4.2 Воспитание детей, лишившихся родительского попечения. Формы устройства детей
Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Под помещением детей на государственное обеспечение понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные и иные учреждения, обеспечивающие содержание и воспитание детей), государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), опекунские семьи, приемные семьи [43].
Государственная поддержка детей, семьи учитывает, прежде всего, интересы ребенка, его право на проживание в семье, и создает благоприятные условия для всестороннего развития ребенка. Семья признана приоритетной формой воспитания детей.
Особой защите со стороны государства и общества подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
К детям-сиротам относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель [40].
К детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие (ст. 116 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье):
лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав;
признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими;
нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста;
оставления их родителями в организациях здравоохранения;
согласия родителей на усыновление детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми;
дети, которые обнаружены брошенными;
в других случаях отсутствия попечения родителей [40].
Основания получения статуса детей, оставшихся без попечения родителей, отражены на рисунке 3 (см. приложение А4).
Положения Кодекса Республики Беларусь о браке и семье о приоритете семейных форм воспитания детей направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных интересов ребенка.
Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, к исключительной компетенции которого относится выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, и выбор формы устройства таких детей.
При выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства обязан отдавать предпочтение семейным формам воспитания: передаче на усыновление (устройству на воспитание в семью), под опеку, попечительство, в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), опекунскую семью, приемную семью. При отсутствии возможности передать ребенка в семью допускается его определение в детские интернатные учреждения, в том числе на патронатное воспитание, в государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. После помещения ребенка в детское интернатное учреждение орган опеки и попечительства, а также администрация интернатного учреждения продолжают принимать все необходимые меры по передаче ребенка в семью на воспитание (подыскивать для ребенка усыновителей, опекунов, попечителей или приемных родителей) [36].
Формы устройства (воспитания детей) отражены на рисунке 4 (см. приложение А4).
При устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, родственные связи, что дает возможность ребенку менее болезненно адаптироваться в семье, а также обеспечить усыновленным детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
До определения наиболее оптимальных форм устройства жизни детей, оставшихся без родительского попечения, и их непосредственного устройства на воспитание в семью либо детские интернатные учреждения исполнение обязанностей опекуна или попечителя таких детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Усыновление — наиболее предпочтительная форма устройства детей, лишившихся родительского попечения, при которой ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью.
Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь опека устанавливается над малолетними (до 14 лет), а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Опека или попечительство также устанавливается над несовершеннолетним, родители которого уклоняются от его воспитания или при временном отсутствии родителей.
Приемная семья и опекунская семья являются формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья — семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора [40].
Опекунская семья — семья, в которой супруги или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя) [40].
Устройство на воспитание в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок) также является одной из форм устройства детей.
Детский дом семейного типа — семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей (воспитанники), в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора [40].
Детская деревня (городок) — социально-педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, в рамках которых супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании Устава детской деревни (городка), договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора [40].
Патронатное воспитание — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и являющихся воспитанниками детского интернатного учреждения, в семью патронатного воспитателя при распределении обязанностей по защите законных прав и интересов ребенка между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание [40].
К детским интернатным учреждениям относятся дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные и иные учреждения, обеспечивающие содержание и воспитание детей.
Виды детских интернатных учреждений показаны на рисунке 5 (см. приложение А4).
Отличительные особенности патронатного воспитания заключаются в следующем (см. рис. 6 (приложение А4):
на патронатное воспитание могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на воспитании в детских интернатных учреждениях, т. е. воспитанники этих учреждений;
опека, попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняется до достижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями детей на момент передачи их на патронатное воспитание;
патронатный воспитатель в отличие от приемного родителя функций опекуна, попечителя в отношении ребенка, принятого на воспитание, не осуществляет. В период проживания ребенка в семье патронатный воспитатель отвечает за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка;
если приемная семья образуется на основании двух договоров — договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и трудового договора, заключаемых между приемными родителями и органами опеки и попечительства, то в семью патронатного воспитателя ребенок помещается на основании трудового договора, заключаемого между патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок [7, с. 74].
- Министерство Образования Республики Беларусь
- Isbn Введение Цель и задачи учебно-методического комплекса «Права ребенка»
- Тематические планы по дисциплине «права ребенка» Для студентов педагогического факультета
- V курса дневной формы обучения специальности «Дошкольное образование. Английский язык»
- Для студентов педагогического факультета
- I курса дневной формы обучения специальности «Технология (обслуживающий труд). Социальная педагогика»
- Содержание дисциплины «права ребенка»
- Тема 1. Права ребенка в системе прав человека
- 1.1 Понятие, источники и принципы прав ребенка
- 1.2 Конституционно-правовой статус личности, в том числе ребенка в Республике Беларусь: понятие и отличительные признаки
- 1.3 Институт гражданства как структурный элемент правового статуса ребенка
- 1.4 Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях детей
- 1.5 Закон Республики Беларусь «о правах ребенка» как правовая гарантия защиты прав детей
- Тема 2. Международная защита прав ребенка
- 2.1 Понятие международной защиты прав человека, в том числе ребенка
- 2.2Международные стандарты в области защиты прав детей
- 2.3 Международный механизм защиты прав детей и охраны детства
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка в республике беларусь
- 3.1 Государственные органы по охране детства в Республике Беларусь
- 3.2 Общественные организации по защите прав ребенка
- 3.3 Государственная защита личных неимущественных прав детей
- 3.4 Защита и гарантии имущественных прав несовершеннолетних
- 3.5 Споры, связанные с воспитанием детей. Лишение родительских прав
- Тема 4. Защита и поддержка детей и семьи государством
- 4.1 Основные направления государственной поддержки детей и семьи
- 4.2 Воспитание детей, лишившихся родительского попечения. Формы устройства детей
- 4.3 Государственная защита детей в неблагополучных семьях
- 4.4 Оказание поддержки детям, оказавшимся в социально опасном положении
- 4.5 Государственные пособия семьям, воспитывающим детей
- 4.6 Правовое регулирование труда несовершеннолетних
- Тема 5 международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних
- 5.1 Минимальные стандартные правила оон, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
- 5.2 Административная ответственность несовершеннолетних
- План семинарских занятий по дисциплине «права ребенка»
- Тема 1. Права ребенка в системе прав человека
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 2. Международная защита прав ребенка
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 4. Защита и поддержка детей и семьи государством
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Тема 5. Международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних
- Рекомендуемые источники
- Нормативные правовые акты:
- Задания для самоконтроля
- Тема 1.Права ребенка в системе прав человека Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 2.Международная защита прав ребенка Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка в республике беларусь Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 4.Защита и поддержка детей и семьи государством Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 5.Международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних Задания
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Примерные вопросы к зачету по курсу «права ребенка»
- Глоссарий
- Приложения
- Тема 1. Права ребенка в системе прав человека
- Тема 2. Международная защита прав ребенка
- Тема 3. Национальный механизм защиты прав ребенка в Республике Беларусь
- Тема 4. Защита и поддержка детей и семьи государством
- Тема 5. Международные стандарты осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних
- Учебно-методическая литература Основная:
- Нормативные правовые акты: международные документы:
- Законодательство Республики Беларусь:
- Права ребенка Учебно-методический комплекс
- 225404 Г. Барановичи, ул. Войкова, 21