Пр и средства массовой информации
Роль средств массовой информации в системе общественных отношений
Значительную часть ПР-деятельности занимает работа со СМИ. Основной задачей ПР-специалистов является формирование позитивных отношений между организацией и СМИ. Репутация надежного, своевременного источника позволит ПР-отделу создать эффективную двустороннюю информационную связь с журналистами.
Основные принципы работы со СМИ:
1) представление СМИ «одного голоса». Это значит, что все контакты со СМИ должны осуществляться специалистами ПР-службы, отвечающими за представление во внешнюю среду непротиворечивой информации, формирующей целостное представление об организации;
2) сочетание плановости и гибкости, адаптивности к ситуации. Взаимодействие со СМИ осуществляется на основе ежемесячных и перспективных планов, что не исключает их корректировку и подачу внеплановой информации;
3) взаимодействие с представителями СМИ осуществляется как на формальном, так и межличностном уровне, что позволяет установить доверительные отношения. Доверительность отношений специалиста по ПР и журналиста основывается на понимании того, что изданию необходимо обеспечить: определенный объем информации, тематическую направленность, имидж издания, профессиональные стандарты.
Основные средства распространения информации
ПР-специалисты должны хорошо представлять и учитывать особенности различных средств доведения их информации до соответствующей аудитории: по радио она воспринимается только на слух, по телевидению – за счет зрения и слуха, в печатной рекламе – только зрением. Различают и время восприятия, что определяет объем текста.
На решение вопроса о выборе таких средств влияют несколько факторов:
где сосредоточены адресаты ПР-воздействия;
какие СМИ их интересуют (рубрики, программы);
стоимость соответствующих ПР-акций;
действия конкурентов.
Основные направления взаимоотношений со СМИ
Во взаимоотношениях со СМИ можно выделить три основных направления:
1) подготовка и предоставление СМИ информационных материалов (пресс-релиз);
2) организация мероприятий для журналистов: пресс-конференции, брифинги, экскурсии, конкурсы;
3) мониторинг СМИ – анализ и оценка публикуемых сообщений, предоставление аналитических материалов руководству, информации для корректировки стратегии и тактики взаимодействия со СМИ.
Медиа-планирование – искусство грамотно планировать размещение ПР-материалов и рекламы в СМИ.
Исходные данные для медиа-плана ПР-кампании содержатся в медиа-брифе, который составляется ПР-агентсвом совместно с заказчиком на стадии заключения договора. Медиа-бриф аккумулирует следующую информацию: бюджет кампании, сроки проведения, формат ПР или рекламных материалов, региональный охват, СМИ, целевую аудиторию, дату представления медиа-плана.
Главной характеристикой носителя ПР или рекламного материала является рейтинг. Под рейтингом понимают размер аудитории, видевшей или слышавшей конкретно взятую программу, читавшей журнал, газету и тому подобное в заданный промежуток времени по отношению к общему количеству населения.
Организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления со СМИ
Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления нацелены на улучшение жизни населения страны. С помощью СМИ органы власти узнают о проблемах населения, а оно, в свою очередь, получает информацию о деятельности органов власти, касающуюся их жизнедеятельности.
В настоящее время нарастает острота недоверия населения к органам государственной власти и местного самоуправления. Это недоверие определялось (и продолжает определяться) не только экономическими, социальными, политическими факторами, но и закрытостью органов власти, нежеланием или неумением своевременно и точно информировать население о своей деятельности.
Основными задачами взаимодействия органов власти и СМИ являются:
1. повышение доверия горожан к власти, т.е. формирование положительного имиджа администрации и ее деятельности, направленной на устойчивое развитие города;
2. донесение до населения официальной информации, разъяснение и продвижение политики администрации;
3. формирование общественного мнения путем создания программ, рубрик, передач, отражающих мнение администрации.
На ряду с реализаций этих задач должно осуществляться:
мониторинг СМИ: анализ выпускаемых материалов;
изучение мнения населения;
обеспечение надежной и независимой информацией об оценке деятельности администрации, о настроениях горожан;
отслеживание и анализ изменений в социально-экономической, политической и социокультурной сферах общества, прогнозирование на долгосрочную перспективу предпочтений граждан.
Соблюдение этих условий и разработанный механизм взаимодействия с населением через СМИ позволит обеспечить реализацию стратегической задачи муниципалитета – развитие человеческого потенциала (образование и здоровье). Это должно привести в итоге к реальному и устойчивому развитию города.
Теперь рассмотрим нормативную базу взаимодействия органов власти со СМИ.
Конституция РФ, Ст. 29: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Закон РФ "О средствах массовой информации".
Ст.1: В РФ поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации.
Ст. 39: Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс– служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Ст. 40: Отказ в предоставлении информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны: причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну; должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации; дата принятия решения об отказе.
Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок.
Ст. 47 Журналист имеет право:
искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс–службы;
быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
получать доступ к документам и материалам,
копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы;
производить записи, в том числе с использованием средств аудио–и видеотехники, кино– и фотосъемки,
посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение;
присутствовать на митингах и демонстрациях;
проверять достоверность сообщаемой ему информации.
Ст. 48: Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.
Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.
Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации".
Ст. 12: Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Ст. 13: Отказ в доступе к информационным ресурсам по вопросам деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций может быть обжалован в суд.
Закон РФ "О государственной тайне".
Ст. 15: Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.
Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд.
Федеральный Закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
Ст. 4: Журналисты имеют право ознакомиться с записями официальных мероприятий с участием Президента РФ, заседаний Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и его Президиума и снять копии с них, кроме записей закрытых мероприятий.
- Предмет, структура, основные функции общественных отношений (пр)
- Особенности связей с общественностью в политике и государственном управлении
- Информационные процессы в обществе и управление
- Пр в политике
- Паблик рилейшнз в бизнесе
- Пр и средства массовой информации
- Общественное мнение как структурный элемент пр
- Pr в органах государственной власти
- I. Организация деятельности pr-служб в органах государственной власти и управления
- 15 Августа 2001 года Президент образовал Комиссию по вопросам реформирования государственной службы. Председателем комиссии назначен премьер-министр м. Касьянов.