Данные члены запросили подтверждение, что Российская Федерация и ее партнеры по Таможенного союза договорятся об особых сертификатах с условиями, которые могут отличаться от Единой формы Таможенного союза, и экспортные сертификаты, которые в настоящее время действуют с Российской Федерацией будут оставаться в силе до согласования заменяющих их сертификатов. Кроме того, если для подконтрольной продукции не было сертификата, данные члены попросили подтверждение, что страна-экспортер сможет договориться со государством-членом Таможенного союза о сертификате, который отличается от Единых форм сертификатов.

  8. Представитель Российской Федерации подтвердил, что Российская Федерация и ее партнеры по Таможенного союза будут работать с заинтересованными членами с целью согласования сертификатов, которые включают условия, отличные от Единых форм сертификатов и Единых требований, если страна-экспортер обратится с обоснованным запросом на проведение переговоров по согласованию таких сертификатов до 1 января 2013года. Срок действия двустороннего ветеринарного сертификата, парафированного между страной-экспортером и одного из государств-членов до 1 июля 2010 года на ввоз подконтрольного товара на территорию соответствующей государства-члена, также любые последующие изменения к такому сертификату, продлевается до согласования Стороной и страной-экспортером с учетом согласованной позиции других государств-членов, ветеринарного сертификата. Срок действия двустороннего ветеринарного сертификата на ввоз для потребления подконтрольного товара исключительно на территорию соответствующего государства-члена, парафированного между страной-экспортером и одного из государств-членов в период с 1 июля 2010 года по 1 декабря 2010 года, продлевается до согласования государством-членом и страной-экспортером с учетом согласованной позиции других государств-членов, ветеринарного сертификата. Такие новые сертификаты будут включать в себя условия не менее благоприятные, чем условия, содержащиеся в международных договорах в области ветеринарно-санитарных мер (по соответствующим товарам), заключенных до 1 июля 2010 года между государством-членом и страной-экспортером. Так как такие двусторонние ветеринарные экспортные сертификаты могут содержать требования, которые отличаются от Единых форм и Единых требований, такие сертификаты должны обеспечивать соответствующий уровень защиты, который определен государствами-членами Таможенного союза. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.

  9. Российская Федерация заключила соглашения с ветеринарными службами многих стран-экспортеров по ветеринарным сертификатам для большинства видов продуктов животного происхождения с целью содействия торговле продукцией животного происхождения. Требование для получения ветеринарного сертификата (т.е. уточненного для конкретной страны) в форме, установленной в таком соглашении, не является обязательным для импорта данных продуктов в Российскую Федерацию. В случае отсутствия такого соглашения с экспортирующей страной продукция животного происхождения экспортируется в Российскую Федерацию по общим ветеринарным сертификатам, основанным на требованиях, перечисленных в письме Государственной ветеринарной службы Российской Федерации от 23 декабря 1999 года № 13-8-01/1-1-3-7, опубликованном в информационно-правовых справочных системах. Он уточнил, что в соответствующем ветеринарном сертификате государственная ветеринарная служба страны-экспортера сертифицирует, что охваченные продукты удовлетворяют требованиям и условиям, установленным в сертификате. Сертификат также включает информацию о ветеринарной ситуации в стране-экспортере на момент производства и экспорта продукции и сырья животного происхождения в Российскую Федерацию в отношении особо опасных болезней животных, таких как ящур, чума рогатого скота, африканская чума свиней. Государственная ветеринарная служба страны-экспортера должна подтвердить отсутствие данных болезней при получении сертификата. Однако в рамках формирования Таможенного союза должны использоваться Единые формы ветеринарных сертификатов, установленные, Решением Комиссии Таможенного союза № 607, или двусторонние ветеринарные сертификаты, как это установлено Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 726 «О ветеринарных мерах». В ответ на вопрос члена представитель Российской Федерации пояснил, что если третья страна намеревается экспортировать в одну из сторон Таможенного союза товары, для которых требуется сертификация в соответствии с Единым перечнем товаров, подлежащих ветеринарному контролю, однако, отсутствуют Единые формы сертификатов и Единые требования, то двусторонний сертификат с заинтересованной стороной может быть разработан на основе согласованной позиции государств-членов Таможенного союза, и такой двусторонний сертификат будет основан на соответствующих международных стандартах, руководствах и рекомендациях, как это предусмотрено Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 721 «О применении международных стандартов, руководств и рекомендаций». Если в соответствии с Единым перечнем товаров, подлежащих ветеринарному контролю не требуется сертификации товаров, или товар не включен в указанный Единый перечень, Российская Федерация не будет требовать ветеринарный сертификат.

  10. Отдельные члены заявили, что ветеринарный сертификат в соответствии международными стандартами, рекомендациями и руководствами не должен требовать сертификации положений, которые не являются обязательными требованиями актов Таможенного союза или в отсутствие обязательных требований Таможенного союза, например, сертификация на болезнь, которая не является объектом актов Таможенного союза или не подпадает под такой же уровень надзора в рамках Таможенного союза или на российской территории, как это требуется в сертификате. Если Российская Федерация или Таможенного союза намерено иметь более строгие требования, предъявляемые к здоровью животных, чем те, которые изложены в МЭБ, Российская Федерация или Таможенного союза должны продемонстрировать, что на основе оценки рисков, также как на основе активного и пассивного надзора в Российской Федерации или на территории Таможенного союза для заболеваний животных, которые могут находиться на территории Российской Федерации или Таможенного союза, статус Российской Федерации или Таможенного союза по состоянию здоровья животных по конкретному заболеванию является таким, что он обосновывает такие строгие требования. Представитель Российской Федерации подтвердил, что ветеринарные сертификаты не требуют сертификации положений, которые не были обоснованы на основе применяемого обязательного требования и надзора, проводимого на территории Российской Федерации или Таможенного союза. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.

  11. Отдельные члены попросили уточнить, каким образом можно экспортировать продукцию в Российскую Федерацию при отсутствии действующих двусторонних сертификатов: (i) если для такой продукции установлены Единые ветеринарные требования Таможенного союза и (ii) если Единых ветеринарных требований не установлено. Представитель Российской Федерации ответил, что если для продукции Единые ветеринарные требования Таможенного союза установлены, страна-экспортер должна использовать установленные Единые ветеринарные сертификаты Таможенного союза либо договориться со сторонами Таможенного союза о двусторонних ветеринарных сертификатах, устанавливающих требования, отличающиеся от Единого ветеринарного сертификата Таможенного союза, чтобы отразить специфические условия страны-экспортера. В случае если для рассматриваемой продукции Единых ветеринарных требований не установлено, двусторонний сертификат с заинтересованной стороной может быть разработан на основе согласованной позиции Сторон Таможенного союза, и такой двусторонний сертификат будет основан на соответствующих международных стандартах, руководствах и рекомендациях.

  12. В отношении условий ветеринарных сертификатов представитель Российской Федерации подтвердил, что в соответствии с положениями Соглашения ВТО по СФС, которое определило нормы и стандарты МЭБ в качестве требований, используемых в международной торговле живыми животными и продукцией животного происхождения, постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 159 «О применении ветеринарных мер при ввозе живых животных и продукции животного происхождения на таможенную территорию Российской Федерации» устанавливает, что при ввозе живых животных и продукции животного происхождения на таможенную территорию Российской Федерации, в случае если требования, установленные в российском законодательстве являются более жесткими, чем международные ветеринарные требования, то применяются международные стандарты (например, соответствующие положения Кодекса МЭБ). Представитель Российской Федерации заявил, что на практике Российская Федерация либо привела правила в соответствие со стандартами МЭБ, либо обосновала сохранение более строгого стандарта на научном доказательстве. Далее он отметил, что постановление Правительства Российской Федерации №159 применяется в отношении Письма Государственной ветеринарной службы от 23 декабря 1999 года № 13-8-01/1-1-3-7, и если письмом устанавливаются ветеринарные требования жестче, чем международные стандарты, то применяются международные стандарты.

  13. Представитель Российской Федерации пояснил, что Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств» предписывает что: в случае отсутствия ветеринарных, фитосанитарных или санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований на национальном уровне или уровне Таможенного союза, стороны Таможенного союза будут применять стандарты, рекомендации и руководства МЭБ, МКЗР и Кодекса Алиментариус соответственно. Точно так же, если ветеринарные, фитосанитарные, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, действующие на территории Таможенного союза, являются более строгими чем соответствующие международные стандарты, руководства и рекомендации, то в отсутствии научного обоснования риска для жизни или здоровья человека, животных или растений, будут применятся соответствующие международные стандарты, руководства и рекомендации, или соответствующие их части, до того момента, пока обязательные требования Таможенного союза будут не будут приведены в соответствие с соответствующими международными стандартами, руководствами и рекомендациями.

  14. Один член отметил, что было бы очень полезным пояснение, каким образом данный принцип применяется в данном случае, так как операционализация данной концепции представляется не достаточно очевидной. Также представляется, что пункты 994 и 1003 ссылаются наданныйпринцип.

  15. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что постановление Правительства Российской Федерации № 159, а теперь и Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 721 являются обязательными и, по его мнению, успешно когда Решение № 721 вступит в силу, будет создана база для применения международных стандартом, рекомендаций и руководств. Он обратился к данному члену с тем, что в случае наличия конкретных примеров неприменения данных решений предоставить их российским органам власти, чтобы они могли решить данные вопросы.

  16. Член выразил озабоченность тем, что требования по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (БСЕ), установленные в действующих двусторонних сертификатах, также как и в единых сертификатах Таможенного союза для живого крупного рогатого скота, не соответствуют стандартам МЭБ, так как они соответственно предписывают исследование животных на БСЕ и требуют отсутствие генетической связи с животными, зараженными БСЕ. Представитель Российской Федерации пояснил, что в отношении БСЕ с даты присоединения Российской Федерации к ВТО двусторонние сертификаты, также как и единые формы сертификатов Таможенного союза будет приведены в соответствие со стандартам МЭБ, как это предусмотрено Соглашением ВТО по СФС. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.

  17. В ответ член Рабочей группы заявил, что Российской Федерации необходимо изменить национальные стандарты в соответствии с международными стандартами, рекомендациями и руководствами во избежание коллизий при установлении одинакового уровня защиты. Представитель Российской Федерации заявил, что гармонизация стандартов Таможенного союза с международными стандартами, рекомендациями и руководствами достигается, среди прочего, в рамках разработки новых технических регламентов в сфере СФС, как указано в пунктах с 828 по 845 и с 1045 по 1048. Более того, Комиссия Таможенного союза приняла решение № 625 с изменениями, внесенными Решениями Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 721 и № 722 для того, чтобы обеспечить, что гармонизация с международными стандартами, рекомендациями и руководствами будет достигнута с даты вступления в силу Решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 721.

  18. Один член отметил, что Российская Федерация приняла некоторые ветеринарные сертификаты, включающие положения, которые являются несоответствующих международным стандартам, например, стандартам МЭБ, и не представила научного обоснования или оценки рисков, проведенной в соответствии со статьей 5 Соглашения ВТО по СФС. Данный член задал вопрос о готовности Российской Федерации внести изменения в данные сертификаты для их приведения в соответствие с данными стандартами и обязательствами.

  19. В ответ представитель Российской Федерации подтвердил, что в случае, если экспортирующий член полагает, что СФС требования Таможенного союза или Российской Федерации приводят к более высокому уровню защиты, чем это достигается мерами, основанными на международных стандартах, руководствах и рекомендациях, Российская Федерация готова проводить консультации с экспортирующим членом по таким СФС требованиям и, если необходимо, по результатам таких консультаций внести изменения требования, включенные в соответствующий сертификат для приведения его в соответствие международными стандартами, руководствами и рекомендациями и Соглашению ВТО по СФС. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.