5.Соотношение горного права с другими отраслями права.
Право как юридическая категория является инструментом регулирования определенных видов отношений, возникающих между людьми и их общностями. Каждому виду отношении соответствует определенная отрасль права, совокупность которых представляет собой, систему права.
Различают следующие отрасли права: государственное (конституционное), административное (публичное), гражданское, семейное, трудовое, уголовное, международное, морское, земельное, водное и другие. В качестве самостоятельной отрасли права можно выделить природоресурсное право, подотраслями которого являются земельное, водное, лесное и, в частности, горное право. Эти подотрасли можно рассматривать и как самостоятельные отрасли права.
Термин "горное право" произошел от понятия горное производство. В последние годы термин "горное производство" в законодательных актах и научной литературе часто заменяется термином "недропользование". Обусловлено это существенным расширением направлений использования полезных свойств недр. Помимо создания горных выработок для добычи полезных ископаемых недра все шире используются для строительства и эксплуатации подземных сооружений и объектов производственного (подземные хранилища и т.п.), культурного, социально-оздоровительного и другого назначения.
По мере развития общественных отношений могут появляться новые отрасли права. Например, в последние годы возникла и сформировалась новая подотрасль природоресурсного права - экологическое право.
Для выделения любой самостоятельной отрасли права в системе права необходимы три основных условия:
Соответствующий уровень развития общественных отношений, определяющий необходимость выделения конкретной отрасли права.
Специфика комплекса регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования.
3. Наличие и (или) потребность в особых источниках права.
В России гор-е право как самостоятельная дисциплина сформировалось в XVIII веке, когда был принят Горный устав Российской Империи.
Каждая отрасль права, как правило, тесно связана с другими отраслями права, нормы которых используются при формировании отраслевого законодательства. Так, нормы горного права тесно связаны с земельным, административным, государственным, морским и другими отраслями права.
Любая самостоятельная отрасль права характеризуется присущими именно ей предметом, методом и источниками. Все эти элементы возникают и формируются как отражение объективного развития определенного специфического комплекса отношений. При этом предмет, т.е. комплекс подлежащих правовому регулированию отношений, является относительно консервативной категорией. Подтверждением этого является относительная неизменность состава отраслей права. Появление новой отрасли права явление исключительное. Предмет той или иной отрасли права - чаще всего категория интернациональная, чего нельзя сказать о двух других элементах - методе и источниках. Метод и особенно источники существенно различаются и видоизменяются в зависимости от формы государственного устройства, состояния и направленности социально-экономического развития, национальных традиций и ряда других факторов.
История горного права до революции 1917 года.
Историю развития горного права в России можно подразделить на 4 этапа, каждый из которых соответствует периоду действия определенного законодательного акта.
Первый этап соответствует периоду действия Горного устава Российской Империи. Формально он закончился в 1917 году.
Второй этап формально начинается с 1920 года, когда был принят Декрет СНК(Совета Народных Комиссаров) "О недрах земли", а по существу с 1927 года, когда было принято Горное положение СССР.
Третий этап начинается с 1976 года, когда были приняты "Основы законодательства СССР и Союзных республик о недрах".
Четвертый - современный этап берет начало с 1992 года, когда был принят Закон Российской Федерации "О недрах".
Изучение этих законодательных актов позволяет проследить историю возникновения и эволюцию правовых норм недропользования в России, а также выявить определенные тенденции в их развитии.
15 – 16 в.в. – жалованные грамоты для добычи полезных ископаемых. Каждому разрешалось искать руды и минералы повсеместно, «на чьей земле не прийдётся».
Петр I
1700 г. – Указ «Об учреждении приказа рудокопных дел» - определил создание горной промышленности.
1719 г. - Указ «Об учреждении Берг- Коллегиума для ведения дел о рудах и минералах». Учреждалась Берг- Коллегия – комиссия по горным делам.
Указ закрепил принципы:
1)Государственная собственность на недра (горная регалия) и любая форма собственности на добытые природные ресурсы.
2) Отделение права собственности на землю и недра (горная свобода)
3) Платность недропользования (1/10 от доли прибыли)
4)Рациональная разработка месторождений и охрана недр.
Анна Иоановна
1739 г – “Берг- регламент” – в качестве недропользователей могут выступать как российские, так и иностранные горнопромышленники. Государственная собственность на недра.
Екатерина II
1782 г. – Манифест провозглашавший отказ от принципа горной регалии (государственной собственности на недра)
Александр I
1806 г. – Начало разработки Горного устава
1832 г. – Первое издание Горного устава (1847 статей). Права и обязанности недропользователей, платежи за пользование недрами, государственный контроль, предоставление льгот, ответственность за нарушение горных законов.
1893 г. - Последняя редакция Горного устава
1917 г. - Декрет «О земле» - национализация земли и всех природных ресурсов (вод, лесов, недр). Отмена законов Российской империи.
- 1. Предмет и метод горного права.
- 2. Недра как юридическое понятие.
- 3. Источники горного права.
- 4.Субъекты гор. Права.
- 5.Соотношение горного права с другими отраслями права.
- 7. История горного права в советский период(1917-1991г.)
- 8. Современный этап развития горного права (1992-2004г.)
- 9.Общие положения права собственности(владение, пользование, распоряжение)
- 10. Право собственности на недра.
- 12. Право собственности на ресурсы недр.
- 13. Право на имущество недропользователя.
- 14 Задачи государственного регулирования отношений
- 15 Виды и сроки пользования недрами
- 16 Регулирование отношений недропользования в акваториальных зонах (территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, международный район морского дна)
- 17 Компетенция рф при регулировании отношений недропользования.
- 18 Компетенция субъектов рф при регулировании отношений недропользования.
- 19 Компетенция органов местного самоуправления при регулировании отношений недропользования.
- 20 Государственный фонд недр
- 21 Система федеральных органов исполнительной власти при регулировании отношений недропользования
- Федеральные службы и агентства
- Правительство рф
- Федеральные министерства, службы, агентства (Подконтрольны Президенту рф)
- Федеральные министерства
- Федеральные службы и агентства
- 24 Полномочия министерства природных ресурсов
- 25 Полномочия федерального агентства по недропользованию
- 26 Полномочия министерства промышленности и энергетики, федерального агентства по энергетике, федеральной службы по надзору и контролю в сфере природопользования.
- I. Общие положения
- II. Полномочия
- I. Общие положения
- II. Полномочия
- 27. Лицензия на право пользования недрами, ее определение и содержание.
- 28. Виды лицензий.
- 29 Основания переоформления лицензии на право пользования недрами
- 30. Правовой статус пользователя недр, его права и обязанности.
- 31. Горный и геологический отвод.
- 32. Основания возникновения права пользования недрами.
- 33. Конкурсы и аукционы.
- 34 Предоставление недр в пользование (на условиях Закона «о недрах» и Федерального закона «о срп»)
- 35 Случаи предоставления недр в пользование без конкурса
- 36 Основания перехода прав пользования недрами
- 37 Основания прекращения прав пользования недрами
- 38 Долгосрочное прекращение, приостановление и ограничение права пользования недрами.
- 39. Система налогов, сборов и платежей при пользовании недрами в условиях общего налогового режима.
- 40. Налог на добычу полезных ископаемых.
- 41. Система платежей при пользовании недрами.
- 49 Соглашение о разделе продукции: его определение, стороны и содержание. Лицензия на право пользования недрами в режиме срп.
- 50. Порядок утверждения участка недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях срп.
- 51. Порядок заключения срп.
- 53. Налогообложение в режиме срп.
- 54. Отличия режима раздела продукции от общего налогового режима.
- 55. Консервация и ликвидация горного предприятия.
- 56. Требования по рациональному использованию и охране недр.
- 57. Требования по безопасному ведению горных работ.
- 58. Контроль и надзор в недропользовании
- 59. Предоставление земельных участков для нужд недропользования.
- 60. Застройка площадей залегания полезных ископаемых
- 61. Виды и особенности ответственности в недропользовании.
- 62. Возмещение причиненного вреда
- 63. Разрешение споров по вопросам недропользования.
- 64. Основные принципы охраны окружающей среды.
- 65. Система экономических методов регулирования негативного воздействия на окружающую среду. Виды негативного воздействия на окружающую среду.
- 66.Экологический мониторинг и экологический контроль.
- 67. Предмет и источники земельного права. Соотношение земельного права с другими отраслями права.
- 69. Виды прав на землю
- 70. Договоры об использовании земельных участков, предоставленных для нужд недропользования.
- 72 Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 73 Общественная экологическая экспертиза