logo
Лекц

2. Правовое положение местных представительных органов Республики Казахстан

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Конституции Республики Казахстан местные представительные органы - маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

В литературе правильно указывается, что современное положение местных представительных органов – маслихатов – в механизме власти не позволяет четко определить, к какой ветви власти они относятся. Их нельзя отнести к законодательной ветви власти, т.к. правом принятия законов они не обладают. Их акты носят строго подзаконный характер. Нельзя назвать маслихаты исполнительными органами184.

Правовое положение маслихатов как местных представительных органов выражается, в отличие от Парламента Республики Казахстан, который является высшим представительным органом, в том, что, во-первых, как и Парламент, маслихат формируется на выборной основе и состоит из депутатов, и на этой основе обладает представительским характером, и во-вторых, маслихаты осуществляют власть не в масштабе всей страны, как Парламент, а на соответствующей территории (область, район, город, район в городе). Пункт 6 статьи 86 Конституции Республики Казахстан определяет, что компетенция маслихатов, порядок их организации и деятельности, правовое положение их депутатов устанавливаются законом. В настоящее время таким законом является Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»185.

Следует отметить, что правовое положение маслихатов несколько изменилось в связи с внесенными 21 мая 2007 года в Конституцию Республики Казахстан 1995 года изменений и дополнений186. Изменения коснулись вопросов срока полномочий маслихатов, прекращения их полномочий, взаимоотношений с акимами и др. Так, срок полномочий маслихатов в настоящее время составляет пять лет вместо ранее четырех лет; изменился субъект досрочного их роспуска – теперь полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом Республики. Ранее полномочия маслихата досрочно прекращались Сенатом Парламента по основаниям и в порядке, установленным законом. Неизменным осталось принятие решения маслихатом о самороспуске.

То, что теперь полномочия маслихата как местного представительного органа прекращаются досрочно Президентом Республики, на наш взгляд, исходит из той концепции, что полномочия высшего представительного органа – Парламента, либо Мажилиса Парламента также могут быть досрочно прекращены Президентом Республики, который по своему правовому статусу находится вне ветвей государственной власти и тем самым не «вмонтирован», не интегрирован ни в каком объеме ни в одну из ветвей власти.

Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет. Гражданин Республики может быть депутатом только одного маслихата (п.3 ст.86 Конституции).

В соответствии с пунктом 4 статьи 86 Конституции Республики к ведению маслихатов относится:

1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;

2) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;

3) рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;

4) образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;

5) осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

В отличие от высшего представительного органа - Парламента, закрепленные в Конституции полномочия которого носят исчерпывающий характер и не подлежат расширению путем издания отдельных законодательных актов, полномочия маслихата конституционной формулировкой «осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан» не ограничиваются исключительно рамками конституционных норм. Отдельные законы, определяющие правовое положение маслихатов, могут дополнительно расширять компетенцию маслихатов по вопросам обеспечения прав и законных интересов граждан. Главное, чтобы эти законы, которые более часто, чем нормы Конституции, подвержены изменениям и дополнениям, не противоречили Конституции Республики Казахстан.

Кроме того, Конституция также в той или иной степени регулирует на местном уровне вопрос взаимодействия между собой местных представительных и исполнительных органов с использованием системы сдержек и противовесов, кроме местных и других судов Республики, учреждаемых законом. Так, депутаты маслихата по инициативе не менее одной пятой части от их общего числа могут поставить вопрос о выражении акиму вотума недоверия. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики либо вышестоящим акимом (п.5 ст.87).

В отличие, например, от наступления такого юридического последствия, как заявление Правительством о своей отставке перед Президентом Республики, связанное с выражением ему Мажилисом Парламента вотума недоверия, Конституция Республики не устанавливает правовые последствия выражения маслихатом вотума недоверия акиму. Аким, в отношении которого маслихатом выражен вотум недоверия, не заявляет о своей отставке перед Президентом Республики либо вышестоящим акимом.

В свою очередь, Президент Республики либо соответствующий аким могут принять к сведению выраженное маслихатом недоверие акиму и вопрос о его освобождении, однако данная конституционная норма (п.5 ст.87 Конституции) не обязывает Президента Республики либо соответствующего акима освободить от должности нижестоящего акима в случае, скажем, неисполнения им законов Республики. В данном случае Президент Республики либо соответствующий аким могут либо освободить от должности нижестоящего акима, либо не освобождать его от должности. Тем самым, в указанном случае проявляются дискреционные полномочия Президента Республики либо соответствующего акима.