60. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Ответственность представляет собой связь между двумя субъектами, при которой одна сторона (условно - субъект ответственности), обладающая свободой воли и выбора, обязывается в силу обладания определенным статусом строить свое поведение в соответствии с ожидаемой моделью, другая же сторона (условно - инстанция ответственности) контролирует, а также оценивает данное поведение и (или) его результаты; в случае отрицательной оценки и наличия вины она вправе определенным образом реагировать.
Юридическая ответственность предполагает применение к органам или лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном порядке. В зависимости от характера правонарушения и санкции за его совершение ответственность подразделяется на виды: уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная (иногда в качестве особых видов выделяют также конституционную и материальную ответственность). Уголовная ответственность наступает в результате совершения преступления, административная и дисциплинарная - за совершение соответственно административного или дисциплинарного проступка,гражданско-правовая - применяется для восстановления незаконно нарушенных прав или принуждения к исполнению невыполненной обязанности.
Применение уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в рамках комментируемой статьи возможно только к должностным лицам местного самоуправления, так как эти виды ответственности носят личный характер. К гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены лишь органы местного самоуправления.
Условия наступления каждого конкретного вида ответственности определены в действующем законодательстве - федеральных законах и законах субъектов РФ. Так, условия применения уголовной ответственности к должностным лицам местного самоуправления установлены в федеральном нормативном акте - Уголовном кодексе РФ, административной - в Кодексе об административных правонарушениях, дисциплинарной - нормами Кодекса законов о труде, условия гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления - положениями Гражданского кодекса.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Ответственность органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением
1. Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления,выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством
1. В случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
- 1. Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации местного самоуправления.
- 2. Муниципальное право и социальные условия его реализации.
- 3. Понятие, принципы и цели муниципального права.
- 4. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
- 5. Система муниципального права: понятие, основные институты.
- 6. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.
- 7. Понятие, сущность, назначение, перспективы местного самоуправления.
- 8.Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
- 9. Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты (участники).
- 10. Роль органов государства в осуществлении муниципально-правовых отношений.
- 11. Типичные организационные формы местного самоуправления, используемые в мировой практике.
- 12. Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
- 13. Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
- 14. Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации
- 15. Реформа местного самоуправления в России (2003-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
- 16. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика.
- 17. Основные тенденции местного самоуправления в России и за рубежом.
- 18. Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
- 19. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации: гарантии, общие принципы организации, защита.
- 20. Конституция Российской Федерации о местном самоуправлении и европейские стандарты.
- Глава 8 Конституции посвящена местному самоуправлению.
- 21. Европейская Хартия местного самоуправления и законодательство Российской Федерации.
- 22. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
- 23. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления.
- 24. Механизм законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
- 25. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
- 26. Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и перспективы развития.
- 27. Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
- 28. Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
- 29. Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
- 30. Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
- 31. Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
- 32. Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
- 33. Функции и назначение местного самоуправления в Российской Федерации.
- 34. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
- 35. Формы, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
- 36. Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация и общая характеристика.
- 37. Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
- 38. Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
- 39. Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
- 40. Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
- 41. Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
- 42. Формы прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
- 43. Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
- 44. Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
- 45. Органы местного самоуправления в Российской Федерации: формирование, взаимоотношения, особенности осуществления полномочий.
- 46. Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
- 47. Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
- 48. Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
- 49.Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
- 50. Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
- 51. Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
- 52. Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
- 53. Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
- 54.Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
- 55. Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
- 56. Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
- 57. Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
- 58. Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
- 59. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
- 60. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
- 61. Местное самоуправление на территориях с особым статусом (наукограды, зато, приграничные территории).
- 62. Особенности организации и осуществления местного самоуправления в городах федерального значения.