Лекция «Законность и правопорядок. Правовая культура»
Соотношение законности и правопорядка
Понятие и виды правовой культуры
Взаимосвязь правовой культуры, правосознания и правового воспитания.
Основной стратегической задачей государства в обеспечении прав и свобод, организации взаимоуважительных и взаимообязательных отношений между личностью и государством является создание режима законности и поддержания правопорядка.
Законность в теории права определялась в разных дефинициях, но в основном как требование неуклонного соблюдения (в широком смысле) правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными организациями. Правопорядок определялся как итог, результат законности, т.е. соблюдения в обществе всех правовых требований. И законность, и правопорядок характеризуют состояние общества, отношения между личностью и государством.
Эти категории обобщают не только юридические процессы, например деятельность правоохранительных органов, но характеризуют и социально-политическое отношение общества, его членов, различных структур к праву, его реализации. Иными словами, обеспечение законности – это забота не только юристов и юридических учреждений, это крупная социально-политическая задача всех граждан, должностных лиц, всех социальных структур.
Характеристика состояния законности позволяет осуществить общую оценку действия права в обществе, оценить состояние общественных отношений под воздействием права.
В конечном счете не так важны теоретические оттенки в раскрытии понятия «законность». Требование ли это точного и неуклонного соблюдения неисполнения, использования и применения законов и других правовых актов, государством, обществом, должностными лицами, гражданами или это общественно-политический процесс соблюдения (в широком смысле) правовых требований – важно, что это особая, политико-правовая характеристика общества.
Без законности не может быть демократии, свободы личности – это теоретическое понимание развивалось и на прошлом этапе отечественной теории государства и права, разумеется, без всесторонней оценки тех законов, указов и других нормативно-правовых актов, которые предлагалось исполнять, без критического осмысления правовой системы социализма.
Но, увы, как часто на предыдущем этапе отечественной истории под предлогом конъюнктурно понимаемой целесообразности извращались даже те требования законности, которые формально содержали нормативно-правововые акты, прежде всего Конституция. Несмотря на это, некоторые теоретики на предыдущем этапе утверждали, что при социализме существует не только законность, но и конституционная законность, которая приходит на смену «революционной законности».
Но если отвлечься от гиперболизаций и фальши предыдущих теоретических положений, то конституционная законность действительно должна обеспечивать свободу личности, включать в себя равенство всех перед законом и судом, принципы федерализма, народовластия, разделения властей, обладания гражданами прав и свобод. Конституционная законность – это ядро, обеспечивающее единство законности.
Законность может существовать только в системе гарантий и четких методов ее обеспечения. Это прежде всего юридические гарантии – хорошее качество законов, финансовое, кадровое, материальное обеспечение исполнимости законов.
Ответственность, наличие правозащитных органов и многие другие элементы юридических гарантий входят во всю систему гарантий законности. Сюда же входят материальные, политические, идеологические, культурные, технические гарантии, которые создаются государством, обществом для верховенства закона, господства права.
Методы обеспечения законности – это политические, организационные и иные способы обеспечения действия нрава.
Сюда входит, прежде всего, открытость и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям, кого бы это ни касалось, широкое использование судебной системы в укреплении законности; обеспечение конституционной законности специальными структурами, например, деятельностью Конституционного суда; практическое обеспечение принципа «вся власть закону» «деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение и т.д.
Понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни – на производстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.д. Дисциплина является мощным средством против дезорганизации в ее разных формах и степенях.
Различают воинскую, исполнительскую, договорную, финансовую, технологическую, трудовую, налоговую и иные формы дисциплины.
В демократических государствах с рыночной экономикой особенно важной становится налоговая дисциплина. Своевременная и полная уплата налогов физическими и юридическими лицами – это условие существования таких государств. Налоговые нарушения оцениваются как уголовные преступления и это оценка входит в правосознание демократического общества. Но, разумеется, налоги должны быть соразмерными доходам и не быть удушающими производство, деловую активность, предпринимательство.
Характерно, что в истории человечества, например, в Древнем Египте (II тыс. до н.э.) первичные налоги собирались в виде определенной доли урожая и делились в такой пропорции – 23% фараону, 7% храму, а около 70% шло земледельцам-общинникам.
Эта пропорция выдерживалась и в последующие времена во многих других государствах азиатского способа производства и, по-видимому, является оптимальной.
Дисциплиной можно управлять, и это одна из сфер, где пересекаются научные интересы теории права и науки об управлении, прежде всего менеджмента в современной терминологии.
Но надо учитывать и юридическую методологию, которая формируется для изучения сферы законности под влиянием различных политических, идеологических факторов. Все же нарушения законности и ныне имеют широкое распространение, и многочисленная армия юристов в конечном счете работает на укрепление законности, сокращение разрыва между формальным и фактическим положением личности.
Законность имеет и международное значение как одно из условий современного существования цивилизации – в технологической, экономической сферах. Законность должна обеспечивать экологический императив, построение правового государства и осуществление многих иных юридических, политических идеалов и ценностей.
Законность может иметь разные уровни, разную степень соблюдения права и прежде всего законов. Поэтому она еще и процесс достижения этой цели.
Существует несколько подходов к пониманию законности. Сторонники функционального подхода рассматривают законность в узком смысле как метод осуществления государственной власти, а в широком – как требование неукоснительного соблюдения и исполнения законодательства всеми субъектами права. Сторонники нормативного подхода понимают законность, как правильное соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм участниками правоотношений. Эти подходы не исчерпывают содержания понятия законности, страдают односторонностью.
В связи с этим представляется важным обратить внимание на системный подход к законности, который рассматривает ее, как принцип функционирования аппарата государства, всех организаций и одновременно поведения граждан, основывающийся на правовом характере всей общественной жизни и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения юридических норм всеми субъектами права.
Студентам необходимо рассмотреть основополагающие идеи, начала, принципы законности – единство законности, всеобщность и непререкаемость законности, верховенство закона, гарантированность прав и свобод личности, неотвратимость наказания, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, неразрывная связь законности и правовой культуры.
С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок, под которым понимается состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.
Правопорядок – это главная цель правового регулирования, он представляет собой реализованную законность, т. е. упорядоченную систему всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и т. д.
Правопорядок и законность соотносятся между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами.
Роль законности и правопорядка можно рассматривать с точки зрения интересов и государства и личности. С позиции государства законность и правопорядок обеспечивают стабильность общества и само его существование. С позиции личности законность и правопорядок являются средством защиты ее прав, свобод и законных интересов. Этим определяется особая роль законности и правопорядка для общества в целом; они выступают как основа порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности.
Государство может стать правовым только при наличии прочной законности и правопорядка.
Проблема укрепления законности является не только правовой, она носит комплексный характер. Необходим целый комплекс мер, обеспечивающий режим законности, в качестве которых следует назвать гарантии законности ( условия, средства и способы обеспечения законности). К общим гарантиям законности относят экономические, политические, социальные гарантии. К специальным гарантиям относят нормативные и организационно-правовые.
Следует отметить, что наряду с факторами внешней среды (экономические условия, уровень законодательства, деятельность государственных и правоохранительных органов) существенное влияние на состояние законности оказывают и факторы, относящиеся к личности (правосознание, правовое поведение, нравственное сознание, уровень общей культуры).
Дисциплина – это порядок, основанный на определенных требованиях к поведению людей, соответствующий сложившимся в обществе социальным нормам.
В этом смысле понятие дисциплины более широкое, чем законность. Законность означает соблюдение лишь правовых норм, а дисциплина – соблюдение всех социальных норм, включая правовые, нравственные и другие. Если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины является общественный порядок. Законность можно рассматривать как ядро дисциплины в соответствующей сфере деятельности. Студентам следует познакомиться с различными видами дисциплин – государственной, трудовой, воинской, договорной, финансовой, технологической.
Правовая культура – это уровень правосознания и правовой активности общества, совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.
Под правовой культурой в широком смысле понимается все, что создано человеком в правовой сфере: право, его институты, законодательство, правовая наука, правосознание, юридическая практика.
В узком смысле правовая культура – это уровень знания права членами общества, качество реализации права, высокий престиж права в обществе.
Студентам следует обратить внимание на то, что понятие правовая культура более широкое, чем правосознание. Если правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, выражающих отношение людей к праву, то правовая культура характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем законодательства, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности правоохранительных органов, юристов-профессионалов.
С точки зрения системного подхода структурными элементами правовой культуры являются: культура правового сознания населения, правомерное поведение, культура функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов. Рассматривая правовую культуру как социальное явление в ней можно выделить три уровня: обыденный, профессиональный, доктринальный.
В структуре нормативного правового поведения можно выделить три блока взаимодействующих между собой элементов:
познавательный (гносеологический)
ценностно-ориентационный
деятельностный (поведенческий)
Особое внимание следует обратить на функции правовой культуры – познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую.
Существуют различные виды правовой культуры – правовая культура общества, группы и личности.
Высокий уровень правосознания и правовой культуры зависит от системы правового воспитания – целенаправленной деятельности государства по формированию этих качеств у граждан и должностных лиц.
Студентам необходимо познакомиться подробнее с целями, задачами правового воспитания, его содержанием, с такими формами правового воспитания как правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание. Необходимо рассмотреть методы правового воспитания: убеждение, поощрение, угроза принуждения, предусмотренная законодательством.
Следует отметить, что антиподом правовой культуры является правовой нигилизм – недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, вызывающее различного рода правонарушения.
Любое общество стремится к преодолению в обществе правового нигилизма, повышению уровня правовой культуры.
В современной юридической науке сложилось два подхода к пониманию правосознанию: диалектико-материалистический и цивилизационный (этнокультурный). Диалектико-материалистический подход рассматривает правосознание как продукт и отражение закономерностей и объективных процессов правовой жизни общества в сознании индивида, цивилизационный подход понимает право и правосознание как продукт культурно-исторического развития народа, этноса, социальной группы.
Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом. Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне.
Внутри государства и на международном уровне правосознание действует в тесной связи с политическим сознанием, что дало основание для применения в юридической и философской литературе понятия «политико-правовое сознание». Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием.
Политическое сознание зависит от политических отношений в обществе и государстве, возникающих в связи с существованием союза людей, объединенных вокруг властного центра. Правовое сознание не всегда связано с идеей властного центра и принудительным порядком. В сферу правового сознания включаются также правовые явления, которые могут получать политико-идеологическую оценку, но по своей сущности, внутреннему качеству не являются политическими. Так, например, обстоит дело с религиозными, семейными, культурными областями человеческой жизни.
Исходя из вышеизложенного, правосознание можно определить как совокупность правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других духовных и интеллектуальных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридической практике, правам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям.
Правосознание как важнейшая составная часть правовой жизни общества взаимодействует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью правовых учреждений; процессами правотворчества и правореализации; правовыми отношениями. Эти взаимные связи и взаимодействие элементов правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторону общественной жизни.
Структура правосознаниядостаточно сложна. Традиционно в юридической литературе в качестве уровней правосознания выделяется правовая идеология и правовая психология.
Возможны самые разные классификации правосознания. Наиболее распространенная — классификация по его субъектам. Виды правосознания по его субъектам в обобщенной форме предстают как правосознание индивидуальное, групповое и общественное. С позиций уровня развития правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.
Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке и доктрине, государственно-правовой идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых взглядах, представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах — таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д.
Как видим, общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.
Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые прежде всего влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор — это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.
Индивидуальное правосознание является результатом усвоения человеком группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт — вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.
Обыденное правосознание – самое распространенное, так как им обладают практически все граждане. У профессиональных юристов элементы обыденного правосознания также присутствуют, но доминирует все же тот тип правового мышления и сознания, который связан с их деятельностью – в сфере публичного (уголовного, административного и т.д.), или частного (гражданского, хозяйственного и т.д.) права.
Профессиональное правосознание юриста — это научно обоснованная, стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание по глубине освоения права относится к теоретическому сознанию. Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических дисциплин, в ходе практической деятельности по реализации права. Для профессионального правосознания человека характерно усвоение правовых знаний как системы, понимание взаимосвязей различных правовых норм, представление о воздействии права на общественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональное правосознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах прав, правовой жизни общества включает также определенные систематические познания в какой-либо конкретной сфере права, — например, гражданского, финансового, торгового, трудового, семейного, административного, экологического, уголовного.
Наиболее высокоразвитой формой правосознания – научным правосознанием, обладают представители юридической элиты – ученые правоведы, деятельность которых предполагает глубокие знания по истории государства и права, философским аспектам права, современным проблемам правовой политики и международных отношений.
Среди функций правосознания выделяются:
1. Познавательная - характеризует осмысление правовых явлений в общественной реальности.
2. Регулирующая - дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.
3. Функции моделирования - служит важнейшим средством формирования соответствующей модели поведения.
Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, дозволений и запретов — все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
- Юридический факультет
- Учебно - методический комплекс
- 2011 Содержание
- 031003 «Судебная экспертиза»
- Рабочая учебная программа
- Основание
- 2. Краткое изложение программного материала (краткий курс лекций) Лекция «Предмет и методология теории государства и права». План
- Лекция «Теория государства и права в системе научного знания»
- Лекция «Основные закономерности возникновения государства и права»
- Лекция «Теории происхождения государства и права»
- Лекция «Понятие и признаки государства»
- Лекция «Социальное назначение государства»
- Лекция «Форма государства»
- Лекция «Типология государств»
- Лекция «Механизм государства»
- Лекция «Государство и гражданское общество»
- Государство и политические партии и общественные объединения
- Лекция «Теория правового государства. Социальное государство»
- Лекция «Государство в условиях глобального миропорядка»
- Лекция «Сущность права»
- Лекция «Форма права».
- Лекция «Система права и система законодательства»
- Лекция «Правотворчество и систематизация законодательства»
- Лекция «Правотворчество и систематизация» План
- Лекция «Норма права. Реализация права»
- Лекция «Общее учение о правоотношениях»
- Лекция «Правовое поведение и юридическая ответственность»
- Лекция «Законность и правопорядок. Правовая культура»
- Лекция «Правовые системы современности»
- 3. Контроль знаний (тесты, вопросы к зачету, экзамену, образец билета)
- 8. Что такое форма государственного устройства?
- 14. Государственный аппарат - это:
- 15. Базовый правовой статус личности - это:
- 28. Юридическая сила нормативного правового акта зависит от:
- 3.3. Вопросы к экзамену
- 3.4. Образец билета
- 5. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
- Словарь