logo search
Конспект ГРЭ-0

Государственное регулирование финансово-кредитных связей России.

Второй по социально-экономической значимости и масштабам вид внешнеэкономических отношений страны образуют финансово-кредитных кредитные связи. В их составе различают

две формы, неодинаковые по способам приобретения финансово-инвестиционных ресурсов одной страны у других стран. Первая, наиболее распространенная в мире и возникшая ранее другой — кредитная. Сущность ее состоит в том, что стране предоставляются денежные средства в долг различными внешними субъектами, которыми могут быть другие государства, международные финансовые организации, в том числе организации групп стран. Другими словами, страна кредитуется этими субъектами в соответствии с общепринятыми принципами кредитования — возвратностью, платностью, срочностью. При этом кредитуемая страна может одновременно выполнять роль кредитора, т.е. предоставлять денежные средства в долг другим странам. Россия является одновременно и должником и кредитором, но в большей степени первым.

Эффективность кредитных заимствований для страны-заемщика проявляется в том, что, во-первых, денежная форма кредитных ресурсов позволяет ей использовать их для решения любых социально-экономических проблем. Во-вторых, страна-заемщик, как правило, свободна в выборе целей использования взятых в долг денег, хотя могут быть и определенные ограничения, предусмотренные в соответствующих договорах о предоставлении кредита. В-третьих, кредитные заимствования позволяют стране сразу же после получения кредита приступать к решению приоритетных социально-экономических проблем. В-четвертых, кредитные заимствования позволяют стране приступить к решению проблем, когда собственных финансовых ресурсов недостаточно, т.е. кредитные связи ускоряют социально-экономическое развитие страны. Для страны-кредитора полезность кредитных связей состоит в том, что они позволяют ей извлекать доход из имеющихся финансовых ресурсов в виде процентов, т.е. имеет место взаимовыгодность международных кредитных связей.

Но эта форма внешнеэкономических связей имеет определенные негативные свойства. Они начинают проявляться, когда масштабы кредитных заимствований становятся чрезмерными относительно экономического потенциала, финансовых возможностей страны-должника и возврат долгов, уплата процентов по ним начинают оказывать отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, тормозить его, так как значительную долю финансовых ресурсов страна вынуждена расходовать на обслуживание внешнего долга. Поэтому среди экономистов нет однозначного мнения относительно развития внешних кредитных связей, масштабов периодичности кредитных заимствований. Крайние точки зрения состоят в том, что одна группа их представителей отрицает необходимость и целесообразность использования внешних кредитных ресурсов для финансирования решения социально-экономических проблем, утверждая, что внешние заимствования имеют только отрицательные последствия для страны-заемщика Противоположная точка зрения состоит в том, что внешние кредитные заимствования — это эффективный, соответствующий рыночным принципам хозяйствования способ удовлетворения потребностей страны в финансовых ресурсах. Третья группа экономистов выражает промежуточную точку зрения, согласно которой внешние кредитные заимствования необходимо использовать в разумных пределах, учитывая финансовые возможности страны (настоящие и будущие), остроту социально-экономических проблем, реально достижимую эффективность использования кредитных ресурсов.

Наша страна стала использовать кредитные заимствования наиболее интенсивно и в увеличивающихся масштабах со второй половины 1980-х годов. В 1985г. внешняя задолженность СССР составляла 28,3 млрд долл. США. К 1990г. она увеличилась более чем в два раза и достигла 59,8 млрд долл. В 1999г. внешний долг России составил более 150 млрд долл. Такой рост произошел потому, что переход к рыночным принципам хозяйствования и необходимость решения возникших в связи с этим экономических и социальных проблем потребовали огромных затрат финансовых ресурсов. В составе этой суммы выделяют две части. Первая — это внешний долг бывшего СССР, обязательства по обслуживанию которого взяла на

себя Российская Федерация. Размеры ее достигают более 90 млрд долл. Вторая часть — внешний долг, накопленный Правительством РФ. Такие объемы внешнего долга чрезмерны относительно финансовых возможностей страны. Он более чем в семь раз превышает размер годового бюджета (20 млрд долл.) и требует значительных ежегодных сумм на погашение и обслуживание его (возврат и выплату процентов). Сроки возврата долгов СССР наступили к началу 1990-х годов, около 60% их необходимо было вернуть в период 1992—1995 гг., из них более половины — в 1992—1993 гг. Поэтому основное направление государ­ственного регулирования внешней задолженности состояло в том, чтобы добиться ее реструктуризации и перенести сроки выплаты. В 1992—2000 г. Правительством РФ были заключены несколько соглашений о пересмотре календарных планов по обслуживанию и погашению долгов Парижскому и Лондонскому клубам и установлении новых графиков по долгам СССР и сокращении их объемов. В результате основная нагрузка по обслуживанию этой части внешнего долга перенесена на период после 2000г. при значительном сокращении его размера.

Второе направление государственного регулирования внешней задолженности — повышение эффективности использования взятых в долг финансовых ресурсов, направление их строго на те цели, которые были предусмотрены при обосновании необходимости внешних заимствований. Для этого усиливается государственный контроль за движением кредитных денег до момента их фактического использования. Третье направление деятельности государственных регулирующих органов — резкое со­кращение объемов внешних заимствований с целью недопущения роста расходов на их обслуживание с последующим сокращением этих расходов.

В механизме управления внешней задолженностью используются показатели, отражающие отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту, национальному доходу, годовому экспорту, расходов на погашение и обслуживание долга к годовому экспорту, размеры внешнего долга в расчете на душу населения, сумму инвестиционных ресурсов и др. Мониторинг динамики этих показателей, осуществляемый государственными органами, позволяет оценить ситуацию в этом секторе финансово-кредитных связей страны. По многим из этих показателей Россия к 2000 г. приблизилась к пороговому, критическому уровню их, а по отношению внешнего долга к валовому внутреннему продукту (более 65%), размерам его на душу населения (более 1000 долл.) и некоторым другим превысила этот уровень. Это означает возникновение угрозы экономической безопасности страны.

Россия, являясь одновременно и внешним кредитором, в современных условиях переходного периода имеет очень ограниченные финансовые возможности кредитовать другие страны, поэтому масштабы внешнего кредитования очень незначительны. Но в распоряжении России находятся долги СССР, социалистических и развивающихся стран. Их размеры составляют 130—140 млрд долл. Возврат этих долгов происходит очень медленно и в основном в товарной форме. Один из способов возврата долгов, ис­пользуемых в мировой практике, — продажа долговых обязательств на мировых рынках ценных бумаг. Но до настоящего времени реализована лишь незначительная часть долгов внешней дебиторской задолженности России. Это объясняется тем, что рейтинг этих долгов на мировых рынках очень низкий по различным причинам — экономическим, политическим, организационным. Так, относительная слабость финансово-экономического потенциала многих стран-должников, нестабильность или авторитетность их политических режимов определяют низкий спрос на такие ценные бумаги. Кроме того, возникают и организационные трудности. Чтобы продать долговые обязательства, необходимо иметь согласие на это страны-должника. Выполнение такого условия предусмотрено в соответствующих государственных договорах между страной-кредитором и странами-должниками.

Вторая форма внешних финансово-кредитных связей — инвестиционная. Сущность ее состоит в том, что финансовые ресурсы предоставляются стране внешними субъектами не в долг, а инвестируются в экономику страны. Иностранными субъектами-инвесторами могут быть юридические и физические лица других стран, государства в лице соответствующих органов, международные организации. В зависимости от способа инвестирования различают две разновидности иностранных инвестиций: прямые (или реальные), портфельные (или финансовые). Прямое инвестирование осуществляется посредством вложения ресурсов непосредственно в развитие производственно-хозяйственной деятельности — строительство новых, реконструкцию, технологическое перевооружение, расширение действующих предприятий. Портфельное инвестирование означает предоставление средств иностранными субъектами посредством покупки ими ценных бумаг предприятий, акционерных компаний, а также государственных.

Иностранное инвестирование как источник финансовых ресурсов и форма внешнеэкономических связей имеет значительные преимущества в сравнении с привлечением иностранных кредитов. Они проявляются в том, что, во-первых, иностранные инвестиции предоставляются бесплатно, бессрочно. Во-вторых, результаты инвестиционной деятельности иностранных инвесторов (построенные, реконструированные предприятия, дороги, внедренные в производство новые технологии, технологические средства и др.) остаются в распоряжении страны, принимающей иностранных инвесторов. В-третьих, иностранное инвестирование осуществляется, как правило, на основе передовой техники, технологии, прогрессивных методов организации хозяйственной деятельности. Поэтому иностранное инвестирование — очень распространенный в мировой практике способ расширения источников финансирования развития национальных экономик, решения социальных проблем. Крупные и малые, развитые и развивающиеся страны являются одновременно инвесторами и получателями иностранного капитала. В мире

сформировался и функционирует международный рынок иностранных инвестиций. Основа его механизма — закономерности, из которых наиболее значимая — закон спроса и предложения. В настоящее время на международном рынке инвестиций имеет место значительное превышение спроса над предложением. Поэтому иностранные инвестиции направляются прежде всего в те страны, где имеются наиболее благоприятные условия для инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Мировой опыт выявил параметры благоприятного инвестиционного климата, основные из которых следующие: свобода выбора направлений вложения иностранного капитала, возможности достижения достаточно высокого уровня рентабельности инвестиционных вложений, стабильная, стимулирующая налоговая система, минимальный риск невозврата вложенного капитала и прибыли, характер экономической ситуации в стране-реципиенте (стабилизация, оживление, подъем, низкий уровень инфляции и т.д.), политическая стабильность, благоприятная в криминогенном отношении обстановка и др.

Для России привлечение иностранных инвестиций в современных условиях особенно актуально. Это объясняется тем, что за последние десять лет объемы капитальных вложений в народное хозяйство сократились в несколько раз. Сокращение инвестиций происходило опережающими темпами относительно сокращения объемов валового национального продукта, объемов промышленного производства и в других отраслях экономики. В результате износ основных фондов в отраслях экономики и социальной сферы в среднем достиг более 60%. Поэтому в стране потребность в иностранных инвестициях чрезвычайно острая, а инвестиционная активность пока очень низкая.

Для привлечения иностранного капитала необходимо создать в стране благоприятный инвестиционный климат, основу которого составляет во всех странах соответствующая законодательно-правовая база. В мировой практике применяются две модели законодательно-правовой системы, ориентированной на привлечение иностранного капитала. Первая — модель с национальным режимом, предусматривает создание равных условий для иностранных и отечественных инвесторов. Вторая — модель с преференциальным режимом, предусматривает создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов. Первая модель применяется, как правило, в странах, где экономическая ситуация стабильна, происходит нормальное развитие отраслей народного хозяйства, имеются собственные финансовые ресурсы. В современных условиях России использование такой модели нецелесообразно из-за кризисного состояния экономики, относительной политической нестабильности, криминогенной обстановки и действия других факторов, определивших наличие в стране больших рисков для иностранных инвесторов. В России целесообразно использовать модель с преференциальным режимом, применяя специальные инструменты для стимулирования притока зарубежных инвестиций.

Законодательно-правовая база привлечения иностранного капитала стала создаваться в России с начала 1990-х годов. Уже в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990г. зафиксирована возможность создания в стране предприятий смешанной формы собственности с участием иностранных государств, юридических лиц и граждан'. В законе РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 августа 1991г. определены цели, принципы и законодательно-правовые нормы привлечения зарубежного капитала, содержится характеристика организационно-правовой системы создания совместных предприятий с участием иностранных субъектов. В Федеральном законе РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., отразившем изменения, происшедшие в стране за истекший период после 1991 г., так же, как и в первом варианте Закона, закреплен принцип, согласно которому правовой режим инвестиционной деятельности иностранных инвесторов, использования ими полученной в результате этой деятельности прибыли не может быть менее благоприятным в сравнении с правовым режимом, установленным для российских инвесторов. Таким образом, закон предусматривает возможность реализации в России обеих моделей системы привлечения зарубежных инвестиций. Но в основном он ориентирован на реализацию первой модели с национальным режимом. Иностранным инвесторам предоставлено право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации, беспрепятственный перевод их за пределы России, возврат инвестиционного капитала, на участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, приобретение ценных бумаг. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов им гарантируется предоставление права на различные виды недвижимого имущества (земельные участки и другие природные ресурсы, здания, сооружения и т.п.), на аренду земельных участков. Ограничения для иностранных инвесторов предусмотрены лишь в исключительных случаях, с целью защиты конституционного строя, обеспечения безопасности, обороны страны, прав и законных интересов других лиц, нравственности, здоровья населения.

Закон содержит и элементы второй модели — с преференциальным режимом. Так, Законом предусмотрено применение специальных мер стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов в интересах ускорения социально-экономического развития страны. В ст. 16 Закона предусмотрены льготы по уплате таможенных платежей при осуществлении иностранными инвесторами приоритетных инвестиционных проектов. Право установления различных льгот иностранным инвесторам предоставлено не только федеральным органам, но и региональным (субъектов Федерации), местным за счет средств их бюджетов и внебюджетных фондов. Повышение роли местных и региональных органов управления в регулировании инвестиционной деятельности имеет особую значимость. Это определяется огромной территорией страны, ее многорегиональным составом, высокой межрегиональной

дифференциацией состояния инвестиционного климата. По инвестиционной привлекательности, активности регионы страны можно объединить в три группы.

1. Регионы с относительно благоприятным инвестиционным климатом, высокой деловой активностью, высокими темпами экономических преобразований (Москва и Санкт-Петербург, Московская, Калужская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская и другие области, республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Красноярский край; всего около 20 регионов. На территории этих регионов реализуется примерно 80% всех иностранных инвестиций.

  1. Регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, низкой деловой активностью и низкими темпами экономических реформ. В состав этой группы включают более 15 регионов и в их числе: республики Северного Кавказа, республики Калмыкия, Тува, Алтай, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, некоторые области Центрально-Черноземного района.

  2. Регионы промежуточного типа с относительно средней инвестиционной привлекательностью, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. В нее включают около половины всех регионов России и в их составе: республики Коми, Удмуртская, Дагестан, Краснодарский и Приморский края, Оренбургская, Новосибирская, Белгородская, Вологодская, Тверская, Липецкая, Мурманская, Омская, Томская и другие области. Расширение регулирующих прав региональных и местных органов создает более благоприятные условия для преодоления отставания регионов второй и третьей групп в создании необходимого инвестиционного климата, так как, во-первых, это соответствует региональным и местным интересам, во-вторых, на территориальных условиях могут быть более полно, адекватно, сво­ евременно учтены региональные и местные особенности инвестирования. В результате общее состояние инвестиционного климата в стране улучшится.

Элементы второй модели хозяйственного механизма привлечения иностранных инвестиций в сильной степени проявились при создании в России свободных экономических зон в период 1991 — 1999 гг. На территории таких зон законодательством предусматривалось установление льготного режима в сравнении с общим режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Льготность режима определялась по многим направлениям. Во-первых, установились налоговые льготы: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагались налогами по сниженным ставкам. Максимальный размер снижения ставки достигал 50% действовавшей на территории России налоговой ставки для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Предусматривались пониженные ставки за пользование землей и другими природными ресурсами, пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, а также ряд органи­зационных льгот: упрощенный режим регистрации предприятий с иностранными инвестициями, упрощенный порядок выезда и въезда иностранных граждан на территорию свободной экономической зоны, в том числе и безвизовый.

За истекшие годы реформ (1991 — 1999гг.) в России происходил ежегодный рост иностранных инвестиций — 0,4 млрд долл. в 1991г. до примерно 4—5 млрд долл. в 1998—1999гг., т.е. увеличение составило более десяти раз. Несмотря на это уровень иностранного инвестирования в российскую экономику остается очень низким в сравнении с другими странами. Объем накопленных иностранных инвестиций в России к 1999г. составил около 20 млрд долл., а доля страны в общем объеме мировых прямых зарубежных инвестиций составила примерно 1%. Развитые страны значительно опережают Россию по этому показателю. Так, в США накопленный объем иностранных инвестиций составляет более 600 млрд долл., в Великобритании — более 300, во Франции — более 150, в Канаде — примерно 150, в Германии — около 100 млрд долл. Даже в Японии, которая в послевоенный период осуществляла политику протекционизма и опоры на собственные финансовые ресурсы, этот показатель составляет около 50 млрд долл. В настоящее время экспорт капитала в Россию осуществляют более 60 стран мира. Наибольшую долю в общем объеме составляют инвестиции из промышленно развитых стран — США, Германии, Великобритании и др. По расчетам специалистов потребность страны в ежегодных иностранных инвестициях составляет от 15 до 20 млрд долл., т.е. в 4—5 раз превышает фактические объемы их. На мировом рынке прямых инвестиций возможные экспортные их объемы достигают 200 млрд долл. Но чтобы осуществить импорт капитала в размерах, соответствующих потребностям, наша страна должна успешно конкурировать с другими странами — импортерами капитала, конкурентоспособность которых значительно выше российской вследствие наличия у них более благоприятного инвестиционного климата.

На протяжении последнего десятилетия Россия относится к странам с наиболее высокой степенью риска для иностранных инвесторов и по надежности инвестирования капитала занимает примерно 120-е место. Поэтому проблема кардинального изменения инвестиционного климата для России очень актуальна. Для ее решения необходимо прежде всего сформировать хозяйственный механизм, адекватный интересам иностранных инвесторов. Основные элементы этого механизма предполагают, что страна должна иметь надежную систему гарантий неприкосновенности собственности. Отсутствие или ненадежность таких га­рантий является одним из главных факторов риска для иностранных инвесторов. Другой элемент привлекательного инвестиционного климата — создание благоприятных условий продажи недвижимости иностранным инвесторам, как юридическим, так и физическим лицам. Очень важное условие конкурентоспособности субъектов мирового рынка инвестиций — стабильная, нефискальная, стимулирующая налоговая система. Большое влияние на инвестиционную привлекательность страны

оказывают высокая контрактная (договорная) дисциплина и финансовая ответственность организаций, участников инвестиционного процесса. Для всех стран с благоприятным инвестиционным климатом характерна высокая эффективность функционирования организаций рыночной инфраструктуры, которые выполняют функции обслуживания инвесторов: коммерческих и государственных банков, страховых, юридических, аудиторских, консалтинговых фирм, а также фирм, специализирующихся на маркетинге рынка инвестиций, недвижимости, организации, торгов-аукционов, конкурсов. Сильное влияние на инвестиционную активность иностранных инвесторов оказывает степень политической стабильности в стране, предсказуемость изменений политической ситуации. Характер инвестиционного климата в России до настоящего времени не способствовал повышению заинтересованности иностранных инвесторов вкладывать капитал в российскую экономику. Но привлекательность российской экономики для ино­странных инвесторов сохраняется. Это определяется огромной емкостью российского рынка товаров как производственного, так и личного потребления, наличием разнообразных природных ресурсов, относительно дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силой.

Инвестиционная деятельность иностранных инвесторов осуществляется в различных формах совместного предпринимательства: создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, приобретения ими акций и других ценных бумаг российских предприятий, приобретения прав на долгосрочную аренду в соответствии с российским законодательством. Ведущую роль среди них выполняет совместное предпринимательство, основной разновидностью которого является организация совместных предприятий, т.е. предприятий с долевым участием иностранных и российских инвесторов. Особая значимость совместных предприятий как формы внешнеэкономических связей определяется тем, что в отличие от других форм межгосударственное взаимодействие происходит не только в сферах обращения, обмена, потребления, но и непосредственно в сфере производства товаров, услуг, происходит интеграция производственных факторов (научно-технических), технологических, организационных, управ­ленческих и др.). Результаты такой интеграции проявляются в более высоких показателях хозяйственной деятельности совместных предприятий — производительности труда, фондоотдачи, рентабельности и др. В организации совместных предприятий могут быть использованы различные варианты: а) посредством их уч­реждений; б) посредством приобретения иностранными инвесторами доли участия (пая, акций) в ранее созданных предприятиях без иностранных инвестиций; в) посредством приобретения таких предприятий иностранными инвесторами полностью. В 1998г. в России зарегистрированы 8835 предприятий и организаций с участием иностранного капитала. Из этого количества примерно половина функционировала в торговле и общественном питании, 55 предприятий — в сельском хозяйстве (менее 1%), 636 (7,2%) — в строительстве. То есть отраслевая структура размещения совместных предприятий требует рационализации. Регулирующий механизм необходимо совершенствовать, чтобы повысить его отраслевую адресность с целью повышения доли совместных предприятий в отраслях реального сектора экономики и тех, где ситуация наиболее сложная. Другая структурная проблема привлечения иностранного капитала — повышение доли прямых инвестиций в общем их объеме, так как доля их относительно низкая, а прямое инвестирование более эффективно в сравнении с портфельным, позволяет более полно использовать все преимущества этой формы внешнеэкономических связей.

Базовым документом государственного регулирования внешнеэкономических связей является платежный баланс страны, в котором приводятся в денежной форме результаты реализации всех видов связей. В балансе отражены состав, структура доходов и расходов страны, он позволяет выявить наиболее и наименее эффективные, а также убыточные виды внешнеэкономических связей, оценить финансовое состояние страны. Содержание баланса — объект глубокого и всестороннего анализа органов государствен­ного регулирования. В процессе анализа выявляются факторы высокой эффективности одних видов внешнеэкономических связей и низкой, или убыточности, других. По результатам анализа разрабатывается программа мероприятий, направленных на повышение доходности всех видов внешнеэкономических связей, обеспечение положительного сальдо баланса, увеличение его размера. В структурной схеме баланса по предметному признаку, т.е. по характеру источников доходов, видам, направлениям расходов выделяют три раздела. В первом разделе отражены доходы и расходы по текущим операциям. Это наиболее крупный по объемам доходов и расходов и сложный по составу видов внешнеэкономических связей раздел (внешняя торговля, различные виды услуг — транспортные, туристические, страховые, строительные и другие, платежи по лицензиям за использование изображений и т.п.). Во втором разделе отражены результаты экспортно-импортного движения капиталов — долгосрочных и краткосрочных, государственных и частных, прямых и портфельных инвестиций и др. Третий раздел содержит балансирующие статьи, в которых отражены либо источники финансирования дефицита платежного баланса (золотовалютные резервы, государственные займы и др.), либо направления использования сумм положительного сальдо.

Основные направления стабилизации аграрного сектора экономики РФ.

Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей экономики, связанных с агропромышленным производством. В структуре АПК выделяют три сферы: первая — отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства; вторая — сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья — отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, а

также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

Агропромышленный комплекс — крупнейший народно-хозяйственный комплекс страны. На его долю приходится шестая часть валового внутреннего продукта, четверть основных фондов страны, из сельхозпродукции формируется 2/3 потребительских товаров.

Радикальное реформирование аграрного сектора экономики страны началось с принятием в ноябре 1990г. законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». Законодательное декларирование многообразия форм собственности и хозяйствования на земле явилось исходной мерой качественного обновления земельных экономических отношений на принципах рыночной экономики.

В ходе аграрной реформы радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия агропромышленного производства. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-правовых форм хозяйствования, планирования своей производственно-финансовой деятельности, распоряжения произведенной продукцией и доходами, установления цен на реализуемую продукцию.

Центральное звено аграрной реформы — изменение отношений собственности и формирование на этой основе многоукладного аграрного сектора экономики страны. Большинство колхозов и совхозов реорганизовано и перерегистрировано в соответствии с действующим законодательством. Появились многочисленные формы хозяйствования, основанные на частной и коллективно-долевой собственности на землю и имущество. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится около 90% производимой продукции АПК. Функционируют более 270 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Возросло значение личного подсобного хозяйства, его доля в валовой продукции сельского хозяйства за 1990—1998 гг. увеличилась с 24 до 53%. Такой внушительный рост достигнут за счет не только наращива­ния производства в этих хозяйствах, но и сокращения его в крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Наука и практика предлагают десятки моделей форм хозяйствования. По организационно-правовым особенностям в настоящее время выделяются: государственные сельскохозяйственные предприятия федерального и регионального уровня; совхозы с государственной собственностью на землю и имущество; совхозы с государственной собственностью на землю и общей совместной собственностью на имущество; колхозы; акционерные общества открытого или закрытого типа; общества с ограниченной ответ­ственностью; смешанные товарищества; сельскохозяйственные производственные кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства: ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов; личные подсобные хозяйства.

Кризисная ситуация в стране не позволяет создать благоприятные условия для эффективного функционирования АПК. За 1991 — 1999 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства сократился на 40, а пищевой и перерабатывающей промышленности — на 60%. В результате удельный вес импортных товаров на продовольственном рынке повысился в среднем до 40, а в крупных городах — до 80%.

В структуре федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти сформированы подразделения, осуществляющие реализацию аграрной политики государства, в том числе в области регулирования. На Министерство сельского хозяйства РФ возложено решение наиболее общих вопросов.

Государственное регулирование агропромышленного производства — это экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям.