Тема 16 Конституционные основы судебной власти
в Республике Казахстан
1. Судебная власть Республики Казахстан: понятие, сущность и место в системе разделения властей (власти)
2. Судебная система и правовой статус судей Республики Казахстан
3. Понятие и назначение конституционных принципов правосудия
1. Судебная власть Республики Казахстан: понятие, сущность и место в системе разделения властей (власти)
Судебная власть Республики Казахстан – одна из ветвей единой государственной власти. Судебная власть, так же, как и законодательная и исполнительная ветви власти, олицетворяет государственную власть и взаимодействует с законодательной и исполнительной ветвями власти с использованием системы сдержек и противовесов.
Тем не менее, судебная власть представляет собой самостоятельную сферу публичной власти, осуществляемая в форме правосудия только судом. В соответствии с пунктом 2 статьи 75 Конституции Республики Казахстан 1995 года судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В сфере уголовного судопроизводства Конституция Республики допускает участие присяжных заседателей в случаях, установленных законом.
Как видно, указанные в Конституции Республики Казахстан формы судопроизводства не являются исчерпывающими и допускают осуществление правосудия в иных формах, но на уровне закрепления закона. Закон может установить, например, административную форму судопроизводства.
Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (п.2 ст.76 Конституции). Данный конституционный постулат не является абсолютным. Например, в соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 марта 1999 года № 7/2 следует иметь в виду, что не могут быть предметом рассмотрения в суде действия Президента Республики Казахстан. Кроме того, на основе норм Конституции Республики может осуществляться роспуск Парламента или Мажилиса Парламента Президентом Республики, прекращение полномочий Правительства по инициативе Президента Республики и другие правовые отношения, которые не могут быть предметом судебного разбирательства. Например, нельзя обжаловать в суд принятое на основе норм Конституции решение Президента Республики Казахстан в форме указа о роспуске Парламента или Мажилиса Парламента либо его решение о прекращении полномочий Правительства. Поэтому для судебной власти Республики Казахстан не свойственно разрешение споров, конфликтов между ветвями государственной власти. При этом система сдержек и противовесов судебной ветви власти в отношениях с другими ветвями власти может, например, выражаться в даче заключения Верховным Судом заключения об обоснованности обвинения Президента Республики в совершении им государственной измены при исполнении своих обязанностей (п.2 ст.47 Конституции).
Как было указано выше, правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Это означает, что термин «правосудие» относится к деятельности только государственных судов, которые осуществляют правосудие от имени государства, т.е. от имени Республики Казахстан. Разрешение правовых споров в судах, которые не входят в судебную систему Республики Казахстан, например, в третейских судах, не будет подпадать под понятие «правосудие», так как эти суды не могут осуществлять правосудие от имени государства и соответственно, их деятельность носит негосударственный характер, хотя и могут влечь определенные правовые последствия.
Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 76 Конституции Республики Казахстан судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. При этом правосудие осуществляется в соответствующих процессуальных формах с применением как материально-правовых, так и процессуально-правовых норм.
В то же время следует отметить, что деятельность такого негосударственного института, как третейский суд, в полном объеме подчиняется правилам процессуальных норм, так как данный суд, хотя и является негосударственным, не выносит решения от имени государства, однако его решения влекут определенные юридические последствия, и его решения признаются государством, поддерживаются им в случае соответствия их закону. Так, пункт 1 статьи 6 Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года «О третейских судах»168 устанавливает, что третейский суд рассматривает споры в соответствии с Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а пункт 3 этой же статьи управомочивает третейский суд применять аналогию закона либо аналогию права в случае пробелов в праве. При этом третейский суд вправе применять нормы как материального, так и процессуального права, содержащиеся в перечисленных законодательных актах. Само третейское разбирательство осуществляется по всем правилам процессуального производства, хотя сами третейские суды не входят в единую судебную систему Республики Казахстан. В случае, если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то в соответствии с правилами Главы 18-1 ГПК РК169 предусмотрен механизм принудительного исполнения решения третейского суда, который предполагает меры государственного принуждения.
При этом следует отметить, что в соответствии с Постановлением Конституционного Совета РК от 15 февраля 2002 года, № 1 обращение в третейский суд не является для граждан и юридических лиц реализацией их конституционного права на судебную защиту прав и свобод; рассмотрение споров третейскими судами не подпадает по понятие «правосудие», которое в Республике осуществляется только государственным судом; заключение сторонами гражданско-правового договора о передаче спора на разрешение третейского суда не исключает в последующем возможности рассмотрения данного спора судами судебной системы Республики в порядке, установленном действующим законодательством170.
Сущность судебной власти производна от сущности самого государства. Сущность государства выражается прежде всего в том, чьи интересы оно выражает: интересы всех социальных слоев населения страны, всего общества, или интересы экономически господствующего класса, в том числе и интересы чиновничье-бюрократического аппарата, прежде всего его верхушки. Государство активно воздействует на общественные отношения, в том числе и через механизм судебной власти. При этом функция судебной власти в правовом государстве заключается, прежде всего, в обеспечении господства права, выраженного в конституции, законах, иных нормативных правовых актах, международных договорах.
Тем не менее, само законодательство (т.е. позитивное право), на основе которого осуществляется правосудие, является прямым отражением политики государства в различных сферах: экономической, социальной, налоговой, таможенной и др. В Республике Казахстан основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции Республики определяет Президент Республики Казахстан. Соответственно, не только законодательство как один из инструментов политики государства и как прямое отражение его политики, но и судебные решения, приговоры и иные его постановления должны обеспечивать проведение в жизнь внутренней и внешней политики государства, определяемые Президентом Республики через применение законов государства. Судебная практика в целом должна вписываться в политику государства, определяемые Президентом Республики, направленная не только на защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, но и на эффективность, например, экономических реформ. И здесь на судебную деятельность, на правосудие может сказываться политический фактор.
При этом в литературе правильно отмечается, что в связи с функцией судебной власти встает вопрос о влиянии политического фактора на ее деятельность171. Если суд подчинен «телефонному праву» (неважно, чьим указаниям он внимает – партийного лидера, президента страны или пахана преступного сообщества) либо если судебные решения могут безнаказанно игнорироваться, в такой стране нет конституционного строя, а конституция, если и есть, то не стоит той бумаги, на которой напечатана172.
Поэтому в условиях правового государства суд, иные правоприменительные органы должны в своей деятельности в первую очередь руководствоваться принципами права безо всяких оговорок, безо всякой политической целесообразности обеспечивать режим правозаконности, исходя только из действия права. Недаром латинское изречение гласит: «Pereat mundus et fiat justitia!» - «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб мир»173!
- Курс лекций по конституционному праву Республики Казахстан содержание
- Введение
- Тема 1 Конституционное право Республики Казахстан: понятие, предмет и методы
- 1. Понятие, предмет и объект конституционного права
- 2. Конституционно-правовые нормы
- 3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты
- Тема 2 Источники и система конституционного права
- 2.Система конституционного права Республики Казахстан
- Тема 3 Конституция Республики Казахстан – Основной закон государства и общества
- 4. Основные этапы конституционного развития Казахстана
- 1. Понятие конституции, ее основные черты и юридические свойства
- 2.Сущность Конституции Республики Казахстан
- 3. Правовая охрана Конституции
- 4. Основные этапы конституционного развития Казахстана
- Тема 4 Основы конституционного строя Республики Казахстан
- 1. Понятие конституционного строя
- 2. Основные принципы конституционного строя Республики Казахстан
- 1. Понятие конституционного строя
- 2. Основные принципы конституционного строя Республики Казахстан
- Тема 5 Основы правового статуса человека и гражданина в Республике Казахстан
- 2. Гарантии прав и свобод
- 3. Обязанности человека и гражданина
- Тема 6 Гражданство Республики Казахстан
- 2. Приобретение и прекращение гражданства Республики Казахстан
- 3. Органы, ведающие вопросами гражданства Республики Казахстан, их полномочия
- Тема 7 Конституционные основы организации и деятельности общественных объединений в Республике Казахстан
- 1. Правовое положение общественных объединений в Республике Казахстан
- 2. Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий и профессиональных союзов
- 1. Правовое положение общественных объединений в Республике Казахстан
- 2. Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий и профессиональных союзов
- Тема 8 Избирательное право и избирательная система
- 2. Избирательная система Республики Казахстан и её виды. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы
- Тема 9 Республиканский референдум
- 1. Понятие, предмет и принципы проведения республиканского референдума
- 2. Назначение и подготовка республиканского референдума. Порядок проведения республиканского референдума
- 1. Понятие, предмет и принципы проведения республиканского референдума
- 2. Назначение и подготовка республиканского референдума. Порядок проведения республиканского референдума
- Тема 10 Конституционная система государственных органов
- 2. Особенность президентской формы правления в Республике Казахстан
- Тема 11 Конституционно-правовой статус Президента
- 2. Порядок выборов Президента Республики Казахстан и отрешения его от должности
- 3. Полномочия Президента Республики Казахстан
- Глава iIданного Конституционного закона устанавливает следующие полномочия Президента Республики Казахстан:
- 3. Акты Президента Республики Казахстан, их формы (виды) и юридическая сила
- Тема 12 Конституционно-правовой статус Парламента
- 2. Структура, порядок формирования и компетенция Палат Парламента Республики Казахстан
- 3. Законодательный процесс в Парламенте Республики Казахстан. Акты Парламента, их формы и юридическая сила
- 4. Роспуск Парламента Республики Казахстан
- Общественные отношения, которые регулируются парламентскими законами в соответствии с Конституцией Республики Казахстан
- Тема 13 Конституционно-правовой статус депутатов Парламента Республики Казахстан
- 1. Понятие народного представительства
- 2. Правовое положение депутата Парламента Республики Казахстан
- 1. Понятие народного представительства
- 2. Правовое положение депутатов Парламента Республики Казахстан
- Тема 14 Конституционно-правовой статус Правительства
- 2. Компетенция Правительства Республики Казахстан
- 3.Нормотворческая деятельность Правительства Республики Казахстан
- Тема 15 Конституционный контроль в Республике Казахстан
- 2. Конституционный Совет Республики Казахстан как орган конституционного контроля
- 3.Компетенция Конституционного Совета. Конституционное производство
- Тема 16 Конституционные основы судебной власти
- 2. Судебная система и правовой статус судей Республики Казахстан
- 3. Понятие и назначение конституционных принципов правосудия
- Тема 17 Конституционно-правовые основы местного государственного управления и самоуправления в Республике Казахстан
- 2. Правовое положение местных представительных органов Республики Казахстан
- 3. Правовой статус местных исполнительных органов Республики Казахстан
- 4. Особенности правового статуса выборных акимов
- 4. Конституционные основы местного самоуправления в Республике Казахстан
- Список литературы
- I. Учебная литература:
- II. Законы и иные нормативные правовые акты:
- III. Международные договора Республики Казахстан: