88. Начала конституционного развития Германии.
Германия как единое государство существует немногим более 100 лет. За это время были приняты три общегерманские конституции. Принятие каждой из них совпадало с переломными этапами в жизни страны. Первая конституция Германии была дарована императором Вильгельмом 1в 1871 г. и юридически закрепляла объединение (страны, достигнутое, по словам Бисмарка, "железом и кровью"1. 6 февраля 1919 г. Национальное собрание, избранное на основе всеобщих выборов и наделенное учредительными полномочиями, приняло вторую общегерманскую конституцию, которая вошла в историю как Веймарская (по имени города, где заседало Национальное собрание). Это была одна из наиболее демократичных конституций своего времени. В ней содержался обширный каталог прав и свобод; впервые в конституционной истории нового времени собственность рассматривалась не только как право, но и как обязанность, предусматривалась возможность ее национализации за справедливое вознаграждение. Вместе с тем конструкцию государственной власти, закрепленную Веймарской конституцией, вряд ли можно считать удачной. Огромные полномочия рейхспрезидента вкупе с длительным сроком полномочий (7 лет), отсутствие реального противовеса в лице парламента (рейхстага), права которого по конституции были серьезно урезаны, в конечном счете сыграли роковую роль в судьбе Веймарской республики. Они создали легальные возможности для прихода к власти фашистов, что привело к ее гибели.
Разработка и принятие Основного закона
После капитуляции Германии в 1945 г. вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия. Национальная немецкая администрация первоначально создавалась на коммунальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гт. принимаются первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947 г.), отражающие стремление к демократизации общественно-политической жизни, преодолению нацистского прошлого.
Эта конституция просуществовала вплоть до падения второй империи в 1918 г. (первая — "Священная Римская империя германской нации" — прекратила свое существование в 1806 г.).
Начало "холодной войны", растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. В этих условиях западные державы приняли решение способствовать образованию германского государства на тех территориях, которые находились под их оккупационным контролем. На Совещании западных оккупационных держав в Лондоне в феврале 1948 года был выработан план создания германского государства и определены принципы, которые должны быть положены в его основу. Этот документ, получивший название "лондонской рекомендации", был предложен на рассмотрение земельных правительств. Для обсуждения этих рекомендаций и выработки германской позиции земельные правительства провели ряд совещаний, наиболее известное из которых, состоявшееся в августе 1948 года на острове Херрехимзее, получило наименование "конституционного конвента". В нем приняли участие министры юстиции всех западногерманских земель, многочисленные эксперты в области конституционного права. Было принято решение создать специальный орган для выработки проекта конституции западногерманского государства. Таким органом стал Парламентский совет, в состав которого вошли депутаты ландтагов всех западногерманских земель пропорционально численности представленных в земельных парламентах политических партий. В состав Совета вошли 65 делегатов (кроме того, в работе участвовали 5 представителей от Западного Берлина с совещательным голосом): по 27 мандатов имели ХДС —ХСС (Христианско-демократический союз — Христианско-социальный союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), 5 мест — СвДП (Свободная демократическая партия), по 2 места — партия Центра, Немецкая партия, а также КПГ (Коммунистическая партия Германии). Председателем Парламентского совета был избран К. Аденауэр, лидер западногерманской партии ХДС и будущий канцлер ФРГ. К работе Парламентского совета, проходившей исключительно в комитетах, привлекались крупнейшие германские специалисты в области конституционного права. Подготовленные разделы конституции направлялись военным губернаторам, которые по существу утверждали их. 8 мая 1949 г. Парламентский совет 53 голосами против 12 принял весь текст Основного закона. 12 мая его санкционировали военные губернаторы, после чего он был передан в ландтаги. В течение недели, с 16 по 22 мая 1949 г., ландтаги западногерманских земель одобрили текст конституции, за исключением ландтага Баварии, который 101 голосом против 63 (при 9 воздержавшихся) отклонил Основной закон. Тем не менее для принятия конституции было достаточно одобрения большинства земель. 23 мая текст Основного закона был опубликован и на следующий день вступил в силу. Была создана Федеративная Республика Германия. Согласно Основному закону она была открыта для присоединения остальных германских земель.
- 1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина
- 2. Система государственного права в зарубежных странах. 3. Нормы и институты государственного права в зарубедных странах.
- 4. Источники государственного права в зарубежных странах.
- 5. Конституция – основной источник государственного права.
- 6. Закон как источник государственного права. Виды законов.
- 7. Акты органов конст. Контроля(надзора) и судеб. Прецеденты как источники государственного права.
- 8.Конституционные обычаи.
- 9. Договор как источник государственного права.
- 10. Религиозное право как источник государственного права.
- 11. Основные черты и особенности послевоенных конституций зарубежных стран (Фр., фрг, Япония)
- 12. Форма конституции.
- 13. Структура Конституции.
- 14. Порядок принятия, изменения и отмены конституции.
- 15. Принятие конституции представительными органами.
- 16. Принятие конституции избирательным корпусом.
- 17. Классификация конституций.
- 18. Права человека и гражданина. Права, свободы и обязанности.
- 19. Равенство прав, свобод и обязанностей.
- 20. Историческое развитие прав и свобод. Поколение прав человека. Классификация прав и свобод.
- 21. Гарантии прав и свобод.
- 22. Понятие гражданства(подданства). Проблема поли гражданства. Режим иностранцев.
- 23. Способы приобретения гражданства.
- 24. Прекращение гражданства.
- 25. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности.
- 26. Политические права, свободы и обязанности.
- 27. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.
- 28. Понятие политических партий. Функции политических партий.
- 29. Основные виды политических партий в зарубежых странах.
- 30. Организационная структура политических партий.
- 31. Партийные системы зарубежных государств. Виды партийных систем.
- 32. Форма правления зарубежных стран.
- 33. Монархия – понятие и сущность. Основные признаки монархии. Виды монархии.
- 34. Республика – понятие и сущность. Признаки республиканской формы правления. Виды республик.
- 35. Формы государственного устройства зарубежных стран.
- 36. Унитарное устройство(унитаризм). Основне признаки унітарного государства.
- 37. Федеративное устройство (федерализм). Основные признаки федеративного устройства.
- 38. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субьектами.
- 39. Государственный режим. Соотношение государственного режима и политического режима.
- 40. Признаки и виды антидемократического режима.
- 41. Признаки и виды демократического режима.
- 42. Парламентский и министерский государственные режимы.
- 43. Понятие и принципы избирательного права. Активное и пассивное избирательное право. Избирательные цензы. 44. Понятие и виды выборов.
- 45. Понятие избирательной системы. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
- 46. Понятие и виды референдумов. Предмет референдума. Формула референдума. Народная законодательная инициатива.
- 47. Возникновение и развитие парламента. Парламент и парламентаризм.
- 48. Структура парламента и организация его палат. Общая характеристика верхних палат в двухпалатных парламентах.
- 49. Должностные лица парламента и их правовое положение.
- 51. Правовое положение комитетов парламента.
- 52. Смотреть ответ на вопрос 49.
- 53. Законодательный процесс и его стадии.
- 54. Контроль парламентов над деятельностью правительств в парламентарных странах.
- 64. Полномочия правительств.
- 68. Билль о правах. Крнституционный статус личности в сша.
- 76. Конституция Великобритании, ее составные части.
- 75. Начала конституционного развития Великобритании.
- 76. Политическая система Великобритании.
- 77. Роль монарха Великобритании в управлении страной. Королевские прерогативы.
- 78. Парламент Великобритании, его правовое положение и структура.
- 79. Комитеты британского парламента, их виды и полномочия.
- 81. Правительство и Кабинет министров Великобритании. Внутренний кабинет.
- 82. Конституционное развитие Франции.
- 83. Президент Франции. Его полномочия и место в системе государственных органов.
- 84. Парламент Франции. Его структура, порядок формирования и полномочия.
- 85. Правительство Франции. Совет министров. Кабинет министров.
- 86. Органы конституционного контроля Франции. Порядок формирования и компетенции Конституционного Совета Франции.
- 87. Региональное и местное управление и самоуправление во Франции.
- 88. Начала конституционного развития Германии.
- 90. Федерация фрг.
- 95. Политическая система Японии.
- 96. Конституция Японии 1947г.
- 97. Правовое положение императора Японии.
- 98. Парламент Японии, его структура. Способы принятия законов.
- 99. Правительство Японии, его состав и порядок формирования.