logo
ТГП судебная экспертиза

Лекция «Форма государства»

  1. Понятие и элементы формы государства.

  2. Монархическая форма правления. Системы престолонаследия.

  3. Республиканская форма правления.

  4. Гибридные формы правления.

  5. Основные формы государственного устройства

  6. Межгосударственные объединения.

  7. Государственный режим: понятие и виды

  8. Политический режим: понятие и виды

  9. Соотношение государственного и политического режимов.

Рассматривая форму государства, важно иметь в виду, что форма государства под влиянием социально-экономических, политических, духовных факторов изменялась и развивалась. Это положение находит свое подтверждение в десятках различных теорий о форме государства (Платон, Аристотель, Цицерон, Л.Гумплович, Г.Ф.Шершеневич, Н.М.Коркунов).

В научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Категория «форма государства» отвечает на вопросы: кто и как правит государством, как устроены государственно-властные структуры, как объединено население, каким образом оно связано через территориальные и государственные образования с государством, каковы приемы и методы осуществления политической власти.

Методически важно иметь в виду, что форма государства в любых ее проявлениях всегда имеет самую непосредственную связь с государственной властью. (С.А. Котляревский).

Характеризуя причины многообразия форм государства, следует отметить их зависимость от типа государства, от соотношения политических сил, от конкретно-исторических условий, от национального состава страны, традиций, от идеологического фактора.

Форма государственного правления характеризует способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением.

Исторически первой и самой общей классификацией форм правления является их подразделение на монархию и республику. Эта классификация определяется зависимостью формы правления от количества стоящих у власти. Такой количественный критерий не является абсолютно совершенным, так как не всегда дает возможность провести четкую грань в ряде случаев между монархической и республиканской формой правления. Вот почему, наряду с количественным критерием, А.Коркунов видит различие форм правления в юридическом положении правящих. Ф.Костяковский и ряд других авторов критерий различия форм правления видит:

  1. в выборности (в условиях республики) и наследственности в условиях монархии высших органов государства

  2. в ответственности их перед народом (в условиях республики) и полной безответственности (в условиях монархии)

  3. в принципах коллегиальности (в условиях республики) и единоначалия (в условиях монархии).

При подготовке к семинару студенту необходимо изучить особенности форм правления в азиатском и античном государствах, отличие монархии Древнего Рима от восточной деспотии, отличие рабовладельческой аристократической республики Рима и рабовладельческой демократической республики в Афинах.

При рассмотрении форм правления феодального государства следует обратить внимание на то, что наиболее распространенной формой правления являлась монархия реже аристократическая республика, что связано с иерархическим характером феодальной собственности. Необходимо подробнее остановиться на признаках раннефеодальной монархии (с VI– поIXв.), сеньориальной монархии, сословно – представительной монархии (сXпоXVв.) и абсолютной монархии (сXIVпоXIXв.).

Своеобразной формой правления федерального государства была аристократическая республика (Венеция, Флоренция, Генуя, Великий Новгород). Высшими органами власти в них являлись городские Советы, в которые входили представители городской знати, либо вече – собрание всех свободных горожан. Но решающее слово принадлежало феодальной аристократии.

Характеризуя формы правления современных государств, следует отметить преемственную формально-юридическую связь с ранее существующими государствами, то - есть с монархией и республикой, а точнее с их разновидностями, на формирование которых оказали влияние уровень развития экономики, культуры, исторические и национальные традиции. Следует подробнее рассмотреть характерные особенности современных монархий: абсолютной, дуалистической и парламентарной, изучить отличительные признаки парламентарной, президентской и полупрезидентской (смешанной) республик.

Переходя к вопросу о соотношении типа и формы государства, следует обратить внимание на то, что государства каждого типа облекаются во множество форм. Для античного типа характерны как монархии, так и республики. Для азиатского типа государств характерны деспотические монархии. Для феодального типа характерны и монархи и городские республики. Для буржуазного типа характерны демократические республики и конституционные монархии.

С другой стороны, государства определенного типа имеют формы, присущие только им (сословно-представительные монархии соответствуют только феодальному типу государства, а демократические республики встречаются только в буржуазном типе государства).

Под формой государственного устройства понимается способ территориальной и (национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные. В качестве особой формы рассматривается конфедерация.

Наиболее распространенной формой является унитарное государство – простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.

Федерация – это сложное союзной государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Следует отметить, что каждое из них имеет свое собственное административно-территориальное деление. Имеет наряду с федеральными свои собственные высшие органы власти и управления, имеет свою конституцию и текущее законодательство.

При подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо изучить основополагающие принципы образования и функционирования федеративной системы: добровольность объединения, равноправие субъектов федерации, плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами, принцип законности и конституционализма, принцип четкого разграничения сферы деятельности и компетенции центральных и местных органов государственной власти.

Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов и целей экономического, политического и оборонного характера. Следует обратить внимание на сходство и различие федерации и конфедерации. Сходство заключается в наличии суверенитета их субъектов, а различие – в степени и уровне наличиствующего суверенитета. (Ф.Кистяковский).

В истории имели место и такие формы государственного устройства, как империя – насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического), протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, потеря суверенитета и даже оккупация.

Межгосударственные образования знают и такие формы, как сообщество государств, содружество государств, политические, военно-политические, экономические и другие союзы и блоки.

Студентам необходимо подробнее познакомиться с характеристикой таких образований в учебной литературе, и привести примеры подобных союзов, блоков, объединений.

Государственный режим – характеризует совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Государственный режим связан с соответствующей формой правления.

Для абсолютной монархии характерен полуфеодально-теократический политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

Для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим, а государственный режим можно характеризовать как ограниченный дуализм власти. В условиях парламентской монархии и парламентской республики возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм.

В президентской и смешанной республиках государственный режим характеризуется как дуалистический.

В условиях советской республики действует партократический государственный режим (Вьетнам, Китай, Северная Корея и Куба).

Понятие «государственный режим» и «политический режим» не являются тождественными.

«Политический режим» - понятие более широкое, так как включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только государства, но и политических партий, движений, организаций.

Именно «политический режим» позволяет судить о подлинных возможностях человека в его взаимоотношении с государственной властью.

Таким образом, «политический режим» – это совокупность форм жизнедеятельности институтов и организаций политической системы, методов господства и основных направлений политической активности общества в рамках данной системы.

Политический режим характеризует систему власти, организацию политического устройства общества, политический климат.

Межгосударственные объединения - это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Примерами межгосударственных объединений являются: Содружество Наций (до 1947 г. – Британское Содружество Наций), Европейский Союз(до 1993 ЕЭС), Совет Европы, пленом которого является с 1996 г. и Россия, а также СНГ. Межгосударственные объединения во многом сходны с конфедерацией, хотя степень их интеграции различна. Так, согласно ст. 79 Конституция РФ Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.

Организационная структура межгосударственного объединения представлена:

  1. высшим органом (Совет глав Правительства)

  2. исполнительным органом

  3. административным органом (секретариатом)

  4. комитетами и комиссиями по специальным вопросам

Иногда создаются спец. Структуры (например, Европейский суд в составе Совета Европы)

Политическая система общества – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов и организаций, социально-политических общностей и групп, форм взаимодействий, нормативной базы и политико-правовой культуры.

При помощи этих механизмов разрешаются противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гарантируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

Благодаря этим механизмам общество в целом или правящая элита в частности оказывают сопротивление деструктивным социальным силам, отражают посягательства на принципы и устои общественного строя.

Политическая система общества представляет собой определенную структуру, элементы которой взаимосвязаны и образуют устойчивое единство.

Центральным элементом, стрежнем политической системы является политическая власть, подобно тому, как в экономической системе таким элементом является собственность.

Структурно политическая система состоит из институциональной, нормативной, коммуникативной и культурной подсистем.

Институциональная подсистема представляет собой совокупность социальных институтов и организаций, связанных с функционированием политической власти.

Нормативная подсистема состоит из политических и правовых норм регулирующих политическую жизнь общества. Это нормы права, нормы деятельности общественных организаций, обычаи и традиции, этико-моральные нормы.

Совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными слоями, этносами, индивидами по поводу из участия в организации и осуществлении политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики является коммуникативной подсистемой.

В качестве интегрирующего фактора политической системы выступает культурная подсистема, представляющая собой комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентацией и политического поведения. Значительность политической культуры состоит в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. В этом смысле доминирующая политическая культура играет охранную роль. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против существующей системы публичной власти и грает дестабилизирующую разрушительную роль.

Таким образом, политическая система отношений, действий, идей, институтов, связанных с формированием и практическим осуществлением политики, т.е. власти и управления в обществе.

Основу политической системы общества образует государство, поскольку оно является главной объединяющей и принуждающей силой в обществе, тем самым только государство, объединяющее все население страны, может осуществлять всеобщую волю, власть всего общества. Государство – это универсальная политическая организация политической системы, поскольку оно берет на себя выполнение самых важных дел и функций жизнедеятельности общества.

Об особом положении государства в политической системе свидетельствует также и то, что центральный аппарат государственной власти образует внешний уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы. Аппараты управления и другие органы власти на местах образуют средний уровень политической системы. Структуры среднего уровня служат связующим звеном между высшим уровнем политической системы и гражданским обществом, которое и составляет третий массовый уровень.

Взаимоотношения государства с гражданским обществом раскрывают суть государства, его назначение и форму. На современных условиях государство и гражданское общество существуют как две стороны одного целого: они тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Государство имеет тенденцию приобретать те формы, которые соответствуют уровню развития и характеристику гражданского общества.

Гражданское общество своими ассоциациями и организациями контролирует государство и представляет собой некое самодостаточное целое. Пока оно сохраняет такое органическое единство, государственная власть всегда в состоянии найти в нем надежную опору в условиях любых политических потрясений.

К сказанному следует добавить, что государство и по вертикали, и по горизонтали находится в постоянном и многообразном взаимодействии со всеми элементами политической системы общества. Всеохватывающий характер государства, с одной стороны, и особенности присущие остальным элементам, влекут многообразие форм и методов политического взаимодействия.

Это позволяет сделать вывод о том, что политическая система общества представляет собой органичное единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединенных вокруг господствующих в данном обществе целей и идеалов.