Конституционный Суд Российской Федерации: формирование, состав, структура, организация деятельности.
Согласно действующему законодательству Конституционный суд РФ состоит из 2-х палат и 19 судей (10 судей в одной палате и 9 в другой), назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона «О Конституционном суде». Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.
Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде» устанавливается, что судьей Конституционного суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей.
После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных.
Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений. В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями. Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.
При суде действует также Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д.
Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.
В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:
- дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и устав субъектов РФ;
- толкование Конституции РФ;
- вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- утверждение посланий Конституционного суда;
- решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.
В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:
- федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;
- договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов РФ;
- не вступивших в силу международных договоров РФ;
В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственных властей РФ и ее субъектов;
- между высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда. Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:
- руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;
- вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
- представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;
- осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.
Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения суда.
В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него судом.
Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует суд об их исполнении и т.д.
Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением суда. Но, если следовать Федеральному конституционному закону «О Конституционном суде РФ», суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские правоведы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только с взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.
- Понятие и предмет отрасли конституционного права Российской Федерации.
- Приобретение гражданства Российской Федерации.
- Понятие местного самоуправления. Характеристика действующего законодательства о местном самоуправлении.
- Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
- Прекращение гражданства Российской Федерации.
- Органы местного самоуправления: система, принципы деятельности, компетенция, акты, ответственность.
- Конституционно-правовые отношения.
- Избирательная система: понятие, виды, сфера применения.
- Конституционные гарантии местного самоуправления.
- Источники конституционного права.
- Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
- Наука конституционного права Российской Федерации: предмет, методы, источники.
- Ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации.
- Территориальные основы организации местного самоуправления.
- Конституционно-правовая ответственность.
- Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
- Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства.
- Понятие и основные принципы избирательного права.
- Формы осуществления местного самоуправления.
- Экономические основы конституционного строя.
- Гражданство детей. Гражданство и брак.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Президент Республики Башкортостан.
- Правовое положение по политических партий в Российской Федерации: порядок создания, финансирование, ответственность.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
- Национально-культурная автономия.
- Принципы гражданства Российской Федерации.
- Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Правительства Республики Башкортостан.
- Понятие и структура правового положения личности в Российской Федерации.
- Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Республики Башкортостан.
- Российская Федерация – светское государство.
- Федеративное устройство России: общая характеристика и конституционные принципы.
- Конституционные основы деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
- Российская Федерация – правовое государство.
- Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
- Глава II. Порядок принятия в российскую федерацию нового субъекта
- Особенности и основные стадии конституционного судопроизводства.
- Республиканская форма правления в Российской Федерации.
- Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Счетная палата Российской Федерации.
- Толкование Конституции Российской Федерации.
- Предметы ведения Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации: полномочия, акты, порядок деятельности. Ответственность Правительства Российской Федерации и ее членов.
- Референдум Российской Федерации: особенности организации и проведения.
- Конституционные права человека в Российской Федерации в области правосудия.
- Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус, полномочия, акты.
- Понятие, система, порядок формирования и полномочия избирательных комиссий.
- Конституционное право граждан на информации. Право средств массовой информации.
- Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Право на политическое убежище.
- Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации.
- Государственный орган Российской Федерации: понятия, признаки, принципы организации и деятельности.
- Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Федеральное Собрание Российской Федерации: конституционно-правовой статус, структура, функции.
- Политические основы конституционного строя Российской Федерации.
- Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность.
- Конституционный Суд Российской Федерации: правовой статус, компетенция, акты.
- Общественные объединения в Российской Федерации: понятие, организационно-правовые формы, порядок создания и деятельность, ответственность.
- Основные трудовые права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: формирование, состав, структура, организация деятельности.
- Избирательные споры и порядок их разрешения.
- Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. Права человека и права гражданина.
- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
- Конституционный строй: понятие и его основы.
- Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации: конституционно-правовой статус, состав и порядок формирования.
- Разрешение властей: понятие и конституционное оформление. Система «сдержек и противовесов».
- Органы ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации.
- Конституционные основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- История развития конституций в Российском государстве.
- Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя организация, компетенция, порядок деятельности, акты.
- Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации.
- Конституционные права человека в области образования и культуры.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя организация, компетенция, порядок деятельности, акты.
- Суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет государства.
- Личные права и свободы в области национального языка, свободы мысли и свободы совести.
- Конституционный контроль в Российской Федерации.
- Российская Федерация – суверенное государство.
- Личные права в области неприкосновенности жилища свободы передвижения и выбора места жительства.
- Законодательный процесс в Российской Федерации. Особенности принятия отдельных видов законов.
- Часть 2 ст. 108 Конституции устанавливает, что принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом рф и обнародованию.
- Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок.
- Гарантии и механизмы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.
- Статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Российская Федерация – социальное государство.
- Понятие гражданства. Характеристика действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации.
- Референдум Республики Башкортостан: особенности организации и проведения.
- Глава II. Объявление местного референдума
- Глава III. Подготовка к местному референдуму
- Глава IV. Определение результатов местного референдума
- Конституция Российской Федерации: форма, структура, основное содержание.
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.