Правительство Российской Федерации: полномочия, акты, порядок деятельности. Ответственность Правительства Российской Федерации и ее членов.
Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:
организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.
Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.
Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Статья 14. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики
Правительство Российской Федерации:
осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;
обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
осуществляет управление федеральной собственностью;
разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
осуществляет общее руководство таможенным делом;
принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.
Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
разрабатывает и реализует налоговую политику;
обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;
руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Статья 16. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
Статья 17. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры, образования
Правительство Российской Федерации:
разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;
обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;
обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;
обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.
Статья 18. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Статья 19. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью
Правительство Российской Федерации:
участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;
осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
Статья 20. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации
Правительство Российской Федерации:
осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;
принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;
руководит гражданской обороной.
Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений
Правительство Российской Федерации:
осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;
обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;
отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;
осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.
Статья 22. Иные полномочия Правительства Российской Федерации
Особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.
Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.
Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Порядок деятельности Правительства Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 114), определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Возглавляет Правительство Российской Федерации его Председатель, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства представляет Правительство внутри страны и за пределами территории Российской Федерации; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства. Председатель Правительства систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства.
Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обеспечивают их исполнение; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.
Федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; обладают установленными законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к компетенции Президента Российской Федерации, подотчетны Президенту Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации – орган коллегиальный. Его заседания проводятся систематически, не реже одного раза в месяц.
Исключительно на заседаниях Правительства принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; принимаются решения о внесении законопроектов в Государственную Думу; рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы приобретения государством акций; рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации; принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; образуется Президиум Правительства Российской Федерации; утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти; утвреждаются Регламент Правительства Российской Федерации и Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации.
На заседаниях Правительства Российской Федерации имеет право председательствовать Президент Российской Федерации. Члены Правительства участвуют в его заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании члены Правительства информируют об этом Председателя Правительства.
Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Заседания Правительства носят открытый характер. Однако Правительство может рассматривать отдельные вопросы и на закрытых заседаниях.
Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства.* Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения непосредственно на заседании и принятое протокольное решение относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными законами.
Правительство информирует граждан через средства массовой информации о рассмотренных на заседании Правительства вопросах и о принятых решениях.
Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.
Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства.
Правительство Российской Федерации вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации для содействия своей работе вправе создавать координационные и совещательные органы – комиссии и советы.* Комиссии являются координационными органами. Они образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и решения определенных задач. Советы – совещательные органы, их цель – предварительное рассмотрение вопросов и подготовка но ним предложений рекомендательного характера.
По проблемам, имеющим межотраслевое или межтсрриториальное (межрегиональное) значение, создаются межведомственные комиссии и советы.
Названные комиссии и советы не являются органами исполнительной власти.
Расходы на содержание Правительства Российской Федерации определяются в федеральном бюджете. В случае необходимости могут быть образованы органы и учреждения при Правительстве, финансирование которых осуществляется и пределах ассигнований на содержание Правительства.
Для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами палат Федерального Собрания.
Аппарат Правительства возглавляет Руководитель Аппарата – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации или федеральный министр.
Заместители Руководителя Аппарата Правительства, руководители основных структурных подразделений Аппарата Правительства назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством.
Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства производится в пределах расходов на содержание Правительства Российской Федерации.
Положение об Аппарате Правительства утверждается Правительством.
Надо различать политическую ответственность правительства и его членов перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность за правонарушения. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства - при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения - при любых.
Политическое и правовое значение правительства отчетливо проявляется в его взаимоотношениях с парламентом. В общем, виде эти отношения можно определить как взаимодействие и взаимозависимость. Зависимость правительства от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. От них прямо зависит финансирование, судьба правительственных планов, программ.
В результате деятельности правительства заключаются договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы парламент предварительно санкционировал заключение международных договоров. Например, в Испании договоры политического, военного характера, а также соглашения, затрагивающие территориальную целостность, права и свободы личности, государственные финансы и ранее изданные законы заключаются по предварительному разрешению Генеральных Кортесов.
Парламент принимает законы, которые обязывают правительство и в целом администрацию государства. Само собою это подразумевает, что высокопоставленные лица зависят в выборе своих подчиненных от того, как депутаты посмотрят на организацию и стоимость государственной администрации. Акты, изданные правительством или министерствами, могут утратить силу, если парламент издаст закон, устанавливающий новые правила по тому же предмету правового регулирования.
Парламенты обычно участвуют в решении вопроса об ответственности главы правительства, министров.
Встречаются две основные формы парламентского недоверия — вотум недоверия и резолюция порицания. Обе имеют одинаковые последствия - правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.
Вотум доверия либо недоверия выносится по инициативе самого правительства, которое обращается к парламенту за поддержкой. Надо сказать, что такое обращение может быть спровоцировано депутатами, которые проводят расследования правительственной деятельности, заявляют запросы и, таким образом, компрометируют правительство, вынуждая его просить парламент о доверии.
Запрашивая доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить правительственную политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается получить большинство голосов в свою поддержку, то считается, что ему вынесен вотум недоверия.
Резолюцию порицания парламент принимает по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой. Для того чтобы резолюция была принята и правительство ушло в отставку, за нее должно проголосовать большинство депутатов.
В каждом из названных случаев требуется набрать большинство в пользу той стороны, которая ставит вопрос о доверии. Получение большинства голосов представляет собой сложную задачу.
Предположим, что мнения парламентариев разошлись. Они таковы, что 1/3 депутатов поддерживает правительство, другая треть выступает против него, а остальные имеют неопределенную позицию и воздерживаются от подачи голосов. При такой расстановке правительство не получит доверия, если обратится за вотумом, - ему нужно большинство, а в пользу правительства настроена лишь треть депутатов. В итоге правительство получит вотум недоверия. Если же группа депутатов планирует смену правительства и предлагает принять порицающую его резолюцию, то и они не добьются успеха, так как против правительства настроена только треть парламента, - резолюция порицания не состоится, и, следовательно, правительству будет выражено доверие.
Недоверие может быть выражено не только всему составу правительства, правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя министрам.
Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета: не утверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра. Напомним, что во многих странах ответственность правительства за проводимую политику - солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашался. Выносить внутренние разногласия на общий суд нельзя; если такое случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства.
- Понятие и предмет отрасли конституционного права Российской Федерации.
- Приобретение гражданства Российской Федерации.
- Понятие местного самоуправления. Характеристика действующего законодательства о местном самоуправлении.
- Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
- Прекращение гражданства Российской Федерации.
- Органы местного самоуправления: система, принципы деятельности, компетенция, акты, ответственность.
- Конституционно-правовые отношения.
- Избирательная система: понятие, виды, сфера применения.
- Конституционные гарантии местного самоуправления.
- Источники конституционного права.
- Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
- Наука конституционного права Российской Федерации: предмет, методы, источники.
- Ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации.
- Территориальные основы организации местного самоуправления.
- Конституционно-правовая ответственность.
- Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
- Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства.
- Понятие и основные принципы избирательного права.
- Формы осуществления местного самоуправления.
- Экономические основы конституционного строя.
- Гражданство детей. Гражданство и брак.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Президент Республики Башкортостан.
- Правовое положение по политических партий в Российской Федерации: порядок создания, финансирование, ответственность.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
- Национально-культурная автономия.
- Принципы гражданства Российской Федерации.
- Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Правительства Республики Башкортостан.
- Понятие и структура правового положения личности в Российской Федерации.
- Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Республики Башкортостан.
- Российская Федерация – светское государство.
- Федеративное устройство России: общая характеристика и конституционные принципы.
- Конституционные основы деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
- Российская Федерация – правовое государство.
- Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
- Глава II. Порядок принятия в российскую федерацию нового субъекта
- Особенности и основные стадии конституционного судопроизводства.
- Республиканская форма правления в Российской Федерации.
- Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Счетная палата Российской Федерации.
- Толкование Конституции Российской Федерации.
- Предметы ведения Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации: полномочия, акты, порядок деятельности. Ответственность Правительства Российской Федерации и ее членов.
- Референдум Российской Федерации: особенности организации и проведения.
- Конституционные права человека в Российской Федерации в области правосудия.
- Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус, полномочия, акты.
- Понятие, система, порядок формирования и полномочия избирательных комиссий.
- Конституционное право граждан на информации. Право средств массовой информации.
- Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Право на политическое убежище.
- Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации.
- Государственный орган Российской Федерации: понятия, признаки, принципы организации и деятельности.
- Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Федеральное Собрание Российской Федерации: конституционно-правовой статус, структура, функции.
- Политические основы конституционного строя Российской Федерации.
- Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность.
- Конституционный Суд Российской Федерации: правовой статус, компетенция, акты.
- Общественные объединения в Российской Федерации: понятие, организационно-правовые формы, порядок создания и деятельность, ответственность.
- Основные трудовые права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: формирование, состав, структура, организация деятельности.
- Избирательные споры и порядок их разрешения.
- Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. Права человека и права гражданина.
- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
- Конституционный строй: понятие и его основы.
- Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации: конституционно-правовой статус, состав и порядок формирования.
- Разрешение властей: понятие и конституционное оформление. Система «сдержек и противовесов».
- Органы ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации.
- Конституционные основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- История развития конституций в Российском государстве.
- Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации.
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя организация, компетенция, порядок деятельности, акты.
- Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов других субъектов Российской Федерации.
- Конституционные права человека в области образования и культуры.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя организация, компетенция, порядок деятельности, акты.
- Суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет государства.
- Личные права и свободы в области национального языка, свободы мысли и свободы совести.
- Конституционный контроль в Российской Федерации.
- Российская Федерация – суверенное государство.
- Личные права в области неприкосновенности жилища свободы передвижения и выбора места жительства.
- Законодательный процесс в Российской Федерации. Особенности принятия отдельных видов законов.
- Часть 2 ст. 108 Конституции устанавливает, что принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом рф и обнародованию.
- Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок.
- Гарантии и механизмы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.
- Статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Российская Федерация – социальное государство.
- Понятие гражданства. Характеристика действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации.
- Референдум Республики Башкортостан: особенности организации и проведения.
- Глава II. Объявление местного референдума
- Глава III. Подготовка к местному референдуму
- Глава IV. Определение результатов местного референдума
- Конституция Российской Федерации: форма, структура, основное содержание.
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.