69. Виды прав на землю
По современному российскому законодательству все права вообще и на земельные участки в частности, можно разделить на две большие группы: вещные и обязательственные. Вещное право, основным видом которого является право собственности, имеет ряд характерных особенностей, которые отличают его обязательственного.
ЗК РФ определяет такие виды прав на землю, как:
1)собственность
- частная собственность, когда земля принадлежат гражданам и юридическим лицам (ст. 15 ЗК);
- федеральная собственность, когда земля находится в собственности РФ (ст. 17 ЗК);
- собственность на землю субъектов Российской Федерации (ст. 18 ЗК);
- муниципальная собственность (ст. 19 ЗК).
2)право постоянного (бессрочного) пользования, (ст.20 ЗК)
1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. 3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. 4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. 5. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
3)право пожизненного наследуемого владения,
На этом виде права земельные участки иметь могут только граждане. Здесь землевладелец имеет право не только право владения и пользования, но и очень ограниченного распоряжения – он имеет право сдать его в аренду или безвозмездное срочное пользование по своему усмотрению.
4)аренда(ст 22 ЗК)
Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды
Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка
Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
5)право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Сервитуты бывают двух видов: частные и публичные. Частные устанавливаются гражданским законодательством, на что имеется прямая ссылка в п.1 ст. 23 ЗК. Устанавливается он в интересах частных лиц, как правило, чаще всего соседями, которым необходим доступ на соседский участок. Основанием к нему может служить договор между заинтересованной стороной и владельцем обременяемого земельного участка. В случае отсутствия соглашения между ними, при необходимости установления сервитута по одному из оснований предусмотренных законом, данное обременение земельного участка – сервитут может быть установлен по решению суда.
Публичный же сервитут устанавливается земельным законодательством (ст. 23 ЗК) для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Основанием к нему может служить издание соответствующего закона (например, о защитных или охранных полосах) либо издание соответствующего нормативного акта органа государственной или муниципальной власти.
6)право безвозмездного срочного пользования.
Основанием для возникновения этого вида права может служить акт государственного или муниципального органа власти, на основании договора, на основании ведомственных актов юридических лиц. При этом закон ограничивает круг субъектов этого вида права. В частности в комментируемой статье говорится, что из государственных и муниципальных земель земельные участки могут быть предоставлены только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления на срок не более года.
Не устанавливается срок для земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. В этом случае земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное срочное пользование на основании договора.
- 1. Предмет и метод горного права.
- 2. Недра как юридическое понятие.
- 3. Источники горного права.
- 4.Субъекты гор. Права.
- 5.Соотношение горного права с другими отраслями права.
- 7. История горного права в советский период(1917-1991г.)
- 8. Современный этап развития горного права (1992-2004г.)
- 9.Общие положения права собственности(владение, пользование, распоряжение)
- 10. Право собственности на недра.
- 12. Право собственности на ресурсы недр.
- 13. Право на имущество недропользователя.
- 14 Задачи государственного регулирования отношений
- 15 Виды и сроки пользования недрами
- 16 Регулирование отношений недропользования в акваториальных зонах (территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, международный район морского дна)
- 17 Компетенция рф при регулировании отношений недропользования.
- 18 Компетенция субъектов рф при регулировании отношений недропользования.
- 19 Компетенция органов местного самоуправления при регулировании отношений недропользования.
- 20 Государственный фонд недр
- 21 Система федеральных органов исполнительной власти при регулировании отношений недропользования
- Федеральные службы и агентства
- Правительство рф
- Федеральные министерства, службы, агентства (Подконтрольны Президенту рф)
- Федеральные министерства
- Федеральные службы и агентства
- 24 Полномочия министерства природных ресурсов
- 25 Полномочия федерального агентства по недропользованию
- 26 Полномочия министерства промышленности и энергетики, федерального агентства по энергетике, федеральной службы по надзору и контролю в сфере природопользования.
- I. Общие положения
- II. Полномочия
- I. Общие положения
- II. Полномочия
- 27. Лицензия на право пользования недрами, ее определение и содержание.
- 28. Виды лицензий.
- 29 Основания переоформления лицензии на право пользования недрами
- 30. Правовой статус пользователя недр, его права и обязанности.
- 31. Горный и геологический отвод.
- 32. Основания возникновения права пользования недрами.
- 33. Конкурсы и аукционы.
- 34 Предоставление недр в пользование (на условиях Закона «о недрах» и Федерального закона «о срп»)
- 35 Случаи предоставления недр в пользование без конкурса
- 36 Основания перехода прав пользования недрами
- 37 Основания прекращения прав пользования недрами
- 38 Долгосрочное прекращение, приостановление и ограничение права пользования недрами.
- 39. Система налогов, сборов и платежей при пользовании недрами в условиях общего налогового режима.
- 40. Налог на добычу полезных ископаемых.
- 41. Система платежей при пользовании недрами.
- 49 Соглашение о разделе продукции: его определение, стороны и содержание. Лицензия на право пользования недрами в режиме срп.
- 50. Порядок утверждения участка недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях срп.
- 51. Порядок заключения срп.
- 53. Налогообложение в режиме срп.
- 54. Отличия режима раздела продукции от общего налогового режима.
- 55. Консервация и ликвидация горного предприятия.
- 56. Требования по рациональному использованию и охране недр.
- 57. Требования по безопасному ведению горных работ.
- 58. Контроль и надзор в недропользовании
- 59. Предоставление земельных участков для нужд недропользования.
- 60. Застройка площадей залегания полезных ископаемых
- 61. Виды и особенности ответственности в недропользовании.
- 62. Возмещение причиненного вреда
- 63. Разрешение споров по вопросам недропользования.
- 64. Основные принципы охраны окружающей среды.
- 65. Система экономических методов регулирования негативного воздействия на окружающую среду. Виды негативного воздействия на окружающую среду.
- 66.Экологический мониторинг и экологический контроль.
- 67. Предмет и источники земельного права. Соотношение земельного права с другими отраслями права.
- 69. Виды прав на землю
- 70. Договоры об использовании земельных участков, предоставленных для нужд недропользования.
- 72 Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 73 Общественная экологическая экспертиза