logo
ТГП судебная экспертиза

Лекция «Механизм государства»

  1. Основные подходы к пониманию механизма государства.

  2. Понятие и структура аппарата государства.

  3. Понятие и признаки органа государства.

  4. Виды органов государства.

  5. Правоохранительные органы в механизме государства.

Механизм государства – понятие широкое, оно включает в себя совокупность различных государственных органов (государственный аппарат), государственных организаций и учреждений, армию и материально-технические средства обеспечения государственной власти.

Государственный аппарат – это совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями и выполняющих функции государства на основе таких принципов, как: народовластие, верховенство конституции и законов, федерализма, разделение властей.

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение.

Структура государственного аппарата включает в себя: органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и правоохранительные органы.

Государственный орган – это относительно самостоятельная, структурно-обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией, и отражающаяся в процессе реализации своих функций, на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Необходимо акцентировать внимание на специфических признаках, присущих государственному органу:

Государственные учреждения – это государственные институты и организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной т.п.

Государственные предприятия – организации, созданные для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции либо его обеспечения; выполнения различных работ и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей общества, частных лиц с целью извлечения прибыли.

В Теории государства в зависимости от критерия множественности субъекта главы государства, известны две его формы: единоличная и коллегиальная.

Наиболее распространенной является единоличная форма главы государства, выражением которой является либо наследственный монарх, либо выборный президент. Рассмотрим подробнее понятие указанных институтов и порядок их формирования.

Монарх – глава государства.

Власть монарха обычно считается властью – от Бога, в силу традиций и т.д.

Роль монарха в разных странах различна. В отдельных странах монарх является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он имеет реальную власть, в парламентарной скорее выступает символом государственности, т.е. «царствует, но не правит». В последнем случае его влияние на политическую жизнь невелико, а иногда даже ничтожно; он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство. В то же время у монарха есть резервные, «спящие» полномочия, королевская прерогатива, которая может быть использована в определенных (например, кризисных, тупиковых) ситуациях.

В монархиях глава государства, как правило, получает и передает свой титул и пост по наследству.

В юридической литературе выделяется несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия, Япония и др.);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды и др.);

3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, женщины по данной системе пост монарха не занимали);

4) шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами;

5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших священнослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи;

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного.

В современном мире полномочия и функции монархов исключительно определяются конкретной формой монархии. Разительные отличия абсолютной, дуалистической и парламентской форм не позволяют в общем выделить полномочия главы государства-монарха, т.к. при этом всегда нужно делать оговорку на конкретную страну. Более того, внутри одного типа (например, европейские парламентские монархии) также нельзя объединять полномочия монарха в общем, поскольку своеобразие национально-государственных традиций различных стран изначально не позволяет объединить все европейские монархии в единый тип государственного устройства

Президент – глава государства.

В юридической литературе выделяются следующие основные черты президента, как главы государства:

Во-первых, президент является выборным главой государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей;

Во-вторых, в организационном аспекте президент никому не подчинен и обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основании и во исполнение законов;

В-третьих, пост президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами.

Существуют различные способы избрания президента:

1) голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако, из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров.

2) голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а те, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет большинство выборщиков;

3) избрание специальной избирательной коллегией (Германия, Италия, Индия);

4) избрание непосредственно избирателями (Россия, Украина и др.).

Если статус монарха как главы государства зависит от разновидности монархической формы правления, то статус и полномочия президента определяются разновидностью республиканской формы правления.

Статус президента в парламентарных республиках (ФРГ, Греция, Индия, Чехия, Турция, Австрия и др.) в значительной мере напоминает статус монарха в парламентарной монархии. Полномочия главы государства в большинстве своем осуществляются с согласия и по инициативе правительства. Но президента в этом случае нельзя считать номинальной главой государства. Существует масса примеров, когда президент в парламентарных республиках в определенных ситуациях может противопоставит себя правительству в интересах нации. Так, А.И.Черкасов приводит примеры, что в конце 2003 года президент Италии отказался подписать одобренный обеими палатами парламента закон о регулировании рынка СМИ, вернув его с большим количеством замечаний. Закон касался в основном телевиденья и содержал возмутительные по мнению представителей СМИ положения о том, что в одних руках сосредотачивалось управление тремя и более телеканалами.

Очень значительную роль глава государства – президент – играет в механизме исполнительной власти президентских республик (США, Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Египет и др.).

Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства, внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства, ответственность правительства перед президентом, сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти; отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Как верно отмечает М.Н.Марченко, президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

Хрестоматийно изучать полупрезидентскую республику на примере Франции. Формирование в Пятой республике именно смешанной республики обосновано тем, что была необходимость соединить силу и эффективность государственной власти с демократическими институтами, что и было реализовано через ряд факторов: сильный и независимый глава государства, назначающий с согласия парламента правительство; двуглавость исполнительной власти, разделенной между президентом и премьер-министром; рационализация парламентского строя. Примером смешанной республики является и Российская Федерация.

Представительные органы как таковые известны с древнейших времен, когда для обсуждения важнейших вопросов (обычно по инициативе монарха) в столицу государства съезжались представители от всех территориальных частей государства. Естественно, это были представители не всего народа, а определенных классов и сословий, допущенных к участию в управлении государством. Эти органы не являлись постоянно действующими, собираясь по мере необходимости. Их состав также не был постоянным, а определялся в каждом конкретном случае. Примером такого типа органов являлся русский Земский собор, собиравшийся несколько раз в XVI - XVII веках и состоявший из бояр, церковных иерархов, а также выборных от дворянства и посадов.

Парламенты как более или менее постоянно действующие органы, обладающие собственной компетенцией, достаточно стабильными правилами формирования и процедурой работы, появились в европейских странах в средние века (Английский Парламент - с середины XIII века, Генеральные штаты во Франции - с начала XIV века).

В большинстве современных государств парламенты являются постоянно действующими органами, уполномоченными принимать законы, участвующими в формировании правительства. Как минимум одна палата парламента формируется путем общегосударственных прямых выборов

В небольших унитарных государствах парламент обычно состоит из одной палаты (например, Финляндии, Португалии, Дании).

В крупных или федеративных государствах парламент обычно двухпалатный. Исторически первый двухпалатный парламент возник в Англии, где верхняя палата - Палата лордов - формировалась "по праву" из крупнейших феодалов, чиновников и церковных иерархов; нижняя палата - Палата общин - состояла из выборных представителей графств и городов. Смысл такой конструкции - баланс влияния "центра" и "регионов" или "элиты" и "народа" - оказался эффективным механизмом, используемым в современных государствах. Например, нижние палаты парламентов России (Государственная Дума) или ФРГ (Бундестаг) формируются путем прямых общегосударственных выборов; верхние палаты --соответственно, Совет Федерации или Бундесрат - состоят из руководителей регионов. Бывает, что верхняя палата тоже формируется путем прямых выборов, но при этом представительство осуществляется не на общегосударственной основе, а на региональной. Например, Конгресс США состоит из двух палат: Сената (в который избираются по 2 представителя от штата независимо от размера штата) и Палаты представителей (в которую избираются представители от избирательных округов с примерно равной численностью избирателей).

Помимо общегосударственного парламента, представительные органы бывают на региональном и на местном уровнях. В зависимости от формы государственного устройства они могут описываться либо как органы государственной власти субъектов федерации (легислатуры штатов США; республиканские, областные и пр. законодательные органы в России); либо как местные органы государственной власти (областные или районные Советы народных депутатов в СССР); либо как органы местного самоуправления (районные, городские Думы или Советы в России).

Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления

Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными признаками. К таковым признакам относятся:

1. обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте;

2. являются частью системы государственных органов.

3. обладают определённой организационной структурой;

4. им свойственна определённая самостоятельность;

5. действуют от имени государства;

6. наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач;

7. являются подзаконными органами, ориентированными не деятельность на основе и во исполнения закона;

8. принимают только правоприменительные акты;

9. действуют на основе принципов государственной службы;

Вопрос о системе органов исполнительной власти, так же как и о критериях классификации данных органов, хорошо разработан в юридической литературе. В связи с этом классификация органов исполнительной власти проводится по 4 основным критериям:

I. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ выделяются:

1. федеральные органы исполнительной власти;

2. органы исполнительной власти субъектов;

II. В зависимости от объёма и характера компетенции различаются:

1. органы общей компетенции;

2. органы специальной компетенции;

3. органы отраслевой компетенции;

4. органы внутриотраслевой компетенции;

5. органы межотраслевой компетенции;

6. органы смешанной компетенции;

III. По организационно-правовым формам органы исполнительной власти подразделяются на:

1. правительства;

2. советы министров, имеющие статус правительства;

3. министерства;

4. государственные комитеты;

5. комитеты;

6. службы;

7. управления;

8. инспекции;

9. департаменты;

10. администрации;

11. отделы;

12. другие органы исполнительной власти;

IV. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:

1. единоначальные;

2. коллегиальные.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство. Правительство может иметь разные названия: совет министров, кабинет министров, государственный совет, правительство.

Это коллегиальный орган исполнительной власти.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.