Государственный орган Российской Федерации: понятия, признаки, принципы организации и деятельности.
Государственный орган — это юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного аппарата, состоящая из государственных служащих, наделенная властными полномочиями, материальными средствами для их осуществления, действующая в пределах своей компетенции с целью реализации задач и функций государства.
Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.
Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, – это орган, выполняющий определенные задачи и функции.
Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:
– орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
– органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;
– орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность, поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;
– орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;
– для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета);
– орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы;
– органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
– орган государства имеет территориальный масштаб деятельности
Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти следующие:
1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Человек, его права и свободы по Конституции — высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти — судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан.
2. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею.
Нормы Конституции имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т.е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.
4. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны при осуществлении своих конституционных полномочий. Система разделения властей не нарушает единства государственной власти, а, наоборот, создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти реально существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и судебной власти в форме осуществления своих конституционных функций, а также взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек и противовесов» между ними. Законодательные органы издают законы, на основании которых действуют органы исполнительной и судебной власти, осуществляют бюджетный контроль, назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы. Глава государства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т. д. Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствии конституции предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющими юридической силы.
5. Принцип законности — основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.
Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции и законы».
При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.
6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:
– все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
– между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) — вопросы исключительного ведения Феде рации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
– во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
– субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
– субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов, Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).
7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе.
При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это положение полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.
8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих.
В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы — необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Вместе с тем Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан «хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан».
- Понятие и предмет отрасли конституционного права Российской Федерации.
- Приобретение гражданства Российской Федерации.
- Понятие местного самоуправления. Характеристика действующего законодательства о местном самоуправлении.
- Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
- Прекращение гражданства Российской Федерации.
- Органы местного самоуправления: система, принципы деятельности, компетенция, акты, ответственность.
- Конституционно-правовые отношения.
- Избирательная система: понятие, виды, сфера применения.
- Конституционные гарантии местного самоуправления.
- Источники конституционного права.
- Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
- Наука конституционного права Российской Федерации: предмет, методы, источники.
- Ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации.
- Территориальные основы организации местного самоуправления.
- Конституционно-правовая ответственность.
- Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
- Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства.
- Понятие и основные принципы избирательного права.
- Формы осуществления местного самоуправления.
- Экономические основы конституционного строя.
- Гражданство детей. Гражданство и брак.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Президент Республики Башкортостан.
- Правовое положение по политических партий в Российской Федерации: порядок создания, финансирование, ответственность.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
- Национально-культурная автономия.
- Принципы гражданства Российской Федерации.
- Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Правительства Республики Башкортостан.
- Понятие и структура правового положения личности в Российской Федерации.
- Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Республики Башкортостан.
- Российская Федерация – светское государство.
- Федеративное устройство России: общая характеристика и конституционные принципы.
- Конституционные основы деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
- Российская Федерация – правовое государство.
- Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
- Глава II. Порядок принятия в российскую федерацию нового субъекта
- Особенности и основные стадии конституционного судопроизводства.
- Республиканская форма правления в Российской Федерации.
- Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Счетная палата Российской Федерации.
- Толкование Конституции Российской Федерации.
- Предметы ведения Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации: полномочия, акты, порядок деятельности. Ответственность Правительства Российской Федерации и ее членов.
- Референдум Российской Федерации: особенности организации и проведения.
- Конституционные права человека в Российской Федерации в области правосудия.
- Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус, полномочия, акты.
- Понятие, система, порядок формирования и полномочия избирательных комиссий.
- Конституционное право граждан на информации. Право средств массовой информации.
- Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Право на политическое убежище.
- Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации.
- Государственный орган Российской Федерации: понятия, признаки, принципы организации и деятельности.
- Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Федеральное Собрание Российской Федерации: конституционно-правовой статус, структура, функции.
- Политические основы конституционного строя Российской Федерации.
- Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность.
- Конституционный Суд Российской Федерации: правовой статус, компетенция, акты.
- Общественные объединения в Российской Федерации: понятие, организационно-правовые формы, порядок создания и деятельность, ответственность.
- Основные трудовые права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: формирование, состав, структура, организация деятельности.
- Избирательные споры и порядок их разрешения.
- Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. Права человека и права гражданина.
- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
- Конституционный строй: понятие и его основы.
- Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации: конституционно-правовой статус, состав и порядок формирования.
- Разрешение властей: понятие и конституционное оформление. Система «сдержек и противовесов».
- Органы ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации.
- Конституционные основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- История развития конституций в Российском государстве.
- Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя организация, компетенция, порядок деятельности, акты.
- Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации.
- Конституционные права человека в области образования и культуры.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя организация, компетенция, порядок деятельности, акты.
- Суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет государства.
- Личные права и свободы в области национального языка, свободы мысли и свободы совести.
- Конституционный контроль в Российской Федерации.
- Российская Федерация – суверенное государство.
- Личные права в области неприкосновенности жилища свободы передвижения и выбора места жительства.
- Законодательный процесс в Российской Федерации. Особенности принятия отдельных видов законов.
- Часть 2 ст. 108 Конституции устанавливает, что принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом рф и обнародованию.
- Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок.
- Гарантии и механизмы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.
- Статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Российская Федерация – социальное государство.
- Понятие гражданства. Характеристика действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации.
- Референдум Республики Башкортостан: особенности организации и проведения.
- Глава II. Объявление местного референдума
- Глава III. Подготовка к местному референдуму
- Глава IV. Определение результатов местного референдума
- Конституция Российской Федерации: форма, структура, основное содержание.
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.