logo
Лекц

2. Избирательная система Республики Казахстан и её виды. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы

Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства, а также систему распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Обычно избирательная система подразделяется на два вида: мажоритарную и пропорциональную. Выделяют еще и смешанную избирательную систему, которая в той или иной степени сочетает мажоритарную и пропорциональную избирательную систему. При мажоритарной избирательной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. В свою очередь, мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства голосов.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства голосов предусматривает, что победитель на выборах должен получить больше половины всех признанных действительными голосов в данном округе (минимальное требование - пятьдесят процентов плюс один голос). При мажоритарной избирательной системе относительного большинства голосов победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины.

Пропорциональная избирательная система – это система пропорционального представительства политических партий, которая предполагает распределение депутатских мандатов между партиями в соответствии с количеством голосов, поданных за каждую партию. При этой системе производится распределение депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам. Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты и метод делителей. Избирательная квота (избирательный метр, избирательное частное) – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата112.

В Республике Казахстан в настоящее время применяется и мажоритарная, и пропорциональная избирательная система (с 1999 года), то есть смешанная избирательная система.

По мажоритарной избирательной системе избираются Президент, часть депутатов Сената Парламента (по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан), девять депутатов Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, депутаты маслихатов и члены иных органов местного самоуправления. Пропорциональная избирательная система применяется при выборах девяносто восьми депутатов Мажилиса Парламента от политических партий по партийным спискам. В Республике Казахстан при распределении депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам используется метод избирательного частного (квоты). Порядок распределении депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам рассматривается ниже.

При выборах Президента, депутатов Сената Парламента, а также депутатов Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании (п.п.2 п.1 ст.9 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»).

При выборах депутатов маслихатов избранным считается кандидат, набравший по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п.2 ст.9 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»). Как видно, в данном случае кандидату не обязательно, чтобы быть избранным, набрать более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и тем самым снимается вопрос о повторных выборах.

При выборах членов иных органов местного самоуправления избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании. В данном случае, как и при выборах депутатов маслихатов, не предусматриваются повторные выборы. При этом отметим, что выборы членов иных органов местного самоуправления напоминают систему кумулятивного вотума113.

Конституция Республики Казахстан 1995 года с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года и от 21 мая 2007 года и Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» не устанавливают необходимое количество явки избирателей, при которых выборы должны быть состоявшими. Конституция Республики Казахстан 1995 года в первоначальной редакции, например, в отношении Президента Республики и депутатов Парламента устанавливала, что выборы считались состоявшими, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов избирателей, принявших участие в голосовании (п.5 ст.41 и п.5 ст.51). В настоящее время выборы будут считаться состоявшими при любом количестве явившихся избирателей.

Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» регулирует вопросы избирательных округов и их систему. В Республике Казахстан при выборах депутатов маслихатов, членов иных органов местного самоуправления создается и используется система территориальных избирательных округов. Это означает, что избирательным округом является не вся территория Республики Казахстан, а ее часть, и они образуются с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. При этом разница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы Республики, района, города не должна превышать пятнадцати процентов от среднего количества избирателей на каждый депутатский мандат в данной административно-территориальной единице.

При выборах Президента Республики и депутатов Мажилиса, избираемых на основе партийных списков по системе пропорционального представительства, единым общенациональным избирательным округом является вся территория Республики Казахстан. Иначе говоря, в данном случае единый избирательный округ по площади территории охватывает всю территорию Республики Казахстан. При этом отметим, что единый общенациональный избирательный округ при выборах депутатов Мажилиса, избираемых на основе партийных списков, является девяносто восьми мандатным, так как именно девяносто восемь депутатов Мажилиса избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по пропорциональной избирательной системе.

При выборах депутатов маслихатов образуются одномандатные территориальные избирательные округа и, как было указано выше, с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Соответственно, разница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы Республики, района, города не должна превышать пятнадцати процентов от среднего количества избирателей на каждый депутатский мандат в данной административно-территориальной единице. При этом от соответствующего избирательного округа должен быть избран один депутат маслихата.

При выборах членов иных органов местного самоуправления образуются многомандатные территориальные избирательные округа, охватывающие территории городских и сельских местных сообществ.

Таким образом, многомандатные избирательные округа образуются при выборах девяносто восьми депутатов Мажилиса Парламента и при выборах членов органов местного самоуправления (кроме депутатов маслихатов).

Распределение депутатских мандатов по  итогам голосования по партийным спискам производится в соответствии со статьей 97-1 Конституционного закона от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан» с изменениями и дополнениями от 9 февраля 2009 года следующим образом.

Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по территории единого общенационального округа за каждый партийный список, получивший семь и более процентов голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании. Сумма голосов избирателей, поданных за политические партии, преодолевшие семипроцентный барьер, делится на число распределяемых депутатских мандатов, то есть на девяносто восемь. Полученный результат есть первое избирательное частное (квота).

Число голосов, полученных каждым партийным списком, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть, полученная в результате деления числа, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая политическая партия, сформировавшая партийный список.

Если после этих действий остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем партийным спискам, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления на первое избирательное частное. При равенстве наибольшего остатка преимущество отдается партийному списку, зарегистрированному раньше.

Очередность распределения депутатских мандатов определяется руководящим органом политической партии из числа включенных в партийный список кандидатов от одной политической партии с количеством включенных в него лиц, не превышающим установленного числа депутатских мандатов, распределяемых среди политических партий, на тридцать процентов, не позднее десяти дней со дня опубликования итогов выборов.       В случае, если в указанные сроки руководящим органом политической партии не определена очередность распределения полученных депутатских мандатов, постановлением Центральной избирательной комиссии осуществляется распределение полученных партией депутатских мандатов согласно зарегистрированным спискам в алфавитном порядке государственного языка.

В случае досрочного выбытия депутата его мандат постановлением Центральной избирательной комиссии передается следующему кандидату, определяемому руководящим органом политической партии из числа включенных в список политической партии в указанном выше порядке.

В случае, если в соответствующем партийном списке кандидатов не осталось, мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов Мажилиса.

Политические партии вправе изменить очередность кандидатов в партийных списках, обратившись с письменным заявлением об этом и с выпиской из протокола заседания руководящего органа политической партии в Центральную избирательную комиссию.

Следует остановиться и на таком моменте. Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» предусматривает не только бумажный способ голосования с использованием бюллетеня, но и электронный способ голосования (Глава 9-1).

По поводу электронной избирательной системы, которая предусматривается в Конституционном законе «О выборах» в редакции от 14 апреля 2004 года, Конституционный Совет отмечает, что «электронную избирательную систему» в том смысле и назначении, в каком она устанавливается соответствующими нормами Конституционного закона, не следует понимать как введение некой самостоятельной избирательной системы или иного вида проведения и определения результатов выборов, нежели чем устанавливают те избирательные системы, основы которых заложены в нормах Конституции. Вводимая на возможную перспективу «электронная избирательная система» носит вспомогательное информационно-технологическое назначение – констатирует Конституционный Совет114.

Далее Конституционный Совет отмечает, что способ подачи голосов избирателями посредством электронного голосования не отменяет обязательность тайного голосования в кабине, где запрещается присутствие иных лиц, кроме голосующего. Применение пункта 2 статьи 50-3 Конституционного закона о том, что в помещении для голосования с использованием электронной избирательной системы может присутствовать специалист, правомерно исключительно для технического обслуживания этой системы до момента непосредственной подачи голоса избирателем в кабине для тайного голосования. При этом контроль за волеизъявлением избирателей по Конституции не допускается.115

Схемы

Избирательное право – совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также гарантирующие гражданину возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, избирать и быть избранным. Понимается в объективном и субъективном значении

Объективное избирательное право

Субъективное избирательное право

это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления

означает гарантированную гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, избирать и быть избранным. При этом различают понятия активного и пассивного избирательного права

Активное избирательное право

Пассивное избирательное право

означает право избирать, т.е. право граждан участвовать в формировании властных структур, а также участвовать в республиканском референдуме

означает право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления

Принципы избирательного права

всеобщее избирательное право

равное избирательное право

прямое избирательное право (при выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики)

косвенное избирательное право (при выборах депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, а также в некоторых случаях акимов соответствующих административно-территориальных единиц)

тайное голосование

добровольное участие в выборах

Избирательная система - порядок формирования выборных органов государства, а также система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. Подразделяется на два вида: мажоритарную и пропорциональную

Мажоритарная избирательная система

Пропорциональная избирательная система

при этой системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. Имеет два подвида: абсолютного большинстваиотносительного большинства голосов

это система пропорционального представительства политических партий, которая предполагает распределение депутатских мандатов между партиями в соответствии с количеством голосов, поданных за каждую партию. При этой системе производится распределение депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам.

Распределение депутатских мест по пропорциональной системеосуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательнойквотой (избирательным метром). Избирательная квота – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства голосов

Мажоритарная избирательная система относительного большинства голосов

предусматривает, что победитель на выборах должен получить больше половины (50 % + 1 голос и более) всех признанных действительными голосов в данном округе

предусматривает, что победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятия «избирательное право» и «избирательная система».

  2. Назовите принципы избирательного права Республики Казахстан.

  3. На основе каких принципов избирательного права проводятся выборы Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса Парламента и Маслихатов?

  4. Что означает активное избирательное право?

  5. Что означает пассивное избирательное право?

  6. Назовите виды источников избирательного права Республики Казахстан.

  7. Назовите виды избирательных систем, применяемых в Республике Казахстан.

  8. Что означает «мажоритарная избирательная система»?

  9. Что означает «пропорциональная избирательная система» и как она применяется в Республике Казахстан?

  10. Как формируются избирательные округа и участки в Республике Казахстан?

  11. В чем заключается особенность проведения выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан?

  12. В чем заключается особенность проведения выборов акимов иных административно-территориальных единиц в Республике Казахстан?