Лекция «Правотворчество и систематизация» План
Общая характеристика процесса правотворчества. Виды правотворчества.
Стадии правотворчества.
Систематизация нормативно-правовых актов.
В правовой сфере общества правотворчество занимает ведущее место. Это связано с тем, что право – результат правотворческой деятельности государства. Правотворчество – это рациональная деятельность компетентных государственных органов, направленная на издание и совершенствование нормативных актов для достижения определенных целей экономического, политического, социального, экологического характера и т.п. Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (Конституцией, регламентом, Уставом и т.д.).
Смысл значения правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования юридической регламентации, который отвечал бы интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества.
Необходим учет закономерностей развития общества, общественных и субъективных условий для принятия закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление и т.д.).
Основной причиной создания закона или иного нормативно-правового акта служит общественно значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом.
Важной составной частью механизма правотворчества являются его основополагающие принципы, представляющие собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.
Законность правотворчества состоит в том, что оно осуществляется в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов. Кроме того, нормативные акты должны приниматься в рамках компетенции соответствующего органа, должна соблюдаться процедура, порядок их подготовки, обсуждения, принятия, опубликования.
Демократизм правотворчества предполагает принятие основополагающих нормативных актов-законов только представителями, избранными народом. Результат правотворчества должен выражать ожидания и потребности большинства населения.
Научность правотворчества проявляется в использовании данных науки, в использовании примеров и методов научного анализа, в учете объективных потребностей развития общества.
Принцип системности означает строгий учет системы права, законодательства, построения отрасли.
Оперативность правотворчества является необходимым условием правового регулирования. Она предполагает своевременность издания нормативных актов, быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену и изменение устаревших актов.
Профессионализм правотворчества сводится к компетентности, юридической и общей грамотности при подготовке и принятии законопроектов.
Правотворчество как универсальный процесс формирования и развития правовых актов может подразделяться на несколько видов.
В зависимости от субъектов правотворчество может быть классифицировано следующим образом:
непосредственное правотворчество народа, ярким проявлением которого является референдум – голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного или местного значения. Решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении;
правотворчество государственных органов является основным видом правотворчества. Им занимаются все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяет юридическую силу принимаемого им нормативно-правового акта;
правотворчество должностных лиц, наделенных правом принимать для осуществления возложенных на них функций правовые акты и обеспечивать их реализацию (министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений).
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
законотворчество (правотворчество представительных высших органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые при помощи усложненной процедуры).
делегированное правотворчество (правотворчество исполнительных органов власти – правительства, осуществляемое по поручению парламента).
подзаконное правотворчество осуществляется структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Не всегда юридические нормы необходимо принимать на уровне подзаконных актов. Подзаконное правотворчество более оперативно, гибко, менее формально, органы их, принимающие более компетентны в знании местных условий. Все это увеличивает эффективность принятого решения. В то же время подзаконное правотворчество имеет и ряд недостатков: непрозрачность, отсутствие контроля общества за правотворческой работой бюрократии.
Рассмотрим подробнее законотворческий процесс как основной вид правотворчества, направлены на разработку и принятия законов. Этот процесс протекает в рамках процедуры, установленной соответствующими законами и проходит ряд стадий:
законодательная инициатива представляет собой предложение принять законодательный акт. Субъектами законодательной инициативы в соответствии с конституцией РФ являются: Президент РФ, палаты Федерального собрания, отдельные депутаты, Правительство РФ, верховные судебные инстанции, представительные органы и правительства субъектов Федерации.
Субъекты официальной законодательной инициативы в республиках, краях и областях определяются их конституциями и уставами. Субъект, выступающий с предложением о принятии закона, обычно предлагает готовый законопроект. Если же инициатива не подкреплена законопроектом, то законодательный орган принимает меры к его разработке;
обсуждение законопроекта,внесенного в порядке законодательной инициативы или же позднее разработанного законопроекта. Обсуждение бывает двоякого рода: предварительное (неофициальное) и официальное.
Предварительное обсуждение может проводиться с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей государственных и общественных организаций. На этом этапе проект закона проходит всестороннюю юридическую, экономическую, социально-политическую экспертизу.
Официальное обсуждение осуществляется на двух уровнях – на уровне парламентских комиссий, комитетов и на уровне парламентских палат. Процесс обсуждения регулируется с помощью специальных положений и регламентов;
3. принятие и утверждение закона. Закон принимается путем голосования депутатов соответствующего законодательного органа. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов (50% + 1 голос), а конституционные законы – не менее чем ⅔ от общего числа депутатов Государственной Думы. Затем в течение пяти дней законы передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается принятым, если он одобрен простым большинством, а конституционный закон – ¾ членов Совета Федерации. При отклонении закона Советом Федерации создается согласительная комиссия или Государственная Дума принимает закон при повторном голосовании не менее чем ⅔ голосов.
Принятый закон в пятидневный срок направляется Президенту РФ, который в течении 14 дней подписывает закон и обнародует его или отклоняет. В последнем случае Федеральное Собрание квалифицированным большинством голосов (⅔) может преодолеть вето Президента РФ и тогда Президент РФ обязан закон подписать. Днем принятия Федерального конституционного закона РФ считается день одобрения его Советом Федерации;
4. опубликование принятого закона является заключительной стадией законотворческого процесса. Официальная публикация является и формальным условием для определения начала действия нормативных актов.
Обнародование заключается в доведении закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании.
Оно осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт.
Законы публикуются в официальных изданиях – «Российской газете», «Собрании законодательства РФ».
Публикация является необходимым формальным условием действия всех нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан. Неопубликованные законы не применяются.
- Юридический факультет
- Учебно - методический комплекс
- 2011 Содержание
- 031003 «Судебная экспертиза»
- Рабочая учебная программа
- Основание
- 2. Краткое изложение программного материала (краткий курс лекций) Лекция «Предмет и методология теории государства и права». План
- Лекция «Теория государства и права в системе научного знания»
- Лекция «Основные закономерности возникновения государства и права»
- Лекция «Теории происхождения государства и права»
- Лекция «Понятие и признаки государства»
- Лекция «Социальное назначение государства»
- Лекция «Форма государства»
- Лекция «Типология государств»
- Лекция «Механизм государства»
- Лекция «Государство и гражданское общество»
- Государство и политические партии и общественные объединения
- Лекция «Теория правового государства. Социальное государство»
- Лекция «Государство в условиях глобального миропорядка»
- Лекция «Сущность права»
- Лекция «Форма права».
- Лекция «Система права и система законодательства»
- Лекция «Правотворчество и систематизация законодательства»
- Лекция «Правотворчество и систематизация» План
- Лекция «Норма права. Реализация права»
- Лекция «Общее учение о правоотношениях»
- Лекция «Правовое поведение и юридическая ответственность»
- Лекция «Законность и правопорядок. Правовая культура»
- Лекция «Правовые системы современности»
- 3. Контроль знаний (тесты, вопросы к зачету, экзамену, образец билета)
- 8. Что такое форма государственного устройства?
- 14. Государственный аппарат - это:
- 15. Базовый правовой статус личности - это:
- 28. Юридическая сила нормативного правового акта зависит от:
- 3.3. Вопросы к экзамену
- 3.4. Образец билета
- 5. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
- Словарь