Лекция «Основные закономерности возникновения государства и права»
Социальная организация догосударственного общества.
Нормативное регулирование в первобытном обществе
Роль неолитической революции в возникновении государства и права.
Типичные и уникальные пути возникновения государства.
Способы образования права
При изучении данной темы необходимо учитывать, что общество возникло раньше государства. Общество существует 3-4 миллиона лет, а государство возникло лишь на определенном этапе развития человеческого сообщества (5-6 тысяч лет назад). Необходимо рассмотреть характерные черты первобытного общества: наличие родовой общины, основанной на кровно родственных связях, отсутствие в общине социальных групп с отчетливо выраженными противоречивыми интересами, общественная собственность на средства производства, потребляющая, присваивающая экономика, социальная власть, построенная на началах первобытной демократии, самоуправления. Органами власти являлись родовые собрания, старейшины, вожди, которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
10-12 тысяч лет назад в развитии первобытного общества возникли новые явления, изменившие условия жизни людей. На смену присваивающему хозяйству пришла производящая экономика. Произошла неолитическая революция(«неолит» – новый каменный век). Произошли качественные сдвиги во всех сферах жизни общества, способствующие формированию важнейших предпосылок формирования государства. Такими предпосылками явились: общественное разделение труда, совершенствование орудий труда и рост его производительности, появление обменных отношений, возникновение территориальных общностей, возникновение частной собственности и моногамной семьи.
На стадии разложения родовых отношений происходит разделение путей формирования государства на восточный (азиатский) и западный (европейский).
Восточный (азиатский) путь формирования государства явился типичным, универсальным, широко распространенным. Здесь устойчивой оказалась социально-экономическая структура родового строя, земельная община, коллективная собственность. Первые государства восточного типа были доклассовыми. Они одновременно и эксплуатировали сельские общины и управляли ими, выступая организаторами производства. Постепенно складывается рабство, иерархическая система азиатской деспотии, мощный чиновничий аппарат во главе с монархом.
Основной причиной возникновения государства на Востоке явилась необходимость единого централизованного руководства огромными массами людей для осуществления масштабных ирригационных работ, связанных с поливным земледелием.
Долгое время основной причиной возникновения государства считался раскол общества на классы с непримиримыми интересами. Такой подход был обусловлен господством в науке марксистско-ленинской методологии. Считалось, что этот путь формирования государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако современные исследования доказывают, что раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Древних Афинах и Риме. Таким образом, западный путь формирования государства можно назвать не типичным, а уникальным, характерным лишь для выше названных государств.
Государство явилось закономерным этапом в развитии человеческого общества и знаменует собой переход от первобытных форм общества к цивилизованной форме совместного проживания людей. Государство является аппаратом управления общественными процессами. Оно призвано содействовать развитию общества, удовлетворению общественных потребностей. Наиболее важные общественные отношения регулируются государством посредствам права. Сущность государства как особого явления нельзя уяснить, не рассмотрев вопросов о его происхождении, о тенденциях его развития и преобразования.
В истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без государства и без права. Человек современного кроманьонского типа появился около 40 тыс. лет назад, а первые государства появились лишь 5-6 тыс. лет назад. Лежащая в основе догосударственного общества присваивающая экономика включала в себя охоту, собирательство, рыболовство. Человек использовал то, что давала ему природа.
В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины. В условиях первобытного стада существовали весьма примитивные орудия труда (камни, палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. В позднем палеолите на смену первобытному человеческому стаду приходит родовой строй, основанный на кровном родстве, общей собственности и совместном ведении хозяйства. В процессе совершенствования орудий труда присваивающая экономика постепенно вытесняется производящей экономикой. В науке этот период называют «неолитической революцией». Именно тогда зародилось скотоводство и земледелие, появились ремесла. В усложнившемся домашнем хозяйстве господствующее положение стали занимать женщины (матриархат).
С развитием скотоводства, плужного земледелия, усиливается значимость мужского труда и на смену матриархату приходит патриархат, а на смену групповому – парный брак.
Складывается патриархальная семейная община, характерная для заключительной стадии родового строя. Источником власти являлась вся родовая община. Все важнейшие вопросы решались на общем собрании. Повседневное управление осуществлял старейшина, избираемый всеми членами рода. Власть, построенная на началах первобытной демократии, опиралась на авторитет, обычаи, а также и на возможность жесткого принуждения, исходящего от всего рода (карательные органы отсутствовали).
С приходом к производящей экономике усложнилась организация производства, возникла потребность в новых управленческих, организационных функциях. Общественное разделение труда, специализация и разделение функций заметно увеличили производительность труда и способствовали нарастанию социального неравенства, отделению верхушки общества от основной массы производителей, и присвоению ими накапливаемого прибавочного продукта.1Наряду с такими общими закономерностями как появление частной собственности, деление общества на классы, на процесс возникновения государства повлияли:
демографические факторы (переход от кочевого к оседлому образу жизни, к моногамной семье);
психологические факторы (природный страх человека, понимание необходимости создания органа управления, стоящего над обществом);
антропологические факторы (стремление к коллективному совместному проживанию, несмотря на эгоизм и агрессивность человека);
геополитические факторы (опасность насилия со стороны других племен);
географические факторы (выход к морям способствовал ускорению развития товарно-денежных отношений);
этнические факторы (деление на свободных и рабов на основе этнических различий).
Общие закономерности возникновения и развития государства не следует смешивать с конкретными условиями и формами его образования. Природно-климатические, географические, религиозные и другие факторы оказывали влияние на процессы социального расслоения и обусловливали конкретные пути становления и развития государственной организации и правовой системы. На стадии разложения родового строя и его прихода к государству, пути восточных и европейских государств разошлись.
В большинстве регионов (Азии, Африки) первые государства возникли в зонах поливного земледелия, что требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ и вело к необходимости единого централизованного руководства огромными массами людей. Здесь устойчивой оказалась социально-экономическая структура родового строя, земельная община, коллективная собственность. Общинники считались свободными, но постепенно и земля и жизнь всех подданных стали собственностью государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом. Таким образом, в основе экономики лежала государственная форма собственности, а частная собственность имела второстепенное значение.
Своеобразным был путь формирования государства у древних германцев. Появление государства ускорилось завоеванием ими огромных территорий Римской империи и неспособностью родоплеменного строя обеспечить государство на большой территории. Возникла потребность создания государственных административно-территориальных структур. Таким же путем появились государства в Древней Руси, Ирландии.
Различие путей формирования государств обусловлено неравномерностью их развития, природно-климатическими условиями, географическим положением. На Востоке возможен был только общинный способ земледелия. Этим объясняется отставание восточных государств от европейских, так как там сложилось господство более эффективной частной собственности.
- Юридический факультет
- Учебно - методический комплекс
- 2011 Содержание
- 031003 «Судебная экспертиза»
- Рабочая учебная программа
- Основание
- 2. Краткое изложение программного материала (краткий курс лекций) Лекция «Предмет и методология теории государства и права». План
- Лекция «Теория государства и права в системе научного знания»
- Лекция «Основные закономерности возникновения государства и права»
- Лекция «Теории происхождения государства и права»
- Лекция «Понятие и признаки государства»
- Лекция «Социальное назначение государства»
- Лекция «Форма государства»
- Лекция «Типология государств»
- Лекция «Механизм государства»
- Лекция «Государство и гражданское общество»
- Государство и политические партии и общественные объединения
- Лекция «Теория правового государства. Социальное государство»
- Лекция «Государство в условиях глобального миропорядка»
- Лекция «Сущность права»
- Лекция «Форма права».
- Лекция «Система права и система законодательства»
- Лекция «Правотворчество и систематизация законодательства»
- Лекция «Правотворчество и систематизация» План
- Лекция «Норма права. Реализация права»
- Лекция «Общее учение о правоотношениях»
- Лекция «Правовое поведение и юридическая ответственность»
- Лекция «Законность и правопорядок. Правовая культура»
- Лекция «Правовые системы современности»
- 3. Контроль знаний (тесты, вопросы к зачету, экзамену, образец билета)
- 8. Что такое форма государственного устройства?
- 14. Государственный аппарат - это:
- 15. Базовый правовой статус личности - это:
- 28. Юридическая сила нормативного правового акта зависит от:
- 3.3. Вопросы к экзамену
- 3.4. Образец билета
- 5. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
- Словарь