40. Налог на добычу полезных ископаемых.
Субъекты и объекты налога
Налог на добычу полезных ископаемых установлен в НК РФ глава 26.
В мировой практике платежи за право добычи полезных ископаемых (роялти) устанавливаются в виде доли от объема добытого полезного ископаемого или его стоимости.
В России налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели признаваемые пользователями недр.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, а также за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по своему месту нахождения.
Объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются:
полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование;
полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Не признаются объектом налогообложение:
общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
полезные ископаемые, извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего или связанных с ним перерабатывающих производств, если их добыча ранее подлежала налогообложению в общеустановленном порядке.
Ставки налога
Налог не взимается («налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов» — ст. 342 НК РФ) при добыче:
попутного газа;
попутных и дренажных подземных вод;
полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых;
полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств;
подземных вод из контрольных или резервных скважин при проведении планового контроля за их работоспособностью, наличие и обеспечение работоспособности которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти;
минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки подготовки, переработки, разлива);
подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях.
Налоговой базой для объектов налогообложения является стоимость ПИ.
Распределение налога
Порядок и пропорции распределения налога на добычу полезных ископаемых между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта федерации установлены в Бюджетном кодексе РФ.
1 - Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:
40 процентов от суммы налога — в доход федерального бюджета;
60 процентов от суммы налога — в доход бюджета субъекта РФ.
2 - Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:
95 процентов от суммы налога — в доход федерального бюджета;
5 процентов от суммы налога — в доход бюджета субъекта РФ.
3 - При добыче газ - горючих полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.
НДПИ при СРП:
углеводороды - 95 процентов от суммы налога — в доход федерального бюджета;
газ – 5 процентов от суммы налога — в доход бюджета субъекта РФ.
4 - При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.
5 - При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.
6 - Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).
- 1. Предмет и метод горного права.
- 2. Недра как юридическое понятие.
- 3. Источники горного права.
- 4.Субъекты гор. Права.
- 5.Соотношение горного права с другими отраслями права.
- 7. История горного права в советский период(1917-1991г.)
- 8. Современный этап развития горного права (1992-2004г.)
- 9.Общие положения права собственности(владение, пользование, распоряжение)
- 10. Право собственности на недра.
- 12. Право собственности на ресурсы недр.
- 13. Право на имущество недропользователя.
- 14 Задачи государственного регулирования отношений
- 15 Виды и сроки пользования недрами
- 16 Регулирование отношений недропользования в акваториальных зонах (территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, международный район морского дна)
- 17 Компетенция рф при регулировании отношений недропользования.
- 18 Компетенция субъектов рф при регулировании отношений недропользования.
- 19 Компетенция органов местного самоуправления при регулировании отношений недропользования.
- 20 Государственный фонд недр
- 21 Система федеральных органов исполнительной власти при регулировании отношений недропользования
- Федеральные службы и агентства
- Правительство рф
- Федеральные министерства, службы, агентства (Подконтрольны Президенту рф)
- Федеральные министерства
- Федеральные службы и агентства
- 24 Полномочия министерства природных ресурсов
- 25 Полномочия федерального агентства по недропользованию
- 26 Полномочия министерства промышленности и энергетики, федерального агентства по энергетике, федеральной службы по надзору и контролю в сфере природопользования.
- I. Общие положения
- II. Полномочия
- I. Общие положения
- II. Полномочия
- 27. Лицензия на право пользования недрами, ее определение и содержание.
- 28. Виды лицензий.
- 29 Основания переоформления лицензии на право пользования недрами
- 30. Правовой статус пользователя недр, его права и обязанности.
- 31. Горный и геологический отвод.
- 32. Основания возникновения права пользования недрами.
- 33. Конкурсы и аукционы.
- 34 Предоставление недр в пользование (на условиях Закона «о недрах» и Федерального закона «о срп»)
- 35 Случаи предоставления недр в пользование без конкурса
- 36 Основания перехода прав пользования недрами
- 37 Основания прекращения прав пользования недрами
- 38 Долгосрочное прекращение, приостановление и ограничение права пользования недрами.
- 39. Система налогов, сборов и платежей при пользовании недрами в условиях общего налогового режима.
- 40. Налог на добычу полезных ископаемых.
- 41. Система платежей при пользовании недрами.
- 49 Соглашение о разделе продукции: его определение, стороны и содержание. Лицензия на право пользования недрами в режиме срп.
- 50. Порядок утверждения участка недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях срп.
- 51. Порядок заключения срп.
- 53. Налогообложение в режиме срп.
- 54. Отличия режима раздела продукции от общего налогового режима.
- 55. Консервация и ликвидация горного предприятия.
- 56. Требования по рациональному использованию и охране недр.
- 57. Требования по безопасному ведению горных работ.
- 58. Контроль и надзор в недропользовании
- 59. Предоставление земельных участков для нужд недропользования.
- 60. Застройка площадей залегания полезных ископаемых
- 61. Виды и особенности ответственности в недропользовании.
- 62. Возмещение причиненного вреда
- 63. Разрешение споров по вопросам недропользования.
- 64. Основные принципы охраны окружающей среды.
- 65. Система экономических методов регулирования негативного воздействия на окружающую среду. Виды негативного воздействия на окружающую среду.
- 66.Экологический мониторинг и экологический контроль.
- 67. Предмет и источники земельного права. Соотношение земельного права с другими отраслями права.
- 69. Виды прав на землю
- 70. Договоры об использовании земельных участков, предоставленных для нужд недропользования.
- 72 Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 73 Общественная экологическая экспертиза