Глава III. Подготовка к местному референдуму
Статья 20. Образование комиссий местного референдума
1. Комиссия местного референдума образуется представительным
органом местного самоуправления одновременно с принятием решения о
назначении местного референдума.
2. Участковые комиссии местного референдума образуются
представительным органом местного самоуправления в течение семи
дней со дня опубликования решения о назначении местного
референдума.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь
комиссии местного референдума и участковых комиссий местного
референдума избираются тайным или открытым голосованием по решению
комиссии на ее первом заседании из числа этой комиссии.
Полномочия участковых комиссий местного референдума могут
быть возложены на участковые комиссии по выборам представительных
органов местного самоуправления с согласия сельской, поселковой
избирательной комиссии.
4. На заседаниях комиссий местного референдума, а также при
подсчете голосов на участках для голосования по определению
результатов местного референдума вправе присутствовать
представители политических партий и общественных организаций
(объединений), инициативных групп местного референдума,
зарегистрированных в установленном порядке, а также средств
массовой информации, депутаты представительных органов
государственной и местной власти Республики Башкортостан.
Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках
для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола
собрания направивших их организаций или иной документ,
удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий
местного референдума о присутствии указанных представителей не
требуется.
Статья 23. Организация работы комиссий местного референдума
1. Комиссии местного референдума проводят свои первые
заседания не позднее трех дней со дня их образования. Заседания
комиссий местного референдума являются правомочными, если в них
принимает участие не менее двух третей состава комиссий. Решения
комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от
общего числа членов комиссий.
2. Решения и действия участковых комиссий могут быть
обжалованы в комиссию местного референдума или в суд.
3. Член комиссии местного референдума, включая председателя,
заместителя председателя, секретаря, по решению комиссии может
освобождаться в период подготовки и проведения местного
референдума от выполнения производственных или служебных
обязанностей с сохранением средней заработной платы по месту
работы для работников бюджетных организаций, учреждений за счет
средств, предусмотренных на содержание организации, учреждения, в
других случаях - за счет средств, выделяемых на проведение
местного референдума.
4. Органы государственной и местной власти, должностные лица
предприятий, учреждений, организаций обязаны содействовать
комиссиям местного референдума в осуществлении ими своих
полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и
материалы. Комиссии местного референдума вправе обращаться по
вопросам, связанным с подготовкой и проведением местного
референдума, в государственные и общественные органы и
организации, органы местного самоуправления, к должностным лицам,
которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии
ответ не позднее чем в трехдневный срок, а в день проведения
референдума - немедленно.
5. Председатель, заместитель председателя, секретарь или член
комиссии местного референдума может быть освобожден от своих
обязанностей в комиссии назначившим его органом по личному
заявлению либо по представлению органа или организации, его
направившего.
Статья 24. Участки местного референдума
1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан,
имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки
местного референдума. Участки местного референдума образуются
главой сельской, поселковой администрации по согласованию с
комиссией местного референдума в течение трех дней со дня
опубликования решения о назначении местного референдума из расчета
от 20 до 3000 избирателей на один участок.
Территория участков местного референдума могут совпадать с
территориями избирательных участков.
В больницах, санаториях и домах отдыха могут создаваться
закрытые участки местного референдума.
2. Каждый участок местного референдума должен иметь
помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования,
вскрытие ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно
размещаться члены участковой комиссии, представители общественных
организаций (объединений), политических партий, инициативных групп
по проведению местного референдума, а также средств массовой
информации. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения
документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на
данном участке, образцами заполнения бюллетеней для голосования на
местном референдуме как "за", так и "против" вопроса, вынесенного
на местный референдум и другой информацией по местному
референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый
участок должен иметь один переносной ящик для голосования.
Вход и выход из помещения для голосования должны быть
расположены таким образом, чтобы каждый голосующий имел
возможность пройти через кабину для тайного голосования.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с
текстом проекта решения, вынесенного на местный референдум, а
также авторучками. Применение карандашей не допускается.
Статья 27. Время проведения местного референдума
1. На всех участках для голосования голосование проводится с
8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования
участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за пятнадцать
дней до дня проведения местного референдума.
2. Голосование может быть объявлено законченным ранее 22
часов местного времени на участках, где проголосовали все
внесенные в списки граждане.
Статья 28. Досрочное голосование
Если менее чем за пять дней до дня проведения местного
референдума гражданин, включенный в списки граждан, имеющих право
на участие в местном референдуме, узнает, что не будет иметь
возможность принять участие в местном референдуме в связи с
убытием за пределы участка, он вправе получить в участковой
комиссии местного референдума бюллетень для голосования. Получив
бюллетень, гражданин заполняет его и вкладывает в конверт, который
для обеспечения тайны голосования скрепляется печатью комиссии.
Данный конверт хранится в невскрытом состоянии до дня проведения
местного референдума.
Статья 29. Голосование в день проведения местного референдума
1. В день проведения местного референдума председатели
участковых комиссий за полчаса до начала голосования в присутствии
членов комиссии, представителей политических партий и общественных
организаций (объединений), инициативных групп, а также средств
массовой информации проверяют, освобождены ли ящики для
голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывают их.
2. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам
участников местного референдума по предъявлению паспорта или
другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При
получении бюллетеня гражданин расписывается напротив своей фамилии
в списке.
3. В тех случаях, когда граждане, имеющие право на участие в
местном референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на
участок для голосования, участковая комиссия при наличии их
письменного заявления поручает двум членам комиссии организовать
голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии
общественных наблюдателей.
4. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для
тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам,
вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не
являющееся членом участковой комиссии или общественным
наблюдателем. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно
проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в
ящик для голосования в день проведения местного референдума
председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и
общественных наблюдателей перед началом общего голосования.
5. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный
референдум вопроса или проекта решения, он ставит знак "плюс" или
иной другой знак в квадрате под словом "за".
Если гражданин голосует против, он ставит знак "плюс" или
иной другой знак в квадрате под словом "против".
Статья 30. Подсчет голосов
1. После заявления председателей об окончании голосования
участковые комиссии вскрывают ящики для голосования. Перед
вскрытием ящиков для голосования участковые комиссии подсчитывают
и погашают все неиспользованные бюллетени, о чет составляется
протокол.
2. На основании списков для голосования, в том числе
дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном
голосовании и заявлений о голосовании на дому, комиссия
подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней,
находившихся в переносном ящике для голосования, производится
отдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством
поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому.
3. Недействительными считаются бюллетени, в которых знак
"плюс" или любой иной знак поставлен в двух квадратах или не
поставлен ни в одном из них, а также бюллетени неутвержденного
образца.
В случае сомнений в действительности бюллетеня решение
принимает участковая комиссия голосованием, фиксируя количество
таких случаев в протоколе.
При принятии решения о признании бюллетеня недействительным
участковая комиссия указывает на его обратной стороне причины
недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется
подписями не менее трех членов участковой комиссии.
4. Участковые комиссии по проведению местного референдума
составляют протоколы об итогах голосования, содержащие следующие
данные:
число граждан, имеющих право на участие в местном
референдуме;
число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
число граждан, получивших бюллетени;
число голосов, поданных за вынесенный на местный референдум
проект решения или вопроса;
число голосов, поданных против;
число бюллетеней, признанных недействительными.
5. Результаты голосования подсчитываются на каждом участке
для голосования. Если на голосование выносилось одновременно
несколько вопросов, подсчет голосов по каждому из них
осуществляется отдельно.
6. Протокол участковой комиссии по проведению местного
референдума об итогах голосования составляется в двух экземплярах
в присутствии всех членов участковой комиссии и подписывается
всеми присутствующими членами участковой комиссии.
Первый экземпляр протокола направляется в комиссию местного
референдума.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями
остается на хранении у секретаря участковой комиссии до окончания
ее работы. После окончания работы участковой комиссии вся
документация передается в комиссию местного референдума.
- Понятие и предмет отрасли конституционного права Российской Федерации.
- Приобретение гражданства Российской Федерации.
- Понятие местного самоуправления. Характеристика действующего законодательства о местном самоуправлении.
- Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
- Прекращение гражданства Российской Федерации.
- Органы местного самоуправления: система, принципы деятельности, компетенция, акты, ответственность.
- Конституционно-правовые отношения.
- Избирательная система: понятие, виды, сфера применения.
- Конституционные гарантии местного самоуправления.
- Источники конституционного права.
- Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
- Наука конституционного права Российской Федерации: предмет, методы, источники.
- Ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации.
- Территориальные основы организации местного самоуправления.
- Конституционно-правовая ответственность.
- Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
- Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства.
- Понятие и основные принципы избирательного права.
- Формы осуществления местного самоуправления.
- Экономические основы конституционного строя.
- Гражданство детей. Гражданство и брак.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Президент Республики Башкортостан.
- Правовое положение по политических партий в Российской Федерации: порядок создания, финансирование, ответственность.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
- Национально-культурная автономия.
- Принципы гражданства Российской Федерации.
- Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Правительства Республики Башкортостан.
- Понятие и структура правового положения личности в Российской Федерации.
- Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Республики Башкортостан.
- Российская Федерация – светское государство.
- Федеративное устройство России: общая характеристика и конституционные принципы.
- Конституционные основы деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
- Российская Федерация – правовое государство.
- Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
- Глава II. Порядок принятия в российскую федерацию нового субъекта
- Особенности и основные стадии конституционного судопроизводства.
- Республиканская форма правления в Российской Федерации.
- Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Счетная палата Российской Федерации.
- Толкование Конституции Российской Федерации.
- Предметы ведения Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации: полномочия, акты, порядок деятельности. Ответственность Правительства Российской Федерации и ее членов.
- Референдум Российской Федерации: особенности организации и проведения.
- Конституционные права человека в Российской Федерации в области правосудия.
- Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус, полномочия, акты.
- Понятие, система, порядок формирования и полномочия избирательных комиссий.
- Конституционное право граждан на информации. Право средств массовой информации.
- Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Право на политическое убежище.
- Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации.
- Государственный орган Российской Федерации: понятия, признаки, принципы организации и деятельности.
- Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Федеральное Собрание Российской Федерации: конституционно-правовой статус, структура, функции.
- Политические основы конституционного строя Российской Федерации.
- Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность.
- Конституционный Суд Российской Федерации: правовой статус, компетенция, акты.
- Общественные объединения в Российской Федерации: понятие, организационно-правовые формы, порядок создания и деятельность, ответственность.
- Основные трудовые права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: формирование, состав, структура, организация деятельности.
- Избирательные споры и порядок их разрешения.
- Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. Права человека и права гражданина.
- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
- Конституционный строй: понятие и его основы.
- Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации: конституционно-правовой статус, состав и порядок формирования.
- Разрешение властей: понятие и конституционное оформление. Система «сдержек и противовесов».
- Органы ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации.
- Конституционные основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- История развития конституций в Российском государстве.
- Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя организация, компетенция, порядок деятельности, акты.
- Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации.
- Конституционные права человека в области образования и культуры.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя организация, компетенция, порядок деятельности, акты.
- Суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет государства.
- Личные права и свободы в области национального языка, свободы мысли и свободы совести.
- Конституционный контроль в Российской Федерации.
- Российская Федерация – суверенное государство.
- Личные права в области неприкосновенности жилища свободы передвижения и выбора места жительства.
- Законодательный процесс в Российской Федерации. Особенности принятия отдельных видов законов.
- Часть 2 ст. 108 Конституции устанавливает, что принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом рф и обнародованию.
- Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок.
- Гарантии и механизмы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.
- Статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Российская Федерация – социальное государство.
- Понятие гражданства. Характеристика действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации.
- Референдум Республики Башкортостан: особенности организации и проведения.
- Глава II. Объявление местного референдума
- Глава III. Подготовка к местному референдуму
- Глава IV. Определение результатов местного референдума
- Конституция Российской Федерации: форма, структура, основное содержание.
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.