Конституционный Суд Российской Федерации: правовой статус, компетенция, акты.
Особое место в системе отношений, регулируемых конституционным правом , занимают отношения, связанные с деятельностью такого судебного органа , как Конституционный Суд.
Конституционный Суд Российской федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Законодательство о Конституционном Суде состоит из Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» . *
Полномочия. Конституционный Суд обладает обширными полномочиями в сфере конституционного контроля. Статья 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде определяют полномочия Конституционного Суда.
1. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ;
1) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации;
3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Это полномочие Конституционного Суда называется абстрактным конституционным контролем. Абстрактный конституционный контроль означает проверку соответствия указанных актов Конституции РФ независимо от их применения в конкретном деле. Конституционный Суд осуществляет последующий контроль за соответствием Конституции РФ законов, иных нормативных актов, конституционно-правовых договоров и предварительный контроль за соответствием Конституции РФ международных договоров. Последующий контроль означает, что Суд разрешает дела о соответствии только вступивших в силу законов, иных нормативных актов. Предварительным контроль означает, что Суд разрешает дела о соответствии только не вступивших в силу международных договоров, заключенных Российской Федерацией.
Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности указанных актов и договоров обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство России, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
2. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:
1) между федеральными органами государственной власти;
2) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;
3) между высшими государственными органами субъектов Федерации.
Правом на обращение в Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, а Президент России также в случае не достижения согласованного решения при использовании в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.
3. Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Это полномочие Суда называется конкретным конституционным контролем, который всегда связан с применением или возможностью применения закона в конкретном деле.
Правом на обращение в Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ст. 29) и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 35) устанавливают право обращения с жалобой в Конституционный Суд соответственно Уполномоченного по правам человека и Генерального прокурора РФ.
При принятии к рассмотрению жалобы производство в суде или ином органе по делу, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, может быть приостановлено по решению суда или иного органа.
Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона обладает любой суд. Такое обращение возможно, если суд при рассмотрении дела в любой инстанции придет к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле. В период с момента принятия к рассмотрению обращения суда в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливается.
4. Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство России, органы законодательной власти субъектов Федерации.
Толкование Конституции РФ, осуществляемое по запросам управомоченных лиц Конституционным Судом, является нормативным, то есть разъяснение конституционных норм дается безотносительно их реализации, применения в каком-либо конкретном деле.
5. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Такой запрос направляется в Конституционный Суд Советом Федерации.
Помимо этих полномочий Конституционный Суд имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения (то есть по вопросам осуществления судебного конституционного контроля). Статья 3 Закона о Конституционном Суде устанавливает, что Конституционному Суду могут быть предоставлены иные полномочия. Такие полномочия предоставляются ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Например, ст. 12 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» предусматривает осуществление Конституционным Судом проверки соблюдения требований Конституции РФ при реализации инициативы о проведении референдума по запросу Президента Российской Федерации. Статья 100 Конституции РФ предусматривает возможность направления палатам Федерального Собрания посланий Конституционного Суда.
Конституционный Суд также может пользоваться правами, предоставляемыми ему договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Состав в порядок образования. Конституционный Суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. Предложения о кандидатах на Должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда считается представленное Президентом лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. После назначения судья приносит присягу. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.
Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей, то есть пятнадцати судей.
Срок полномочий судей Конституционного Суда - двенадцать лет. При этом предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда составляет семьдесят лет. Судья не может быть назначен на второй срок. Полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.
Закон о Конституционном Суде определяет статус судьи Конституционного Суда. Закон устанавливает ограничения в отношении занятий и действий, которые совместимы с должностью судьи (ст. 11 ). Закон также содержит другие гарантии независимости судьи Конституционного Суда: несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьей, право на отставку, обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставление судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
Решения Суда. По результатам рассмотрения дела Конституционный Суд (в пленарном заседании или в заседаниях палат) принимает решение. Закон предусматривает несколько видов решений. Важнейшим видом решений Конституционного Суда является итоговое решение по существу вопросов, содержащихся в обращениях в Суд. Итоговые решения по делам о соответствии нормативных актов и договоров Конституции РФ, спорам о компетенции, жалобам граждан и запросам судов, по делам о толковании Конституции РФ именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации. Итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
Другим видом решений являются определения - решения Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, но не содержащие разрешения дела по существу. В заседаниях Суда также принимаются решения по вопросам организации его деятельности.
Решение суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий всегда голосует последним. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, а решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. В случае равенства голосов решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта, а решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.
Итоговое решение подписывается всеми судьями, принимавшими участие в голосовании. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Судья, голосовавший за принятое итоговое решение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Особое мнение подлежит опубликованию вместе с решением Суда, а мнение о несогласии с большинством судей подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании суда немедленно после его подписания. Итоговые решения подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти России и ее субъектов, которых касается принятое решение. Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Решение суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально не оговорены в самом решении.
Толкование Конституции РФ данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
- Понятие и предмет отрасли конституционного права Российской Федерации.
- Приобретение гражданства Российской Федерации.
- Понятие местного самоуправления. Характеристика действующего законодательства о местном самоуправлении.
- Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
- Прекращение гражданства Российской Федерации.
- Органы местного самоуправления: система, принципы деятельности, компетенция, акты, ответственность.
- Конституционно-правовые отношения.
- Избирательная система: понятие, виды, сфера применения.
- Конституционные гарантии местного самоуправления.
- Источники конституционного права.
- Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
- Наука конституционного права Российской Федерации: предмет, методы, источники.
- Ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации.
- Территориальные основы организации местного самоуправления.
- Конституционно-правовая ответственность.
- Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
- Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства.
- Понятие и основные принципы избирательного права.
- Формы осуществления местного самоуправления.
- Экономические основы конституционного строя.
- Гражданство детей. Гражданство и брак.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Президент Республики Башкортостан.
- Правовое положение по политических партий в Российской Федерации: порядок создания, финансирование, ответственность.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
- Национально-культурная автономия.
- Принципы гражданства Российской Федерации.
- Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Правительства Республики Башкортостан.
- Понятие и структура правового положения личности в Российской Федерации.
- Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Республики Башкортостан.
- Российская Федерация – светское государство.
- Федеративное устройство России: общая характеристика и конституционные принципы.
- Конституционные основы деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
- Российская Федерация – правовое государство.
- Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
- Глава II. Порядок принятия в российскую федерацию нового субъекта
- Особенности и основные стадии конституционного судопроизводства.
- Республиканская форма правления в Российской Федерации.
- Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Счетная палата Российской Федерации.
- Толкование Конституции Российской Федерации.
- Предметы ведения Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации: полномочия, акты, порядок деятельности. Ответственность Правительства Российской Федерации и ее членов.
- Референдум Российской Федерации: особенности организации и проведения.
- Конституционные права человека в Российской Федерации в области правосудия.
- Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус, полномочия, акты.
- Понятие, система, порядок формирования и полномочия избирательных комиссий.
- Конституционное право граждан на информации. Право средств массовой информации.
- Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Право на политическое убежище.
- Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации.
- Государственный орган Российской Федерации: понятия, признаки, принципы организации и деятельности.
- Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Федеральное Собрание Российской Федерации: конституционно-правовой статус, структура, функции.
- Политические основы конституционного строя Российской Федерации.
- Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность.
- Конституционный Суд Российской Федерации: правовой статус, компетенция, акты.
- Общественные объединения в Российской Федерации: понятие, организационно-правовые формы, порядок создания и деятельность, ответственность.
- Основные трудовые права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: формирование, состав, структура, организация деятельности.
- Избирательные споры и порядок их разрешения.
- Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. Права человека и права гражданина.
- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
- Конституционный строй: понятие и его основы.
- Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации: конституционно-правовой статус, состав и порядок формирования.
- Разрешение властей: понятие и конституционное оформление. Система «сдержек и противовесов».
- Органы ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации.
- Конституционные основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- История развития конституций в Российском государстве.
- Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя организация, компетенция, порядок деятельности, акты.
- Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации.
- Конституционные права человека в области образования и культуры.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя организация, компетенция, порядок деятельности, акты.
- Суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет государства.
- Личные права и свободы в области национального языка, свободы мысли и свободы совести.
- Конституционный контроль в Российской Федерации.
- Российская Федерация – суверенное государство.
- Личные права в области неприкосновенности жилища свободы передвижения и выбора места жительства.
- Законодательный процесс в Российской Федерации. Особенности принятия отдельных видов законов.
- Часть 2 ст. 108 Конституции устанавливает, что принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом рф и обнародованию.
- Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок.
- Гарантии и механизмы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.
- Статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Российская Федерация – социальное государство.
- Понятие гражданства. Характеристика действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации.
- Референдум Республики Башкортостан: особенности организации и проведения.
- Глава II. Объявление местного референдума
- Глава III. Подготовка к местному референдуму
- Глава IV. Определение результатов местного референдума
- Конституция Российской Федерации: форма, структура, основное содержание.
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.