logo
доклад РГ по ВТО 16

(А) Алкогольные напитки​​

  1. Отдельные члены выразили озабоченность по поводу ограничительных последствий существующей системы лицензирования деятельности по продаже алкогольных напитков. Они запросили информацию о намерении Российской Федерации изменить законодательство в данной области. Отмечая, что сборы, взимаемые за право на импорт алкогольной продукции, значительно превышают взимаемые за экспорт или распространение на территории Российской Федерации, данные члены заявили о необходимости получения более подробной информации по данному вопросу, а также по вопросу сборов за лицензирование деятельности, связанной с импортом. В частности, данные члены запросили информацию о наличии планов по созданию государственной монополии алкогольных напитков.

  2. Представитель Российской Федерации заявил, что Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с последними изменениями от 5 апреля 2010 года) устанавливаются правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной (вина, спиртных напитков и питьевого этилового спирта) и спиртосодержащей продукции (спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции). Он добавил, что ранее в соответствии с настоящим Законом существовало конкретное требование о лицензировании деятельности по вывозу (ввозу) данных товаров. Однако данное требование было отменено с вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года № 102-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон № 171-ФЗ.

  3. Член попросил представителя Российской Федерации обозначить требования для получения лицензии на деятельность, связанную с алкогольной продукцией. Член выразил озабоченность тем, что отдельные требования, обновленные в декабре 2010 года, такие как, например, технические условия хранения спирта, требования к складским помещениям (правила техники безопасности, противопожарные системы, показатели влажности и температуры и так далее) применяемые Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулированием), отличающиеся в зависимости от вида алкогольной продукции, сложны для выполнения и применяются непоследовательно. Данный член отметил, что вышеупомянутые требования являются слишком обременительными и могут рассматриваться как дискриминационные и (или) неоправданные ограничения торговли в соответствии с Соглашением ВТО.

  4. В ответ представитель Российской Федерации пояснил, что данные обновленные требования разработаны в целях создания надлежащих условий для хранения и распространения спирта и алкогольной продукции, обеспечения качества и безопасности продукции, а также безопасности работников складских помещений. По его мнению, данные требования не являются слишком обременительными и применяются недискриминационно.

  5. Отдельные члены отметили, что Российская Федерация продолжает требовать наличие лицензии для производства и распространения алкогольных напитков и этилового спирта для получения лицензии на ввоз данных товаров. Данное требование ограничивает число компаний, которые вправе осуществлять ввоз, компаниями, занимающимися производством и распространением алкогольных напитков и этилового спирта в Российской Федерации. Более того, требование о получении как лицензии на импорт, которая может быть выдана только в случае, если оператор уже получил лицензию на осуществление деятельности, так и самой лицензии на осуществление деятельности приводит к запутанной ситуации двойного лицензирования для иностранных операторов, что ставит их в невыгодное положение по сравнению с отечественными производителями. Данный член призвал Российскую Федерацию отменить такое требование двойного лицензирования и отметил, что любые подобные требования при условии их сохранения должны соответствовать Соглашению ВТО.

  6. Представитель Российской Федерации ответил, что с отменой лицензии на деятельность в по ввозу и вывозу, упомянутой в пункте 232, процедура лицензирования в области торговли алкогольной продукцией уже упрощена. В результате изменения в существующей системе лицензия на деятельность требуется только для ведения бизнеса, а именно производства, распространения и хранения алкогольных напитков и этилового спирта (товарный охват системы лицензирования деятельности указан в Таблице 12), ​такие лицензии действительны в течение не более пяти лет, и поскольку для вывоза (ввоза) специальной лицензии на данную деятельность не требуется, для получения лицензии на ввоз (вывоз) данных товаров необходима лицензия на деятельность по производству, распространению и хранению алкогольных напитков и этилового спирта. Он подтвердил, что система лицензирования не устанавливает требований в отношении оборота. Условия и требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения лицензии на деятельность по производству, распространению или хранению алкогольной продукции, прописаны в Федеральном законе от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (с последними изменениями от 5 апреля 2010 года). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 154 лицензии на деятельность выдаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулированием) в течение 30 дней после подачи полного комплекта документов. В соответствии с проектом Административного Регламента Росалкогольрегулирования операторы вправе подавать заявления о продлении действующей лицензии на деятельность не ранее, чем за 60 дней до даты ее истечения. В соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ Росалкогольрегулирование обязано завершить рассмотрение заявления о продлении лицензии на деятельность в течение 15 календарных дней с даты получения заявления, издать решение и уведомить о нем заявителя в письменной форме в течение трех календарных дней после завершения рассмотрения. В ответ на вопрос отдельных членов представитель Российской Федерации пояснил, что если по какой-либо причине срок действия лицензии на деятельность истек пока заявление на продление находится на рассмотрении, Росалкогольрегулирование потребует новое заявление, но не будет взимать новые пошлины. Тем не менее, товары, хранение которых осуществляется по лицензии с истекшим сроком действия, считаются незаконным с даты истечения лицензии и подлежат изъятию.

  7. Отдельные члены выразили серьезную озабоченность тем, что заявители, которым, несмотря на их соответствие всем правовым требованиям лицензии не продлеваются, подлежат штрафам, включая изъятие продукции, и не имеют эффективных средств правовой защиты, и что применение данных мер ведет к злоупотреблениям и является необоснованным ограничением доступа на рынок.

  8. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что, по его мнению, действующая процедура продления лицензии на деятельность не является ни ограничением торговли, ни слишком обременительной. Росалкогольрегулирование может отказать в выдаче лицензии только на основании критериев, установленных в пункте 9 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ и не вправе отказать в выдаче или продлении лицензии на основании незначительных ошибок, допущенных в документации. По истечении срока действия лицензии на деятельность на заявителя не налагаются никакие штрафы. Если заявитель выполняет все требования, необходимые для получения лицензии на деятельность, и действует в соответствии с другими соответствующими положениями законодательства Российской Федерации, ему будет выдана лицензия на деятельность, а действия и (или) бездействие Росалкогольрегулирования могут быть обжалованы в суде.

  9. В ответ на вопрос члена представитель Российской Федерации пояснил, что в случаях, когда срок действующей лицензии на деятельность истек, а заявление на продление срока действия находится на рассмотрении, импортная лицензия, выданная данному оператору, будет оставаться действительной до окончания срока ее действия, хотя и не действующей до выдачи новой лицензии на деятельность. В таких случаях оператору не потребуется получать новую импортную лицензию, если срок действующей лицензии не истек. Таким образом, лицензия на импорт не будет автоматически признаваться недействительной по истечении срока соответствующей лицензии на деятельность.

  10. Один из членов попросил подтверждения, что период, на который выдаются или продлеваются лицензии, не будет ограничен на основании того, что заявитель владеет складскими помещениями для хранения продукции на праве аренды в течение всего срока запрашиваемого периода действия лицензии.

  11. В ответ представитель Российской Федерации пояснил, что Федеральный закон № 171-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для подачи заявления на выдачу лицензии на деятельность. В соответствии с частью 17 статьи 19 Федерального закона лицензия на деятельность может быть продлена на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет. Ни Федеральный закон № 171-ФЗ, ни иной нормативный правовой акт не содержат требований к заявителю о предоставлении действующий договор аренды складских помещений на период действия лицензии на деятельность. Далее он подтвердил, что Росалкогольрегулирование будет предпринимать действия только в соответствии с Федеральным законом.

  12. Один из членов подчеркнул, что Российская Федерация должна обеспечить предоставление национального режима в отношении всех законов, правил и требований, касающихся внутренних продаж, предложений на продажу, закупок, транспортировки, распространения или использования импортных алкогольных напитков и этилового спирта.

  13. В ответ на вопрос члена представитель Российской Федерации подтвердил, что требования по неавтоматическому импортного лицензирования указаны в разделе «Количественные ограничения импорта, в том числе запреты и квоты, а также системы импортного лицензирования» настоящего Доклада, и повторил, что с даты присоединения Российской Федерации к ВТО неавтоматическое импортное лицензирование алкогольных напитков будет отменено и заменено процедурой автоматического лицензирования, в соответствии с которой лицензии будут выдаваться по предоставлению соответствующего и полного комплекта документов.

  14. Представитель Российской Федерации пояснил, что учитывая специфику рынка алкоголя, а именно потенциальную опасность, которую представляет алкогольная продукция низкого качества для здоровья людей, Правительство Российской Федерации ввело следующие требования к алкогольной продукции, применяемые недискриминационным образом к продукции как отечественного, так и иностранного производства:

- маркировка алкогольной продукции, содержащей более 9 процентов удельного объема этилового спирта, акцизными марками, которые доступны для экспортеров;

- регистрация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе;

- обязательная наклейка на каждой единице алкогольной продукции с предупреждающей надписью о негативном влиянии алкоголя на здоровье.

  1. Отдельные члены отметили, что связанная с обязательным использованием акцизных марок электронная система контроля алкогольной продукции, Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), при ее введении создавала проблемы и перебои в торговле. Несмотря на то, что, как отметили члены, данные первоначальные проблемы были устранены, они также выразили озабоченность завышенными требованиями к отчетности, согласно которым импортеры должны были предоставлять подробные отчеты об использовании каждой отдельной акцизной марки. Члены отметили, что такое обязательное требование является очень обременительным, и поставили под вопрос его необходимость. Члены также выразили озабоченность тем, что на отечественных производителей не распространяются те же требования. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что по состоянию на 8 января 2009 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 года № 522 (с последними изменениями от 9 марта 2010 года) к отечественным и иностранным производителям применяются одинаковые требования в отношении отчетности, связанной с марками для алкогольных напитков. Кроме того, члены запросили подтверждение того, что акцизные марки, выпущенные в период действия лицензии на деятельность, останутся действительными в случае возобновления лицензии. Члены также спросили о намерении государственных органов Российской Федерации ввести новые акцизные марки, которые будут необходимы к применению в дополнение к уже введенным («вторая марка»).

  2. Отдельные члены также спросили об обязательных гарантиях, необходимых для ввоза продукции в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 13 апреля 2009 года № 663. Они выразили озабоченность фиксированным уровнем обеспечения уплаты таможенных платежей, установленным настоящим документом, который во многих случаях превышает уровень фактических таможенных платежей. Они также подняли вопрос о сроках возмещения излишне уплаченных сумм, которые зачастую являются очень затянутыми и служат причиной значительных экономических убытков для операторов. Кроме того, отдельные члены задали вопрос о требовании о представлении второй гарантии в отношении доставки товаров.

  3. В ответ на вопрос отдельных членов об обеспечении, необходимом для ввозимых товаров, представитель Российской Федерации подтвердил, что требования, касающиеся обеспечения, установлены приказом Федеральной таможенной службы № 663. Согласно приказу, фиксированная сумма обеспечения устанавливается в соответствии с пунктом 4 статьи 88 Таможенного кодекса Таможенного союза. В соответствии с пунктом 1 статьи 88 сумма обеспечения уплаты таможенных платежей определяется исходя из сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате в государстве–члене Таможенного союза, в котором товары должны быть выпущены для внутреннего потребления либо экспорта. Если товары следуют через территорию Российской Федерации транзитом в другое государство-член Таможенного союза, стоимость обеспечения уплаты таможенных платежей определяется размером таможенных пошлин и налогов в государстве-члене Таможенного союза, на территории которого товар будет выпущен либо экспортирован, однако сумма обеспечения должна быть не менее размера таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате в случае если бы товары были выпущены или экспортированы на территории любого другого государства-члена Таможенного союза. Если сумма подлежащих к уплате таможенных пошлин и налогов не может быть точно рассчитана в связи с непредставлением в таможенный орган точных сведений о товаре, его наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости на момент определения суммы обеспечения, сумма обеспечения рассчитывается на основе максимальных ставок таможенных пошлин и налогов, стоимости товара и (или) его физических характеристик (количество, вес, объем и другие характеристики), которые могут быть оценены на основе имеющейся информации.

  4. Кроме того, он подтвердил, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2007 года № 699 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 866» были отменены двойные банковские гарантии на импортируемую алкогольную продукцию. Он подтвердил, что в отношении гарантий и депозитов в связи с импортом алкогольной продукции, никаких дополнительных документов, таких как «транзитный сертификат обеспечения» и другие требования, для ввоза алкогольной продукции не потребуется. Относительно озабоченности отдельных членов ВТО об ограничением числа банков, предоставляющих гарантии импортерам, и сумм обеспечения, предоставляемых банками, представитель Российской Федерации пояснил, что данные положения были введены в целях обеспечения уплаты таможенных платежей и процентов при таможенном оформлении товаров, выпускаемых в свободное обращение, и они не нацелены на косвенную защиту отечественного товара. Он добавил, что как иностранные, так и отечественные производители могут представлять гарантии, выданные только банками, включенными в реестр банков-участников системы страхования вкладов, и что не существует дискриминации по признаку страны происхождения оператора в вопросе предоставления гарантий банками, входящими в реестр. Он добавил, что в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (с последними изменениями от 26 апреля 2007 года), Банк России может устанавливать обязательные нормативы для банков с целью обеспечения устойчивости кредитных организаций. Максимальный уровень рисков для каждого заемщика ограничивается одним из данных нормативов.

  5. В ответ на вопрос о системе ЕГАИС представитель Российской Федерации пояснил, что система ЕГАИС была введена в действие изменениями в Федеральный закон № 171-ФЗ с целью усиления контроля над рынком алкогольной продукции, распространяемой на территории Российской Федерации, и предотвращения появления контрафактной продукции на рынке. Данная информационная система содержит информацию, предоставляемую предприятиями, осуществляющими производство и распространение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии с Правилами функционирования системы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 года № 522 (с последними изменениями 9 марта 2010 года), информация об импортируемой продукции и о компании, распространяющей данную продукцию на территории Российской Федерации (ИНН, информация о лицензии на деятельность и, если необходимо, об импортной лицензии), предоставляется в таможенные органы в электронном виде. В ответ на вопрос члена о влиянии создания Таможенного союза на систему ЕГАИС представитель Российской Федерации пояснил, что акцизные марки и система ЕГАИС являются специфичными для Российской Федерации и что алкогольная продукции из Казахстана и Беларуси в целях системы ЕГАИС считается импортной.

  6. В ответ на вопрос члена представитель Российской Федерации пояснил, что акцизные марки, выпущенные в период действия лицензии на деятельность, будут оставаться действительными и могут быть использованы при условии продления срока действия лицензии на деятельность.

  7. Представитель Российской Федерации подчеркнул, что в настоящее время намерений по введению дополнительные требования в отношении второй акцизной марки не существует и что такое требование, если оно будет введено, будет недискриминационным либо иным образом соответствующим требованиям ВТО. Он также добавил, что Российская Федерация будет применять требования в отношении обеспечения таким образом, который будет соответствовать Соглашению ВТО, в включая обеспечение того, что сумма обеспечения не будет значительно превышать размер платежей, подлежащих уплате. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.

  8. В ответ на вопрос отдельных членов о регулировании ввоза в Российскую Федерацию денатурированных веществ и денатурированной спиртосодержащей продукции представитель Российской Федерации указал, что с 1 июля 2007 года производство и продажа такой продукции (включая импорт) ограничены перечнем, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 401 (с последними изменениями от 31 октября 2009 года) в целях реализации Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, вступившего в силу 9 декабря 1995 года (с последними изменениями 29 декабря 2006 года).

  9. В ответ на вопрос отдельных членов относительно государственной монополии на алкоголь он сообщил, что Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изменениями от 1 декабря 2007 года) предусматривает возможность установления государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации. Аналогично Соглашение Таможенного союза о Нетарифном регулировании предусматривает возможность лицензии на осуществление исключительного права на импорт определенных товаров, выдаваемой Комиссией Таможенного союза. Однако, ни учреждение государственной монополии, ни выдача лицензии на осуществление исключительного права на импорт в настоящее время не ожидаются.

  10. Представитель Российской Федерации отметил, что лицензионные сборы предусматриваются Налоговым кодексом Российской Федерации (см. Таблицу 12). Кодекс разработан для обеспечения единой ставки лицензионного сбора за право производства, хранения и реализации алкогольной продукции. Представитель Российской Федерации далее заявил, что связанные с процедурами лицензирования дискриминационные сборы на ввозимые товары были отменены.

- (б) Лекарственные средства

  1. Отдельные члены запросили дополнительную информацию относительно будущей отмены требований по лицензированию как условия ввоза в области лекарственных средств, а также попросили разъяснений в отношении шагов, предпринимаемых государственными органами Российской Федерации для приведения существующей практики в соответствие с требованиями ВТО.

  2. Представитель Российской Федерации указал, что в целях защиты жизни и здоровья человека и животных право на ввоз лекарственных средств, включая ветеринарные препараты, предоставлено нижеперечисленным российским лицам, включая предприятия с иностранным участием, зарегистрированным в качестве российских юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»:

- производителям лекарственных средств для целей собственного производства лекарственных средств;

- организациям оптовой торговли лекарственными средствами;

- научно-исследовательским организациям и лабораториям для разработки и контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

- иностранным разработчикам и производителям лекарственных средств для проведения клинических испытаний, осуществления государственной регистрации лекарственных средств, включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств и контроля качества продукции при наличии разрешения уполномоченного органа; и

- медицинским организациям для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента.

  1. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями 28 сентября 2010 года), лицензирование деятельности в отношении лекарственных средств, включая ветеринарные препараты, сохраняется в связи с потенциальной угрозой такой деятельности для жизни и здоровья человека. Лицензии на производство и распространение таких товаров выдаются сроком на пять лет. В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 128-ФЗ за каждую лицензию на осуществление деятельности в области лекарственных средств, например, производство лекарственных средств, включая ветеринарные препараты, и деятельность по распространению лекарственных средств для медицинских целей, взимается платеж в размере 2600 рублей.

  2. Отдельные члены Рабочей группы попросили представителя Российской Федерации подтвердить, что право на запрос лицензий на торговлю лекарственными средствами принадлежит российским компаниям, и разъяснить, что это предполагает на практике для российских компаний с иностранным участием, иностранных компаний, не зарегистрированных в Российской Федерации, отечественных и зарубежных индивидуальных предпринимателей, желающих экспортировать лекарственные средства в Российскую Федерацию. Они также попросили представителя Российской Федерации подтвердить, что лицензии на деятельность будут доступны для всех зарегистрированных компаний (отечественных или иностранных). Они отметили, что это не помешает обеспечению Российской Федерацией функционирования государственных предприятий или осуществлению контроля импорта и экспорта, например, в целях здоровья человека, пока будет применяться таким образом, который будет соответствовать соответствующим обязательствам в ВТО.

  3. В ответ представитель Российской Федерации напомнил, что иностранные юридические лица, планирующие осуществлять ввоз лекарственных средств, включая ветеринарные препараты, на территорию Российской Федерации, должны зарегистрироваться в качестве российского юридического лица для получения лицензии на деятельность в соответствующей области лекарственных средств (производство, распространение) на территории Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона № 128-ФЗ, а также получить импортную лицензию в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

  4. Члены выразили озабоченность данными требованиями. Импортер обязан получить лицензию на деятельность для осуществления производства и распространения лекарственных средств на территории Российской Федерации в качестве условия для получения импортной лицензии. Критерии получения такой лицензии на деятельность не связаны с импортированием и требования, выдвигаемые импортерам лекарственных средств в отношении осуществления производства и оптовой торговли лекарственными средствами на территории Российской Федерации, могут ограничить импорт данных товаров.

  5. Представитель Российской Федерации заявил, что в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», российские и иностранные физические лица не вправе осуществлять ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации. Отдельные члены Рабочей группы запросили информацию о том, разрешено ли физическим лицам производить лекарственные средства на территории Российской Федерации. Данные члены отметили, что платежи за каждую импортную поставку являются обременительными, задерживает сроки поставки и добавляют излишние расходы, связанные с импортом, а также, как представляется, являются мерой по получению дохода. В ответ представитель Российской Федерации пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями от 30 сентября 2010 года) и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 684 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств» производство лекарственных средств на территории Российской Федерации не может осуществляться физическими лицами. Что касается ввоза лекарственных средств, он отметил, что юридические лица с иностранным участием (включая юридические лица со стопроцентным иностранным участием) имеют в Российской Федерации те же права, что и иные российские юридические лица и могут получить необходимую лицензию на деятельность на тех же условиях.

  6. Представитель Российской Федерации подтвердил, что лицензии на деятельность доступны для всех компаний, зарегистрированных на территории Российской Федерации в качестве юридических лиц (в том числе юридические лица с частичным или стопроцентным иностранным участием), отвечающих критериям государственного регулирования. Далее он отметил, что Правила ввоза и вывоза лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года № 438 «О порядке ввоза и вывоза лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения»), Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также соглашения Таможенного союза, перечисленные в пункте 217, Решение Комиссии Таможенного союза № 132, и, более конкретно, Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза лекарственных средств и их ингредиентов, определяют порядок ввоза и вывоза лекарственных средств и фармацевтических субстанций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Представитель Российской Федерации также напомнил об информации, содержащейся в разделе « Количественные ограничения импорта, в том числе запреты и квоты, а также системы импортного лицензирования» в отношении получения лицензий на ввоз лекарственных средств.

- (в) Товары, содержащие шифровальные (криптографические) средства

  1. Отдельные члены отметили, что Российская Федерация также требует получения лицензии на осуществление производства и распространения отдельных видов товаров, содержащих шифровальные средства. Более того, согласно законам Российской Федерации, лицензиатам, подающим заявление на получение лицензии на импорт товаров, содержащих шифровальные средства, также необходимо получить лицензию на распространение или производство товаров, содержащих шифровальные средства (см. пункты с 471 по 487 раздела «Количественные ограничения импорта, в том числе запреты и квоты, а также системы импортного лицензирования»). Данные члены выразили озабоченность тем, что требование о получении лицензии на деятельность в целях получения импортной лицензии является неоправданным ограничением импорта.

  2. В ответ представитель Российской Федерации напомнил о чувствительности товаров, подлежащих импортному лицензированию, и заявил, что многие члены ВТО регулируют торговлю товарами, содержащими шифровальные средства. Он отметил, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 957 «Об утверждении Положений о лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами», в отношении отдельных товаров, содержащих шифровальные средства, установлены изъятия в отношении требований о лицензии на деятельность. Он далее отметил, что в соответствии с Положением Таможенного союза от 1 декабря 2009 года «О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза шифровальных средств» и как описано в пунктах с 471 по 487 раздела «Количественные ограничения импорта, в том числе запреты и квоты, а также системы импортного лицензирования» настоящего Доклада, на многие товары, содержащие шифровальные средства, импортная лицензия более не требуется.

- (г) Драгоценные камни и драгоценные металлы

  1. Представитель Российской Федерации отметил, что по состоянию на 1 января 2010 года процедуры ввоза и вывоза драгоценных камней и металлов закреплены в Положении Таможенного союза «О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вывоза с таможенной территории таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» («Положение о драгоценных камнях и драгоценных металлах»), утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 132. В соответствии с данным Положением товары, содержащиеся в разделах 2.9 и 2.10 Общего Перечня, содержащегося в приложении к Решению № 132 (см. Таблицу 28), подлежат обязательному лицензированию. В соответствии с пунктом 14 Положения о драгоценных камнях и драгоценных металлах лицензия на деятельность по операциям с драгоценными камнями и драгоценными металлами обязательна для вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней (кроме бриллиантов) с территории Таможенного союза; аналогично, в соответствии с пунктом 24 Положения о драгоценных камнях и драгоценных металлах вывоз драгоценных металлов и драгоценных камней для обработки может осуществляться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление данной деятельности. Представитель Российской Федерации далее отметил, что Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями от 28 сентября 2010 года) отменены требования об обязательном лицензировании деятельности по торговле драгоценными металлами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, однако лицензия на деятельность необходима для получения лицензии на экспорт.

  2. Далее представитель Российской Федерации отметил, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» (с последними изменениями от 11 января 2007 года) законодательных требований о лицензировании или количественных ограничениях на импорт драгоценных камней и драгоценных металлов на территорию Российской Федерации не установлено. Более того, в соответствии Федеральным законом от 19 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с последними изменениями от 22 июля 2008 года), драгоценные камни и драгоценные металлы были исключены из перечня валютных ценностей, информация о добыче, перевозке и потреблении драгоценных камней и драгоценных металлов в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 153-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2005 года № 243 «О внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203» исключена из перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. Данные изменения упростили порядок осуществления операций с драгоценными камнями и драгоценными металлами, сделав данные операции более транспарентными и отменив ряд ограничений на оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, таких как ограничение прав юридических лиц в отношении владения на праве собственности и распоряжения товарами данной категории. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе на территорию Российской Федерации из стран, не входящих Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в данные страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» отменены количественные ограничения на экспорт платины, металлов платиновой группы и природных алмазов; разрешен экспорт черных металлов, содержащих драгоценные металлы, и устранен запрет на экспорт лома и отходов; а также одобрена будущая либерализация международной торговли данными товарами, отходами драгоценных металлов, рудой и концентратами драгоценных металлов, а также необработанными драгоценными металлами. Данные изменения также нацелены на отмену количественных ограничений на экспорт природных алмазов субъектами их добычи и алмазов в 10,8 карата или более, если данные природные алмазы были приобретены иностранными лицами на аукционе у субъектов их добычи, проведенном в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1137 также установлено, что вывоз из Российской Федерации природных алмазов в соответствии с таможенным режимом экспорта (за исключением уникальных природных алмазов в форме «борт» и «дриллинг» независимо от их размера и степени обработки, алмазов классов «-3+2» и более низких классов), платины и металлов платиновой группы виде слитков, пластин, порошка и гранул, а также самородков драгоценных металлов, сырья драгоценных металлов, руды и концентратов драгоценных металлов, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов может осуществляться без количественных ограничений на основании лицензий на экспорт, выдаваемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, как предусмотрено разделами 2.9 и 2.10 Общего Перечня в приложении к Решению № 132 (см. Таблицу 28).

  3. Отдельные члены попросили разъяснить, сохраняет ли Российская Федерация какие-либо ограничения или требования, кроме ставок таможенных пошлин на импорт драгоценных металлов и драгоценных камней, в частности, ограничивается ли импорт данных товаров с помощью импортного лицензирования либо ввоз должен быть осуществлен через пункты таможенного оформления таких товаров, как в случае с экспортом алмазов. Данные члены также выразили озабоченность в связи с требованиями в отношении вывоза драгоценных камней и драгоценных металлов.

  4. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что ввоз драгоценных камней и драгоценных металлов и изделий, содержащих драгоценные камни и драгоценные металлы, подлежит только таможенно-тарифному регулированию. Он добавил, что ввоз драгоценных металлов, драгоценных камней и украшений должен осуществляться через пункты таможенного оформления таких товаров (Указ Президента Российской Федерации № 1137). В определенных пунктах таможенного оформления работают специалисты, квалифицированные в области драгоценных металлов и драгоценных камней. Такие пункты таможенного оформления являются частью таможенной системы Российской Федерации. Он также добавил, что упомянутые процедуры соответствуют Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 2000 год), в частности, главе 1 Приложения А к ней, в соответствии с которой места, через которые такие товары могут ввозиться на таможенную территорию, определяются национальным законодательством.

- (д) Иные требования по лицензированию

  1. Отдельные члены выразили озабоченность в связи с требованиями по лицензированию, регулирующими доступ к нефте- и газопроводам и другим распределительным сетям для вывоза товаров, которые могут применяться неким образом, ограничивающим объем экспорта нефти и газа из Российской Федерации, и не соответствовать требованиям статьи XI ГАТТ-94. Они попросили представителя Российской Федерации предоставить дополнительную информацию о применении данных режимов, включая режим экспортного лицензирования энергоносителей.

  2. В отношении лицензирования импорта и экспорта электроэнергии и импорта природного газа, представитель Российской Федерации заявил, что требований по лицензированию экспорта (импорта) данных товаров не существует.

  3. Он добавил, что в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 117-ФЗ «Об экспорте газа» исключительное право на экспорт природного газа из Российской Федерации предоставляется организации-собственнику единой системы газоснабжения и ее дочерним обществам. Он отметил, что информация о режиме лицензирования экспорта газа содержится в разделе «Процедуры экспортного лицензирования» настоящего Доклада.

  4. Он добавил, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями от 28 сентября 2010 года) не требуется оформление лицензии для следующих видов деятельности:

  1. Представитель Российской Федерации напомнил о своих предыдущих заявлениях относительно регистрационных требований, а также заявил, что данные требования в отношении экспортных контрактов были первоначально введены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1994 года № 758 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг» (с последними изменениями 8 декабря 2010 года), и отменены постановлением Правительства от 21 марта 1996 года № 300 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросу о регистрации контрактов при экспорте товаров». Регистрация импортных контрактов никогда не требовалась, в Российской Федерации не существует обязательного реестра импортных и экспортных контрактов. Он также подтвердил, что государственные органы Российской Федерации не имеют планов по введению такой регистрации в каком-либо виде в будущем. Далее он заявил, что субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать требования для юридических или физических лиц, которые могут негативно повлиять на их право на ввоз и вывоз товаров.

  2. Отдельные члены заявили, что Российская Федерация должна принять следующие обязательства в данной области: Российская Федерация должна гарантировать, что не будет сохранять ограничений прав на осуществление торговли товарами за исключением ограничений, соответствующих положениям ВТО, и что все законы и правила, относящиеся к правилам на торговлю в Российской Федерации, независимо от того, приняты ли они Российской Федерацией или компетентными органами Таможенного союза, будут применяться таким образом, который не будет противоречить соответствующим обязательствам в ВТО. В частности, Российская Федерация должна подтвердить, что не будет устанавливаться ограничений прав граждан и предприятий, в том числе предприятий с иностранным участием, на осуществление импорта и экспорта товаров на таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено положениями Соглашения ВТО. Возможности отдельных граждан и компаний ввозить и вывозить товары в зависимости от сферы их бизнеса ограничиваться также не будут. Критерии для регистрации и внесения в государственный реестр юридических лиц будут общеприменимы и опубликованы в официальном источнике, включая последующие изменения. Без ущерба для других соответствующих положений Соглашения ВТО Российская Федерация должна обеспечить, что любые законы и правила, связанные с правом на торговлю товарами, не будут ограничивать импорт товаров в нарушение общего запрета количественных ограничений в соответствии со статьей XI:1 ГАТТ-94, а также не будут дискриминировать импортные товары в нарушение положений статьи III:4 ГАТТ-94. Любые сопутствующие платежи, налоги и сборы должны быть ограничены примерной стоимостью оказанных услуг и их применение не должно вести к дискриминации в пользу аналогичных отечественных товаров. В частности, члены предложили, чтобы в отношении импорта алкогольной продукции, лекарственных средств и товаров, содержащих шифровальные средства, Российская Федерация отменила требование о получения импортной лицензии и (или) лицензии на деятельность в качестве предварительного условия для импорта или экспорта.

  3. Представитель Российской Федерации подтвердил, что с даты присоединения применение всех законов, правил и других мер, влияющих на импорт и экспорт товаров, принятых Российской Федерацией либо компетентными органами Таможенного союза, будет соответствовать соответствующим положениям Соглашения ВТО, включая Соглашение по процедурам импортного лицензирования и статьи I, III, VIII и XI ГАТТ-94. В ответ на озабоченность отдельных членов в отношении текущего регулирования ввоза алкогольной продукции, лекарственных средств и товаров, содержащих шифровальные средства, которое предусматривает выдачу импортной лицензии и (или) лицензии на деятельность в качестве предварительного условия импорта, как изложено в пунктах 473 и c 476 по 481, он подтвердил, что после присоединения к ВТО Российская Федерация обеспечит, чтобы лицу, имеющему в соответствии с Соглашениями Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза либо российским законодательством право на декларирование импортируемых товаров, было разрешено уплачивать соответствующие таможенные пошлины, платежи и сборы в связи с импортом алкогольной продукции, лекарственных средств и товаров, содержащих шифровальные средств, без представления в таможенные органы лицензии на импорт и (или) лицензии на вид деятельности, и что данные товары могут быть вывезены владельцем соответствующей лицензии на импорт и (или) лицензии на вид деятельности с территории пункта таможенного оформления в целях свободного их обращения на территории Российской Федерации. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.