Вопрос 23 Правовое положение кредитных организаций
Правовые основы создания и деятельности кредитных организаций в РФ установлены Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. ≪О банках и банковской деятельности≫
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках.
(Ст. 1 Федерального закона ≪О банках и банковской деятельности≫)
Кредитные организации могут образовываться на базе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Законом о банках предусмотрено создание кредитных организаций двух видов: банков и небанковских кредитных организаций.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. (Ст. 1 Федерального закона ≪О банках и банковской деятельности≫)
В отличие от банка, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организации, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, а также клиринговые учреждения.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов ≪банк≫ или ≪небанковская кредитная организация≫, а также указание на его организационно-правовую форму.
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Кредитная организация помимо перечисленных вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации
Кредитной организации запрещается заниматься производственной,
торговой и страховой деятельностью. Таким образом, законодательством для кредитных организаций предусмотрена исключительная хозяйственная компетенция.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Кредитная организация вправе привлекать организацию, не являющуюся кредитной организацией, и индивидуального предпринимателя (далее - банковский платежный агент) для принятия от физических лиц денежных средств, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет (далее - прием платежей физических лиц), для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики.
Банковский платежный агент для осуществления приема платежей физических лиц должен заключить с кредитной организацией договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого банковский платежный агент вправе от своего имени или от имени кредитной организации и за счет кредитной организации осуществлять прием платежей физических лиц, обязан осуществлять последующие расчеты с кредитной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Деятельность организации, не являющейся кредитной организацией, или индивидуального предпринимателя по приему платежей физических лиц без заключения договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, соответствующего требованиям настоящей статьи либо Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", запрещена.
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5 Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права
- Вопрос 6
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 10 Предпринимательские объединения
- Вопрос 11
- Вопрос 12 Создание субъектов предпринимательского права: учреждение
- Этапы создания субъектов предпринимательского права
- Вопрос 13 Правовые основы государственной регистрации юридических лиц
- Вопрос 14 Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. Е. Без перехода прав и обязанностей к другим лицам.
- Вопрос 15 Банкротство субъектов предпринимательской деятельности Понятие и признаки банкротства
- Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего
- Правовое положение арбитражного управляющего
- Вопрос 16
- Правовой статус индивидуального предпринимателя
- Вопрос 17
- Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
- Вопрос 18
- Вопрос 19
- Вопрос 20
- Вопрос 21 Правовое положение инвестиционных фондов
- Вопрос 22 Правовое положение товарных и фондовых бирж
- Вопрос 23 Правовое положение кредитных организаций
- Вопрос 24 Правовое положение страховщиков
- Вопрос25
- Вопрос 26
- Вопрос 27
- Вопрос 28
- 4? Антимонопольные органы и их полномочия.
- Вопрос 29
- Вопрос 30
- Вопрос 31
- Вопрос 32
- Вопрос 33
- Вопрос 34
- Вопрос 35 Правовые основы обращения с отходами
- Вопрос 36
- Вопрос 37
- Вопрос 38
- Вопрос 39
- Вопрос 40
- Вопрос 41
- Вопрос 42
- Вопрос 43
- Вопрос 44
- Вопрос 46
- 2.2 Виды и формы договоров
- Вопрос 47
- 24.3. Изменение и расторжение предпринимательских договоров
- Вопрос 48
- 24.4. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Вопрос 49
- Вопрос 50
- Вопрос 51
- Вопрос 52
- Вопрос 53
- 4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- Вопрос 54 . Понятие и виды цен.
- Теперь следует отметить, какие бывают виды цен:
- 1. В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть свободными и регулируемыми.
- . Различают цены контролируемые и неконтролируемые.
- 3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные.
- По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые цены.
- Монопольная цена
- Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низкие.
- Вопрос 55 . Государственное регулирование цен. Способы регулирования цен.
- В настоящее время Правительством рф утверждены три перечня.
- Способы регулирования цен.
- Вопрос 56 . Государственное регулирование на железнодорожном транспорте.
- Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в следующих целях целях:
- Правилами установлены принципы государственного регулирование тарифов на железнодорожном транспорте, среди которых:
- Государственное регулирование тарифов осуществляют следующие органы:
- Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.
- В систему тарифов (цен) входят:
- При регулировании тарифов могут применяться следующие способы:
- Методами, используемыми государственными органами при регулировании, являются:
- Вопрос57
- Вопрос 58
- Вопрос 59
- Вопрос 60
- Вопрос 61 Судебные формы защиты прав предпринимателей
- Вопрос 62 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- Вопрос 63
- Вопрос 64
- Вопрос 65 Особенности отдельных способов распространения рекламы
- Глава 2 Федерального закона №38-фз посвящена особенностям отдельных способов распространения рекламы.
- Часть 3 статьи 14 Федерального закона №38-фз вступает в силу с 1 января 2008 года.
- Вопрос 66
- Вопрос 67
- Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Вопрос 68
- «Инвестиционная деятельность»
- Вопрос 69 Правовые формы реализации инвестиционной деятельности
- «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в форме соглашения о разделе продукции»
- Вопрос 70
- Раздел 1 пп № 832:
- Вопрос 71
- Вопрос 72 Договорные формы инновационной деятельности
- Вопрос 73
- Правовое регулирование оценочной деятельности
- Вопрос 74
- Вопрос 75
- Вопрос 76
- Вопрос 77
- Вопрос 78
- Вопрос 79
- 23.2. Понятие и виды ценных бумаг
- Вопрос 80
- Вопрос 82
- 2. Классификация валютных рынков.
- Вопрос 83
- Вопрос 84