- Основное законодательство об оэз
В ответ, представитель Российской Федерации пояснил, что Федеральный закон об особых экономических зонах № 116-ФЗ является правовой основой для создания ОЭЗ на таможенной территории Российской Федерации с 2005 года. В соответствии с последними изменениями, внесенными 25 декабря 2009 года, он предусматривает четыре типа особых экономических зон: производственные зоны, технопарки, зоны отдыха, а также портовые зоны.
(а) Производственные особые экономические зоны направлены на производство и переработку готовой продукции. Предполагалось, что в соответствии с соответствующими контрактами, инвестиции в течение первого года не должны составлять менее € 1 млн. Общий объем инвестиций составляет не менее € 3 млн.
(b) Экономические зоны инженерного и инновационного типа (технопарки) направлены на создание стимулов для реализации изобретений и новых технологий. Минимального инвестиционного финансирования для данного типа ОЭЗ не предусмотрено.
(c) Зоны отдыха были созданы в целях стимулирования развития туризма и санаторно-курортной деятельности (строительство, реконструкция и эксплуатация объектов туристической индустрии, объекты для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха, а также туристическая деятельность и деятельность, связанная с использованием вод, лечебных грязей и других природных целебных ресурсов, в том числе санаторно-курортное лечение, профилактика заболеваний, медицинская реабилитация, отдых и промышленный розлив минеральных вод). Минимального инвестиционного финансирования для данного типа ОЭЗ не предусмотрено.
Создание портовых ОЭЗ направлено на повышение условий для строительства и модернизации инфраструктуры морских портов, аэропортов и речных портов, чтобы стимулировать экономическую активность портов и портовых услуг, а также развитие и расширение портовых сооружений за счет иностранных и национальных прямых инвестиций.
Он добавил, что с созданием портовых ОЭЗ инвесторы могут подать заявку на пребывание, то есть, могут быть зарегистрированы в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, как это предусмотрено в Федеральном законе № 116-ФЗ, что дает право на специальный налоговый режим и другие условия, более благоприятные, чем те, которые доступны для фирм и предпринимателей на остальной таможенной территории, а также заключать контракты, конкретизирующие условия их участия в качестве «резидентов» в особых зонах. По данным соответствующих контрактов, резиденты таких ОЭЗ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие право на специальный налоговый режим и другие условия, более благоприятные, чем те, которые доступны для фирм и предпринимателей на остальной части таможенной территории, взяли на себя обязательство инвестировать не менее 10 млн. евро при строительстве объектов инфраструктуры нового морского порта, и, как минимум, 3 млн. евро при реконструкции объектов инфраструктуры морского, речного порта или аэропорта. Резиденты портовых ОЭЗ также должны предоставить таможенным органам гарантии выплаты пошлин и налогов. Обеспечение для таких выплат пошлин и налогов не может быть менее:
- 30 млн. рублей при проведении портовой деятельности, связанной со складированием любых товаров наряду с хранением, оптовой или биржевой торговлей, в том числе подакцизных товаров или минерального сырья;
- 10 млн. рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием товаров, которые не являются подакцизными товарами или минеральным сырьем, а также хранение и оптовая или биржевая торговля, или
- 2.5 млн. рублей при проведении другой портовой деятельности.
Фирмы, занимающиеся добычей полезных ископаемых, производством стали или производством товаров, подлежащих обложению акцизным налогам, за редким исключением включая производство автомобилей и мотоциклов, не могут располагаться в ОЭЗ. Правительство Российской Федерации может определить другие виды запрещенной деятельности в ОЭЗ в соответствии с национальным законодательством.
Представитель Российской Федерации также пояснил, что в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом № 116-ФЗ, Правительство Российской Федерации может создавать особые экономические зоны, за исключением портовых ОЭЗ, только на земельных участках, которые являются государственным и муниципальным имуществом. Как правило, все типы ОЭЗ образовывались постановлением Правительства Российской Федерации после тендера, хотя до 1 января 2015 года и в исключительных обстоятельствах, Правительство Российской Федерации может создать ОЭЗ напрямую, без процесса тендера. За исключением портовых зон, ОЭЗ были организованы на 20-летний период без продления. Портовые зоны организовывались на 49-летний период, также без возможности продления. По истечении 20-летнего периода для производственных зон, технологических парков и зон отдыха, а также 49-летнего периода для портовых зон, особые экономические зоны должны быть ликвидированы, и общий таможенный и налоговый режим будет применяться на всей территории бывшей ОЭЗ. При таких обстоятельствах, или, если период, предусмотренный договором резидента ОЭЗ истек, импортные товары, которые были помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, подвергнуться нормальным таможенным процедурам в течение трех месяцев, и будут экспортироваться, либо отмененные налоги и тарифы должны быть оплачены. Инвестиционные товары (то есть, средства производства) резидентов в таких условиях будут считаться товарами Таможенного союза, и уплата ранее отмененных налогов и тарифов не требуется. Кроме того, досрочное прекращение ОЭЗ может произойти только: (а) для защиты жизни и здоровья населения, культурных ценностей и окружающей среды или для обеспечения обороны страны и безопасности государства; (b) если в течение трехлетнего периода ее создания не заключалось никаких соглашений с потенциальными резидентами для работы в зоне; или (с) если соответствующей деятельности резидентов в пределах зоны в течение трех лет не происходило.
В целях реализации положений Федерального закона № 116-ФЗ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 года № 1107 от Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) координирует и управляет деятельностью всех ОЭЗ в Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в каждой ОЭЗ создан наблюдательный совет для регистрации резидентов для проведения текущего управления отдельными зонами и для обеспечения условий эксплуатации в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ и отдельными договорами, заключенными с резидентами.
Представитель Российской Федерации проинформировал членов о том, что после первого тендера, проведенного в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ в 2005 году, шести регионам было разрешено участвовать в создании режима ОЭЗ: четырем технологическим паркам (в Москве (Зеленоград) и Московской области (Дубна), Санкт-Петербурге и Томске) и двум особым экономическим зонам производственного типа (в Татарстане (Елабуга) и Липецкой области). Соответствующие постановления Правительства Российской Федерации № 779-784 о создании данных зон были выданы 21 декабря 2005 года. Данные ОЭЗ начали свою работу после заключения контрактов между Минэкономразвития России (федеральным органом исполнительной власти, ответственным за управления зонами) и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Основной специализацией данных зон является следующее:
- производство бытовой электроники (в частности, холодильники) в Липецкой области;
- производство машин и их компонентов, высокотехнологичной продукции в нефтехимической сфере в г. Елабуге;
- развитие информационных и ядерных технологий в г. Дубне;
- развитие микро- и нано-электроники в г. Зеленограде;
- развитие высокотехнологичной продукции в г. Санкт-Петербурге, и
- разработка новых материалов, биотехнологий, нанотехнологий и медицинских технологий в Томске.
Впоследствии, продолжил он, дополнительные ОЭЗ были созданы постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе восемь зон отдыха (в Ставропольском крае, Калининградской области, Иркутской области, Краснодарском крае, Республике Алтай, Алтайском крае, Республике Бурятия, Северо-Кавказском Федеральном округе), производственная зона в г. Самаре и три портовых ОЭЗ в Хабаровском крае, г. Ульяновске и г. Мурманске.
Представитель Российской Федерации подчеркнул, что Федеральный закон № 116-ФЗ не устанавливает какой-либо особый режим для иностранных инвестиций в ОЭЗ, который отличается от режима, действующего на остальной территории Российской Федерации. Компании, инвестируемые независимо от доли иностранного участия, могут быть зарегистрированы в качестве резидентов зоны при условии выполнения соответствующих требований, предъявляемых на недискриминационной основе ко всем заявителям. После регистрации, они в равной степени имеют право на льготы, доступные для резидентов отечественного инвестирования. Представитель Российской Федерации заявил, что положения о регистрации в качестве резидента ОЭЗ содержатся в статьях 12-31 Федерального закона № 116-ФЗ. Юридические лица, намеривающиеся зарегистрироваться в качестве резидентов, должны представить заявки, включающие информацию о предполагаемой деятельности заявителя в ОЭЗ, площадь и тип земель, объем предусматриваемых капитальных вложений, а также копии свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет заявителя и учредительные документы. Дополнительные документы необходимы в следующих случаях:
- Для заявки на деятельность в портовой ОЭЗ: информация, подтверждающая получение льгот на уплату таможенных пошлин, налогов, копия лицензии, если это требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, и документы, подтверждающие данные, касающиеся принятия таможенным органом льгот на уплату таможенных пошлин и налогов.
- Для заявки на деятельность в зонах отдыха, другие документы могут быть запрошены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель должен также представить бизнес-план и положительную оценку плана банком или другой кредитной организацией согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации. Если органы управления ОЭЗ приняли заявление, разрабатывается «Соглашение о ведении деятельности» в ОЭЗ. Именно в этом соглашении предусматриваются условия статуса резидента заявителя в ОЭЗ. Несоответствие условиями Соглашения является основанием для прекращения статуса резидента. Более подробная информация о развитии и, при необходимости, прекращения действия «Соглашения о ведении деятельности» включена в Федеральный закон № 116-ФЗ. Представитель далее представил исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации в качестве резидента ОЭЗ, за исключением зон отдыха.
Иностранные юридические лица не могут стать резидентами ОЭЗ, если они не были зарегистрированы как российская коммерческая организация в пределах муниципальных границ территории, на которой ОЭЗ создана в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации. Резиденты и нерезиденты ОЭЗ могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, за исключением портовых ОЭЗ, в соответствии с законами Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона № 116-ФЗ), однако только резиденты ОЭЗ могут пользоваться налоговыми и другими льготами (статья 37 Закона № 116-ФЗ), в том числе освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, запретов и иных ограничений экономического характера, установленных в соответствии с российским законодательством (например, торговые меры защиты) для товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ в условиях режима свободной таможенной зоны. Такие льготы будут автоматически выдаваться всем резидентам ОЭЗ. Налоговые льготы включены в ускоренные процедуры принятия расходов на исследования и опытно-конструкторские работы; устранение 30-процентных ограничений на передачу потерь последующих налоговых периодов; снижение единого социального налога для резидентов технопарков; а также пятилетнее освобождение от земельного и имущественного налога. Резиденты ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ, где резиденты были зарегистрированы (статья 10.4 Федерального закона № 116-ФЗ), для того, чтобы предотвратить возможность уклонения от налоговых обязательств резидентом ОЭЗ и его трансформацию в оффшорное лицо, которое может использовать налоговые и тарифные преференции ОЭЗ в целях, не связанных с законной деятельностью в ОЭЗ.
В ответ на вопрос одного из членов, представитель Российской Федерации заявил, что Федеральный закон № 116-ФЗ не налагает каких-либо требований экспорта и не ограничивает доступ импортных товаров на территорию ОЭЗ. Он пояснил, что после присоединения Российской Федерации к ВТО, Российская Федерация будет выполнять свои обязательства перед ВТО в ОЭЗ.
Представитель Российской Федерации далее пояснил основные особенности режима свободной таможенной зоны в отношении к товарам, ввозимым на территорию ОЭЗ в соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона № 116-ФЗ. Для товаров, как иностранного, так и российского происхождения, которые размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ, таможенный режим свободной таможенной зоны применяется таможенными органами в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза. Таможенные пошлины, НДС, акцизы и нетарифные ограничения (за исключением запретов на товары, не допустимых в пределах Российской Федерации) не были применены к импорту. Экспортные пошлины, запреты и ограничения, которые применяются к товарам, экспортируемым из Российской Федерации, не были применены к экспортным товарам из Российской Федерации в ОЭЗ. Перечень товаров, подлежащих таким исключениям, был одобрен таможенными органами для каждого резидента ОЭЗ в соответствии с заявленной деятельностью такого резидента. Товары могут быть импортированы на территорию производственной зоны и технопарков в условиях режима свободной таможенной зоны, если они используются для производства и переработки, или для технической и инновационной деятельности, соответственно.
Представитель Российской Федерации подчеркнул, что товары, ввозимые резидентами ОЭЗ, а затем реализуемые без дальнейшей обработки для свободного обращения на остальной части таможенной территории Российской Федерации, подвергаются уплате импортных пошлин, НДС и акцизов. Если данные товары подлежат запретам и иным ограничениям экономического характера, установленным в соответствии с российским законодательством, данные запреты или другие ограничения должны снова применяться (как это предусмотрено статьей 37 Федерального закона № 116-ФЗ). Пункт 19 статьи 37 Федерального закона № 116-ФЗ предусматривает также, что если импортные товары использовались резидентами ОЭЗ в процессе производства, и готовая продукция реализуется для свободного обращения на остальной части таможенной территории Российской Федерации, импортные пошлины, НДС и акцизы по-прежнему должны уплачиваться для импортных товаров, которые были включены в окончательные обработанные товары. Это осуществляется, не принимая во внимание любые изменения тарифов, проходящих через существенную трансформацию, через количество местного содержимого в конечной продукции, или стоимость и количество, добавленные в результате обработки. В таких случаях, для целей расчета таможенных пошлин, подлежащих уплате, таможенная стоимость и количество ввозимых товаров, включенные в обработанные товары, определяются по состоянию на дату размещения ввезенных товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, или таможенная стоимость и количество обработанных товаров по состоянию на дату их выпуска для свободного обращения. Представитель Российской Федерации подробно описал правовые рамки и основные условия функционирования ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях.
- 16 Ноября 2011 года
- Представленная документация
- Вступительные заявления
- Экономика, экономическая политика и внешняя торговля
- Правовые основы осуществления торговой политики
- Политика в области торговли товарами - Регистрационные требования для осуществления операций по импорту (экспорту).
- (А) Алкогольные напитки
- 1. Регулирование импорта
- Глава 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает три вида платежей, а именно:
- Прочие сборы
- (А) Акцизы
- Предотгрузочная инспекция
- Платежный баланс
- Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры
- (А) Режим переходного периода
- Режим, установленный Соглашением от 25 января 2008 года
- 2. Регулирование экспорта
- 3. Меры внутренней политики, затрагивающие внешнюю торговлю
- - Возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам, включая кредиты поставщикам.
- - Поддержка деятельности людей, проживающих в районах Крайнего Севера и других подобных территориях;
- (I) Органы Таможенного союза
- (I) Импортные разрешения на товары, подлежащие ветеринарному (санитарному) контролю
- (IV) Одобрение посредством аудита систем, гарантий и инспекций
- - (III) Регионализация
- - Связанные с торговлей инвестиционные меры (триМс)
- Соглашения о разделе продукции.
- - Национальная автомобильная промышленность
- -Отрасль авиатехники
- - Алмазы
- Заключение
- - Основное законодательство об оэз
- - Калининградская оэз
- - Магаданская оэз
- - Соглашение Таможенного союза об оэз
- - Правительственные закупки
- Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (трипс)
- 1. Общее
- - Участие в международных соглашениях
- Стандарты относительно доступности, объема и использования прав интеллектуальной собственности Авторское право и смежные права
- - Защита сортов растений и пород животных
- Требования в отношении конфиденциальной информации, в том числе коммерческой тайны и результатов испытаний
- 3. Принудительное обеспечение соблюдения Общие положения
- Транспарентность
- Соглашения о свободной торговле и ТаможеннЫх СоюзАх
- Заключение
- Приложение 1
- Приложение 3
- Приложение 4
- ____________ Приложение 5