logo
доклад РГ по ВТО 16

3. Меры внутренней политики, затрагивающие внешнюю торговлю​​

- Промышленная политика, в том числе субсидирование

  1. Представитель Российской Федерации заявил, что предоставление субсидий в России регулировалась бюджетом, налоговым, таможенным и антимонопольным (конкурентным) законодательствами. В рамках соответствующего законодательства для получателя доступны следующие виды государственной поддержки (участие в финансировании): (i) прямые переводы бюджетных средств, в том числе по федеральным целевым и инвестиционным программам; (ii) бюджетные ссуды, кредиты и гарантии, и (iii), отсрочки платежей или освобождение от налогов и таможенных пошлин. Субсидии предоставляются как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В ответ на вопросы членов представитель Российской Федерации заявил, что, если иное не указано в Докладе Рабочей группы, государственные органы Российской Федерации не выявили каких-либо субсидий, запрещенных в соответствии со статьей 3 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам на любом уровне государственного управления в Российской Федерации. Российская Федерация представила «Уведомление о промышленных субсидиях, предоставляемых из федерального бюджета Российской Федерации» и «Уведомление о промышленных субсидиях, выделяемых из бюджета субъектов Российской Федерации» за 2002 год, которые распространены среди членов Рабочей группы в WT/ACC/RUS/52 от 25 мая 2005 года и WT/ACC/RUS/51 от 23 мая 2005 года, а также дополнительную информацию в документах WT/ACC/SPEC/RUS/31 от 20 февраля 2003 года и WT / ACC/RUS/57 от 27 июня 2008 года.

  2. Государственная поддержка промышленного сектора экономики России, в основном, предоставляется в соответствии с федеральными целевыми программами. Также доступно прямое финансирование промышленности из федерального либо регионального бюджета. Более подробная информация содержится в Уведомлениях о промышленных субсидиях, предоставляемых на территории Российской Федерации, переданных членам в составе документов WT/ACC/SPEC/RUS/31 и WT/ACC/RUS/57. В ответ на вопросы отдельных членов о поддержке угольной отрасли, представитель Российской Федерации пояснил, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» в период с 2001 по 2005 год было предоставлено 595 600 000 рублей (20 млн. долл. США). Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с изменениями от 22 октября 2007 года). В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации, государственная поддержка угольной промышленности предоставляется, главным образом, для повышения социальной защищенности работников, создания безопасных условий труда в угольной промышленности и ликвидации основных убыточных шахт. Угольной промышленности не предоставляется каких-либо запрещенных субсидий, подпадающих под определение статьи 3 Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.

  3. Он добавил, что Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года № 1493-р, предусмотрены принципы и механизмы предоставления экспортных кредитов и гарантий экспортных кредитов. Концепцией предусмотрены процедуры предоставления:

- государственной гарантии от политических и коммерческих рисков, возникающих при реализации экспортных договоров с зарубежными импортерами. Государственные гарантии могут быть предоставлены только при условии, если правительство иностранного импортера представило контр-гарантии, или в случае заключения договора с суверенным покупателем или же если банк-кредитор предоставил кредит иностранному государству. При определенных обстоятельствах контр-гарантии не являются обязательными, например, если у иностранного покупателя есть инвестиционный рейтинг, и он является резидентом страны с инвестиционным суверенным рейтингом;

- экспортного кредитования, включая кредитование поставщиков, а также