1. Предмет и метод горного права.
Право как юридическая категория является инструментом регулирования определенных видов отношений, возникающих между людьми и их общностями.
Каждому виду отношений соответствует определенная отрасль права, совокупность которых представляет собой систему права.
Различают следующие отрасли права: государственное (конституционное), административное (публичное), гражданское, семейное, трудовое, уголовное, международное, морское, земельное, водное и другие. В качестве самостоятельной отрасли права можно выделить природоресурсное право, подотраслями которого являются земельное, водное, лесное и, в частности, горное право. Эти подотрасли можно рассматривать и как самостоятельные отрасли права.
Любая самостоятельная отрасль права характеризуется присущими именно ей предметом, методом и источниками. При этом предмет, т.е. комплекс подлежащих правовому регулированию отношений, является относительно консервативной категорией. Подтверждением этого является относительная неизменность состава отраслей права. Появление новой отрасли права явление исключительное. Предмет той или иной отрасли права - чаще всего категория интернациональная, чего нельзя сказать о двух других элементах - методе и источниках. Метод и особенно источники существенно различаются и видоизменяются в зависимости от формы государственного устройства, состояния и направленности социально-экономического развития, национальных традиций и ряда других факторов.
Под институтами горного права понимается совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг специфических видов отношений, непосредственно связанных с общим процессом недропользования. Важнейшими институтами горного права являются: институт права собственности на недра и ресурсы недр, институт лицензирования пользования недрами, институт учета и использования информации о недрах и др.
Нормы права – нормы поведения установленные в законе.
Предмет горного права – отношения возникающие в связи с осуществлением всех видов пользования недр с рациональным использованием и охраной на территории РФ и за ее пределами(на континентальнорм шельфе, территориальном море и в исключительной экон-й зоне, а так же в связи с использованием отходов гор-го добывающих производств).
Метод- это способ регулирования отношений.
м. Диспозитивный (м. дозволения, гражданско-правовой) субъекту дается выбор варианта поведения, заявка на получение лицензии, срп только на момент заключения
м. Императивный(запрещающий, административно-правовой, устанавливается гос-ом) контроль и надзор со стороны государства,общелицензионный режим, срп после заключения
- 1. Предмет и метод горного права.
- 2. Недра как юридическое понятие.
- 3. Источники горного права.
- 4.Субъекты гор. Права.
- 5.Соотношение горного права с другими отраслями права.
- 7. История горного права в советский период(1917-1991г.)
- 8. Современный этап развития горного права (1992-2004г.)
- 9.Общие положения права собственности(владение, пользование, распоряжение)
- 10. Право собственности на недра.
- 12. Право собственности на ресурсы недр.
- 13. Право на имущество недропользователя.
- 14 Задачи государственного регулирования отношений
- 15 Виды и сроки пользования недрами
- 16 Регулирование отношений недропользования в акваториальных зонах (территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, международный район морского дна)
- 17 Компетенция рф при регулировании отношений недропользования.
- 18 Компетенция субъектов рф при регулировании отношений недропользования.
- 19 Компетенция органов местного самоуправления при регулировании отношений недропользования.
- 20 Государственный фонд недр
- 21 Система федеральных органов исполнительной власти при регулировании отношений недропользования
- Федеральные службы и агентства
- Правительство рф
- Федеральные министерства, службы, агентства (Подконтрольны Президенту рф)
- Федеральные министерства
- Федеральные службы и агентства
- 24 Полномочия министерства природных ресурсов
- 25 Полномочия федерального агентства по недропользованию
- 26 Полномочия министерства промышленности и энергетики, федерального агентства по энергетике, федеральной службы по надзору и контролю в сфере природопользования.
- I. Общие положения
- II. Полномочия
- I. Общие положения
- II. Полномочия
- 27. Лицензия на право пользования недрами, ее определение и содержание.
- 28. Виды лицензий.
- 29 Основания переоформления лицензии на право пользования недрами
- 30. Правовой статус пользователя недр, его права и обязанности.
- 31. Горный и геологический отвод.
- 32. Основания возникновения права пользования недрами.
- 33. Конкурсы и аукционы.
- 34 Предоставление недр в пользование (на условиях Закона «о недрах» и Федерального закона «о срп»)
- 35 Случаи предоставления недр в пользование без конкурса
- 36 Основания перехода прав пользования недрами
- 37 Основания прекращения прав пользования недрами
- 38 Долгосрочное прекращение, приостановление и ограничение права пользования недрами.
- 39. Система налогов, сборов и платежей при пользовании недрами в условиях общего налогового режима.
- 40. Налог на добычу полезных ископаемых.
- 41. Система платежей при пользовании недрами.
- 49 Соглашение о разделе продукции: его определение, стороны и содержание. Лицензия на право пользования недрами в режиме срп.
- 50. Порядок утверждения участка недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях срп.
- 51. Порядок заключения срп.
- 53. Налогообложение в режиме срп.
- 54. Отличия режима раздела продукции от общего налогового режима.
- 55. Консервация и ликвидация горного предприятия.
- 56. Требования по рациональному использованию и охране недр.
- 57. Требования по безопасному ведению горных работ.
- 58. Контроль и надзор в недропользовании
- 59. Предоставление земельных участков для нужд недропользования.
- 60. Застройка площадей залегания полезных ископаемых
- 61. Виды и особенности ответственности в недропользовании.
- 62. Возмещение причиненного вреда
- 63. Разрешение споров по вопросам недропользования.
- 64. Основные принципы охраны окружающей среды.
- 65. Система экономических методов регулирования негативного воздействия на окружающую среду. Виды негативного воздействия на окружающую среду.
- 66.Экологический мониторинг и экологический контроль.
- 67. Предмет и источники земельного права. Соотношение земельного права с другими отраслями права.
- 69. Виды прав на землю
- 70. Договоры об использовании земельных участков, предоставленных для нужд недропользования.
- 72 Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 73 Общественная экологическая экспертиза