logo
госы пиар готовые Скобочкина

Информационные процессы в обществе и управление

Сегодня на обычного человека обрушивается огромное количество информации. Издаются новые книги, печатаются тысячи газет и журналов, работают сотни радиостанций, множество телеканалов, развиваются компьютерные информационные сети. И каждое из этих средств стремится привлечь к себе внимание аудитории

Информацией является различение между тем, что могло бы быть и тем, что происходит или сообщается. Информация является событием, которое, актуализируясь, теряет характер информации и можно возвращаться лишь к смыслу информации.

В науке управления под информацией понимается совокупность сведений об объекте управления, явлений внешней среды и их параметрах, свойствах на определённый момент времени.

В литературе различают понятия «данные» и «информация».

Данные означают первичные сведения, получаемые методом прямого наблюдения за событиями в объекте управления или процессе, фиксируемые в виде чисел, символов, знаков и слов. Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных. Другими словами, понятия «данные» и «информация» являются близкими по содержанию, но не тождественны. Данные представляют собой сигналы, из которых извлекается информация.

Трудно переоценить роль информации в управлении. Она является предметом управленческого труда, средством обоснования управленческих решений. В этом смысле информация выступает основополагающей базой процесса управления.

Для органов государственного и муниципального управления главным источником информации является Конституция и законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации, законы и нормативные акты органов представительной (законодательной) власти субъектов Российской Федерации, а также акты центральных (федеральных) органов государственного управления, издаваемых в пределах их компетентности.

Указанные документы составляют организационно-правовую базу деятельности органов государственного и муниципального управления, и в тоже время многоканальный источник информации.

Другим источником информации являются приказы, отчёты, справки органов государственного и муниципального управления общей компетенции, которые следят за выполнением органами управления отраслевой и межотраслевой компетенции, возложенных на них задач и функций, принятых планов и программ социально-экономического развития территориальных образований.

Большое значение для повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления имеет внутренняя информация. К ней относятся протоколы заседаний коллегий органов управления; справки о ходе выполнения актов вышестоящих органов государственного управления, собственных актов, поручений руководства, о ходе рассмотрения и разрешения обращений граждан и т.д.

Важным источником внешней информации для органов государственного и муниципального управления являются письменные и личные обращения граждан в органы управления. На основе обобщения обращений граждан в органы государственного и муниципального управления, критических выступлений в средствах массовой информации органы государственного и муниципального управления принимают нормативные акты.

Движение информации в органах государственного и муниципального управления осуществляется в трёх информационных потоках: общем делопроизводстве, телефонно-телексом, электронно-вычислительном.

Делопроизводственный поток пока ещё является преобладающим, господствующим в информационном обеспечении деятельности органов государственного и муниципального управления. Телефонно-телексный и электронно-вычислительный потоки закладывают основы для перехода в будущем на безбумажную информатику, при которой использование документов на бумажном носителе будет сведено к минимуму.

Главным источником информации в государственном и муниципальном управлении являются документы, зафиксированные на определённом носителе. Основным носителем документов пока ещё остаётся бумага. Поэтому основным информационным потоком является общее делопроизводство.

Процесс движения документов в потоке общего делопроизводства включает деятельность по созданию документов (документированию), обработку информации, содержащейся в документах и организацию работы с документами, означающую создание условий, обеспечивающих поиск и хранение документов.

Движение документов в органе управления с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления адресату представляет собой документооборот. Рациональная организация документооборота обеспечивает оперативное прохождение документов.

Документооборот разделяется на входящие, исходящие и внутренние потоки документов в органе управления.

Примером входящей информации, с которой работают ПР-службы, являются материалы СМИ и различных информационных агентств, сообщения общественности, литература по специальности, нормативные акты, слухи.

Пример исходящей информации: обзор прессы, материалы для прессы – пресс-релизы, обращения, интервью, опровержения, аналитические материалы для руководства, ответы на обращения общественности.

Ко внутренней информации можно отнести базы данных по всем СМИ, по VIP-персонам и знаменитостям, технологии и программы ПР-деятельности, внутренние документы отдела (приказы, инструкции, планы).

Для получения и передачи внешней информации широко используются телефонные средства связи, которые позволяют не только на слух получить устную информацию от внутреннего или внешнего абонента, но и при необходимости записать её на диктофонное устройство.

В последние годы получили широкое развитие документационные, печатающие устройства, подключаемые к телефонным каналам связи (телефаксы) которые позволяют передавать копии документов.

Получает также всё большее развитие электронно-вычислительные потоки информации на основе использования персональных компьютеров. Их объединение в локальные вычислительные сети позволит руководителям и специалистам органов государственного и муниципального управления использовать информацию по различным вопросам, хранящуюся в персональных компьютерах, установленных в структурных подразделениях и у должностных лиц. Однако наибольший эффект может быть получен при создании централизованных вычислительных сетей, объединяющие локальные вычислительные сети органа государственного и муниципального управления в единую вычислительную систему. Такой подхода к формированию информационных систем – органов государственного и муниципального управления позволит сократить до минимума количество документов на бумажных носителях информации и практически перейти к безбумажной информатике в государственном и муниципальном управлении.

Каналами распространения информации являются встречи с общественностью, образовательные семинары, экскурсии, адресная рассылка, выставки, Интернет и, конечно же, СМИ.

Для того, чтобы информация, передаваемая по любому информационному каналу, стала сообщением и не была искажена, этим процессом необходимо управлять.

Этапы управления информацией.

Формирование информационного потока. Потребителю выдается максимальный объем информации через СМИ всеми средствами и по любому поводу. Главное – чтобы ее заметили и об организации узнали.

Сегментирование информационного потока. Создание ограниченно целевых информационных потоков представляет собой сознательную работу с информацией с учетом определенных правил, включающих:

умолчание (неблагоприятные факты не афишируются);

перестановка (наиболее важные позиции выносятся вперед);

привлечение авторитетного посредника (используется источник, авторитетный для определенной целевой группы);

подгонка результатов опросов и рейтингов (для получения выгодной картины);

подбор цитат, удовлетворяющих критериям заинтересованных сторон;

эмоциональное наполнение субъективного характера;

монтаж (выбор нужного).

Суть такой деятельности – незаметный для внешних наблюдателей переход от большого объема информации к фрагментам, нацеленным на повышение привлекательности проектов, продуктов, организаций или людей.

Формирование информационного партнерства. С целью формирования информационного партнерства организации следует изучить потребности потенциальных партнеров (редакторов, журналистов), установить с ними контакты, создать атмосферу взаимного доверия, открытости, честности. Такое сотрудничество должно быть выгодно для обеих заинтересованных сторон.

Коммуникация – специфическая культурная форма общения, обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при которых информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

Коммуникация – это передача и получение информации.

Деятельность по связям с общественностью строится на коммуникативной деятельности со средствами массовой информации, клиентами, общественностью, органами государственной власти. Назначение коммуникаций – оказывать информационное воздействие посредством передачи информации в информационное пространство, организация ее получения, формирование вторично информации и вторичных коммуникативных процессов для достижения корпоративных идей.

Коммуникационные процессы, происходящие в обществе, могут быть объединены категорией «социальная коммуникация». Под социальной коммуникацией понимается процесс социального общения в широком смысле, весь комплекс взаимоотношения людей в обществе.

Учитывая уровень или контекст, в котором коммуникация осуществляется, выделяют два вида коммуникации: межличностную (групповую) и массовую.

Межличностная коммуникация – это процесс, состоящий в передаче социальной информации, фиксируемой в знаках и предполагающей понимание людьми друг друга, это процесс одновременного взаимодействия коммуникаторов и их воздействия друг на друга.

О групповой коммуникации говорят, когда общаются от 3 до 30 человек.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации посредством специальных средств.

Организация коммуникаций в ПР-деятельности должна быть такой, чтобы обеспечит из эффективность. Иными словами, эффективность коммуникаций заключается в 100%-ном попадании информации к необходимому получателю, а также в обеспечении ее 100%-го понимания и 100%-ной запоминаемости. Но это в идеале. На практике же для организации коммуникаций необходимо, чтобы каналы передачи (СМИ) и технические средства были достаточными, а материал был понятным и легко запоминаемым.

За свою историю наука о коммуникациях пополнилась многими трудами известных ученых о закономерностях распространения информации в человеческой среде. Мы рассмотрим некоторые модели, значимые для практики ПР: модель «лидеры мнений», диффузная теория и теория изменения мнений.

Модели коммуникаций

Модель «Лидеры мнений».

Исследования показали, что люди не меняют своих представлений сразу же после получения сообщения, но почему-то меняют их несколько недель спустя. Как оказалось, эти изменения происходят после обсуждения сообщения с теми, кого называют лидерами мнений. У них более высокий социальный статус, они более информированы. При работе с населением необходимо ориентироваться на лидеров мнений, которые могут убедить остальных. Для разного тематического содержания сообщений характерны свои лидеры мнений.

Лидерами мнений становятся не только представители культурной элиты, но и ученые, профессионалы, общественные деятели, спортсмены. Особенно это заметно в политической и рекламной практике России последних десяти лет. То есть кредит доверия, репутация, приобретенные в одной сфере лидеров мнений, могут быть конвертированы в другую: популярный актер может рекомендовать определенный вид дорогого виски, ученый – новый бритвенный прибор и т.д.

Для выявления лидеров мнений необходимо знать их характеристики:

1. гораздо больший интерес к СМИ, чем у обычных людей;

2. использование большего числа источников информации, особенно в той области, где они и признаны как лидеры;

3. принадлежность к тому же или более высокому социо-экономическому классу, что и те, на кого они воздействуют;

4. возрастное совпадение между теми, кто воздействует и на кого воздействует.

Однако знание характеристик еще не дает нам способ определения конкретного объекта. Для этого используются следующие методы определения лидеров мнений:

метод самоопределения, когда людей спрашивают, как часто они сами влияют на других людей. Однако этот метод в сильной степени зависит от того, на сколько респондент в состоянии реально оценить свое личное влияние;

социометрический метод, когда в группе опрашивают всех, пытаясь установить, к кому чаще обращаются за советом;

метод ключевых информаторов, когда опрашиваются тщательно отобранные информанты для определения самых влиятельных людей в группе. Здесь сложностью является достоверность этих информантов;

объективный метод, когда исследователь сам «помещает» людей в качестве лидеров мнения и затем измеряет результат их воздействия. Это позволяет оценить возможности человека по воздействию на другого.

Диффузная теория.

В 1930-х годах Эверет Роджерс обосновал диффузную теорию распространения идей, в рамках которой говорится о существовании следующих пяти ролей, характерных для коммуникативной передачи:

сознающий – человек, открывающий для себя идею;

интересующийся – человек, который старается получить как можно больше информации о ней;

пытающийся – человек, который старается проверить идею на других;

оценивающий – человек, проверяющий, соответствует ли идея его интересам;

усвоивший – человек, который интегрирует идею в свое собственное мнение.

Позднее Э. Роджерс предложил разделение всей аудитории на пять типов: инноваторы (их около 2-3% всей аудитории), ранние усвоившие (13-14%, среди них большинство лидеров мнений), раннее большинство (34%), позднее большинство (34%), поздние усвоившие (16%).

Значимый для ПР-деятельности вывод следующий: для того, чтобы идея «прижилась», следует убедить критическую массу – 5% от всей аудитории. А когда 20% населения принимают какую-нибудь идею, ее уже невозможно остановить.

Изменение мнений.

Исследования влияния средств массовой коммуникации в период избирательных кампаний, проведенных П. Лазарсфельдом в период президентских кампаний 1940-1948 годов в США, показали, что:

53% избирателей сохранили и даже утвердились в своем мнении в результате проведенной кампании;

26% сместились из нейтральной позиции в поддержку одной из сторон;

лишь 5% переключились с одного кандидата на другого.

В качестве объяснения такого положения вещей приводятся два феномена. Феномен избирательного восприятия, когда сторонники того или иного направления (кандидата) реально берут из потока масс-медиа только мнения, подтверждающие их точку зрения.

Феномен избирательного запоминания. Индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям. То есть человек защищается от кардинального изменения своей картины мира, которое несет ему противоречащая информация.

Теория коммуникаций.

Теория коммуникаций – базисная для ПР наука. Теория коммуникации выработала широкий взгляд на процесс общения, в котором задействовано 10 различных кодов.

1. Контакт – коммуникации прикосновением. Например, пожатие руки. Люди часто фиксируют, насколько активно с ними здороваются.

2. Проксемика – коммуникация, которая выражается в расстоянии, на которое мы удалены от кого-либо. При этом выделяются общественная, личная и интимные зоны. По законам проксемики мы стараемся не садиться поблизости от начальства. Студенты занимают самые дальние позиции по отношению к преподавателю в аудитории.

3. Ориентация – угол, под которым мы располагаемся по отношению к объекту общения, также несет информацию. Например, зрители оценивают как более достоверную речь говорящего, показываемого не анфас, а под углом, поскольку это позиция не комментатора, а свидетеля события, как его обычно показывает телевидение.

4. Внешность – это характеристика, которая включает в себя неизменные (рост, вес) и изменяемые параметры (прическа). Те или иные социальные группы моделируют свой протест именно в этом срезе, например, панки.

5. Кивки головой выражают элементы управления беседой: желание говорить, передача слова другому.

6. Выражение лица – коммуникации глазами, мимикой, уголками рта. Плохо смотрятся по телевизору лидеры с безжизненной маской на лице, по которой ничего нельзя прочесть.

7. Кинесика. Жесты всегда помогают оратору увлечь свою аудиторию. Жесты лидеров могут выражать спокойствие, агрессивность, поэтому их пытаются «считывать» специалисты.

8. Поза. Может передавать дружелюбие или агрессивность. Даже когда люди ссорятся вербально, они занимают позу недружелюбного поведения.

9. Коммуникация глазами. Лидеров учат смотреть на переносицу интервьюера, что создает ощущение искренности.

10. Невербальные компоненты речи – тон, тембр, интонация. Невербальные компоненты речи могут передавать фальшь.

Мы хорошо владеем вербальным языком, но слабо – вышеперечисленными кодами, поэтому специалисты по ПР учат лидеров, к примеру, не передавать своего волнения жестами и мимикой. Нервозность человека могут передавать движения рук и ног.

Управление системой коммуникаций ПР-субъекта предполагает знание моделей коммуникационного процесса. Разнообразие моделей очень велико.

Но каждая из этих моделей содержит обязательные компоненты, которые были представлены в модели «коммуникативного акта», разработанной в 1948 году американским политологом Гарольдом Лассвелом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс:

КТО сообщает – ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ.

КТО – коммуникатор, адресант, лицо, посылающее сообщение.

КОМУ – адресат, лицо, которому направлено сообщение.

ЧТО сообщается – содержание коммуникативного акта, анализ содержания.

КАНАЛ связи – среда, обеспечивающая связь адресанта с его адресатом. Каналом может быть непосредственно голос или средства передачи информации.

ЭФФЕКТ – результат, то, что достигнуто в итоге общения.

Формула Лассвелла считается классической, ее можно встретить во всех учебниках по теории коммуникации, массовой коммуникации, социальной психологии, социологии и политологии.

Но эта модель, как и многие другие, не учитывает роль обратной связи, понятия, центрального для ПР.

Модель коммуникации американского теоретика коммуникации Уилбура Шрамма предусматривает модель двустороннего процесса связи, когда и отправитель, и получатель информации действуют в пределах свойственных им рамок соотнесенности, взаимоотношений, сложившихся между ними, и окружающей их социальной ситуации. Такую модель процесса коммуникации специалисты изображают в виде схемы:

Модель двусторонней коммуникации Уилбура Шрама.

Как видим, коммуникация – это двусторонний процесс обмена сообщениями, базирующийся на общепризнанных понятиях и обусловленный как содержанием взаимоотношений коммуникаторов А и Б, так и социальным окружением.

В предложенной модели коммуникации особое значение имеют два элемента: 1) стадия кодирования (сообщение, подготовленное коммуникатором А должно быть переведено на определенный язык и отправлено тому, кто принимает сообщение – коммуникатору Б). 2) стадия раскодирования – расшифровка сообщения, интерпретация.

Процесс коммуникации и его элементы.

Отправитель (источник) сообщения - это центральный субъект, инициирующий коммуникативный процесс. Источником сообщения может быть политик, выступающий с речью, партийная организация, устраивающая конференцию и т.д.

У отправителя сообщения обычно заранее складывается представление о том, как его информация должна быть воспринята. Однако, несмотря на это, нет гарантии, что получатель информации поймет отправителя именно так. В большинстве случаев оратор имеет относительно ограниченные возможности повлиять на интерпретацию своего сообщения. И поймет ли его аудитория, поверит ли ему, зависит от многих факторов.

Наиболее важными среди них являются качественные характеристики источника сообщения: его статус, надежность, квалификация. Осведомленность аудитории о статусе, надежности и общепризнанной квалификации оратора оказывает влияние как на первое восприятие ценности информации, весомость сообщения, доверия к нему, так и на длительность воздействия на аудиторию. Обобщая сказанное, можно в определенной степени утверждать, что больший вес имеют люди, а не слова.

Другим важным фактором, влияющим на процесс коммуникации, силу воздействия сообщения оратора, выступают общая ситуация, тема сообщения и время его обнародования.

И, наконец, еще одним очень важным фактором эффективности коммуникации, является фактор кодирования сообщения.

Кодирование. Дело в том, что изначальный замысел оратора, идею, которую он хочет донести до аудитории, нужно перевести на язык коммуникации, то есть язык, понятный конкретной аудитории.

Сообщение. После того, как кодировщики осмыслили идею отправителя и перевели ее на язык, понятный получателю, эту идею нужно передать в форме сообщения. Сообщение можно сделать с помощью различных средств коммуникации: выступления, газеты, пресс-релиза, пресс-конференции, радиорепортажа, телевыступления, личной встречи. Правда, специалисты продолжают спорить о том, что такое сообщение. Существует три основных точки зрения.

1. Сообщение – это содержание информации. То есть то, что сообщается и есть сообщение. Основное тут то, что составляет смысл статьи, выступления и т.д.

2. Сообщение – это среда. Главное – это, где и каким образом осуществляется коммуникация, какие средства для этого используются. Подобные утверждения опираются на тот факт, что с наступлением эпохи телеполитики, люди, следящие за ходом событий по телевидению, способны легко ухватить суть дела, особо не углубляясь в содержание выступлений, аргументаций и т.д. Доказательством тому может служить популярность политических лидеров, являющихся мастерами телеимпровизаций, умеющих использовать телеэффекты для того, чтобы произвести нужное впечатление на аудиторию, укрепить свою популярность.

3. Сообщение – это личность. Сторонники такого подхода считают, что ключевым моментом сообщения является сам выступающий. Мастерами убеждать являются харизматические лидеры. Их призывы оказываются весомее, чем то, что они лично думают как политики. Слова, выражение глаз, манера поведения, находчивость, само присутствие любимого лидера – все это вместе и есть сообщение, влияющее на аудиторию.

Декодирование. Переданное сообщение должно быть раскодировано, прежде чем получатель приступит к практическим действиям. Приступая к работе, декодировщик должен полностью понять смысл сообщения.

То, как получатель расшифрует сообщение, в значительной степени зависит от личного восприятия человека. Всегда следует помнить, что каждому человеку свойственна предвзятость. Это объясняется действием многих факторов: стереотипов, символов, семантики, давления группы, к которой относится индивид, и СМИ.

Стереотипы. Это устойчивые, эмоционально окрашенные, упрощенные модели определенной объективной реальности, вызывающие у человека симпатии или антипатии к явлениям, ассоциирующимся с конкретным стереотипом. Например, такие образы-понятия, как элита, бизнесмен, новый русский, олигарх и т.д. вызывают у людей определенные чувства.

Символы. Расположенные в определенном порядке, символы могут выступать эффективными элементами убеждения. Примеры: красная звезда, свастика и т.д.

Семантика. Слова, понятия, ярлыки. В политической деятельности для эффективного воздействия на людей нужно уметь использовать точные слова и понятия. Это сложно, поскольку нередко одни и те же слова разными людьми воспринимаются по-разному. Например, патриот – националист.

Давление группы. Группа, к которой принадлежит человек, часто влияет на принятие им решений.

СМИ. На процесс принятия решений часто воздействуют и СМИ. Они нередко затрагивают самые болезненные жизненные проблемы, привлекая к ним внимание общественности, формируя общественное мнение и линию поведения отдельных групп населения. Доказано на практике, что люди воспринимают окружающую среду, основываясь на прочитанном, услышанном, увиденном по ТВ, не углубляясь в проблему и не проверяя факты.

Наконец, говоря о факторах, способных выработать у людей предвзятое отношение к информации, необходимо помнить о барьерах на пути коммуникации. Некоторые из них: искусственная (политическая) цензура; ограниченность времени на вопросы общественных отношений; искажение содержания реальных событий вследствие необходимости сжато информировать о них; неточности, возникающие при попытке простыми словами изложить сложные проблемы.

Получатель (адресат) сообщения. Процесс коммуникации не состоится до тех пор, пока кто-нибудь на противоположном конце цепочки не услышит или не поймет того, о чем говорит отправитель. Даже если получатели поняли переданное сообщение, нет гарантий, что ответной реакцией явится именно то действие, которое от них ждал отправитель. В действительности сообщение может привести к нескольким различным последствиям:

1) изменить установки, то есть общую ориентацию человека на определенный социальный объект. Но смена установок – сложный процесс;

2) кристаллизовать установки. Часто послание может повлиять на такое поведение аудитории, к которому она внутренне была готова, не доставало лишь толчка извне;

3) вызвать сомнения. Переданное сообщение способно вынудить получателей изменить свою точку зрения. Убедительное сообщение может поставить под сомнение мнение людей по какой-либо проблеме;

4) не вызывать никаких последствий. Нередко коммуникация заканчивается ничем.

Для процесса коммуникации особое значение имеет обратная связь. Коммуникатор должен знать реакцию адресата, чтобы убедиться, что его информация дошла, выяснить, какое она оказала влияние, и в случае необходимости, изменить дальнейшую коммуникацию.

Критерием эффективности коммуникации могут служить, например, количество телефонных звонков, писем, после распространения сообщения, количество голосов, отданных избирателями политику на выборах.

В некоторых случаях, если получатели сообщения не приступают к практическим действиям, они могут понять и передать сообщение другим людям. Такая передача полученных сообщений от одного к другому образует двухступенчатый поток: вертикальный – от некоего источника к адресату и горизонтальный – межличностные контакты.

Содержание взаимоотношений. Коммуникация осуществляется при наличии определенных личностных отношений, сложившихся между коммуникаторами. Характер этих отношений может быть разным: близкие – между друзьями, интимные – между супругами, формальные – между коллегами, конфликтные – между политическими конкурентами, враждебные – между противниками.

По мнению ученых, коммуникативные взаимоотношения строятся на четырех основных принципах: 1) эмоциональных чувствах, холодных расчетах и формализме; 2) интимности и схожести; 3) непосредственности и симпатии; 4) доминировании – подчиненности. Все это влияет на процесс коммуникации.

Социальное окружение. Коммуникация влияет на социальное окружение и испытывает его воздействие. Для достижения желаемого результата процесс коммуникации должен осуществляться по определенным общесогласованным правилам. Например, для принятия группового решения следует придерживаться таких четырех условий: 1) точно оценить состояние обсуждаемой проблемы; 2) совместно и полностью выяснить цель и выработать критерии оценки приближения к ней; 3) уточнить, какими могут быть позитивные последствия принимаемых решений; 4) уточнить, какие отрицательные последствия возможны вследствие принятия решения. Другими словами, осуществляя процесс коммуникации, мы постоянно обращаемся к социальному опыту, социальным нормам и ценностям человеческого общества.

Итак, проанализированные составные части коммуникативной модели просты, строятся на здравом смысле и всегда остаются устойчивыми, какие бы новые технические средства информации мы не использовали.

В действительности ПР-агентства используют разные модели коммуникации в зависимости от стоящих перед ними задач, а также в зависимости от умений ПР-менеджера и выбора руководства.

Политическая коммуникация

Политической коммуникацию делают принадлежность ее источника, содержания или объекта к сфере политики, передача послания, значимого для функционирования политической системы. Политическая коммуникация – необходимое условие существования любого политического института, ибо она неразрывно связана с формированием символического представления о власти, борьбой за обладание ею, осуществлением властных функций.

Политическая коммуникация - это создание, отправление, получение и обработка сообщений, оказывающих существенное воздействие на политику. Данное воздействие может быть как прямым, так и косвенным, его результаты могут проявляться как незамедлительно, так и по прошествии времени. О прямом, или непосредственном воздействии можно говорить применительно к таким видам политической деятельности, как призыв к участию в выборах, обращение за поддержкой того или иного политического курса, предложение одобрить и принять или, напротив, требование отклонить какой-либо законопроект. Косвенное воздействие сообщений проявляется в том, что они могут использоваться для создания неких «идеальных моделей», «образов» действительности и стереотипов, которые оказывают влияние на политическое сознание и действия политических элит и массовой общественности. Создателями и отправителями сообщений могут быть политики, журналисты, представители групп интересов или отдельные индивиды, которые вовсе не имеют отношения ни к каким организациям – в данном отношении их принадлежность к какой-либо конкретной социальной общности или институту не имеет определяющего значения. То же самое можно сказать и применительно к получателям сообщений. Принципиально важным же моментом здесь является то, что сообщение производит существенный политический эффект, воздействуя на сознание, убеждения и поведение индивидов, общностей, институтов, а также на среду, в которой они существуют.

Существует также понятие «политически значимая информация». Его объем охватывает содержание всей совокупности сообщений, которые изменяют состояние политических акторов в процессе их общественно-практической деятельности, направленной на завоевание, удержание или использование власти. В зависимости от конкретной ситуации далеко не всякая политическая информация становится значимой для конкретного актора: так, например, сообщение о государственном перевороте в какой-либо из стран «третьего мира», по-видимому, не окажет никакого влияния на расстановку политических сил в ходе избирательных кампаний по выборам региональных представительных органов власти в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, политическая коммуникация выступает как смысловой аспект взаимодействия субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса.

Распространение политически значимой информации может осуществляться разными способами, по различным каналам. Исходя из характеристики источника информационного воздействия, определяют четыре основных канала политической коммуникации: официальный, который регулирует движение информационных потоков от политических организаций, учреждений, при этом распространяемая информация носит институционализированный характер, она фиксирует принятие политических решений, доведение их содержания до сведения граждан; персональный, предназначенный для передачи политической информации конкретными участниками политических событий, лидерами политических организаций и государственных органов и предполагающему выражение последними их собственного мнения, своей позиции, индивидуальных качеств (выступления политика перед аудиторией, в печати, на радио и телевидении, личные контакты с людьми); опосредованный, когда информация исходит не от собственно политических структур или политических и государственных деятелей, а от посредников, которыми могут быть СМИ, научно-исследовательские и социологические центры, иные свидетели и интерпретаторы политических событий; и анонимный, то есть лишенный достоверно известного источника информации, основанной на слухах, которые нередко распространяются в печати и других СМИ.

В зависимости от способов распространения сообщений различают два взаимодополняющих вида политической коммуникации: естественную и технически опосредованную. Естественная коммуникация характеризуется прямой связью между коммуникаторами и наличием «живого» текста, который может подвергаться изменениям в зависимости от моментальной реакции относительно небольшой по размеру аудитории; технически опосредованная – наличием материально закрепленного текста, отсутствием прямой связи между коммуникаторами и наличием численно больших рассредоточенных аудиторий.

В целом политическая коммуникация охватывает следующие виды деятельности:

1) коммуникационные усилия по формированию, развитию и мобилизации политических партий и движений;

2) коммуникацию во всех компаниях, организуемых для получения политической поддержки в пользу какой-либо партии, достижения цели, проведения конкретной правительственной политики или поддержки правительства в целом и проводимых посредством воздействия на общественное мнение и поведение граждан;

3) многообразные процессы, в ходе которых осуществляется выражение, измерение, распространение общественного мнения, а также и управление им;

4) информирование общественности, разъяснение ей сути проводимой политики;

5) неформальную политическую социализацию, формирование и развитие политического сознания.

Первым политическую систему как специфическую коммуникативную систему представил К. Дойч в книге «Нервы управления. Модель политической коммуникации и управления». Дойч уподобил политическую систему кибернетической.

Кибернетика – это теория информации, саморегулирующихся машин, компьютеров и физиологии нервной системы. Главная концепция – машина, воспринимающая импульсы, учится, то есть автоматически приспосабливается к получению обратных сигналов о собственной работе.

Дойч представил политику и правительство как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей.

Политическая система отождествляется им с прибором, который наводит снаряд на цель. Управление заключается в пилотировании, зависящем от информации о положении цели: какое расстояние осталось преодолеть, результаты предыдущих действий, опыт прошлых ошибок.

Схема Дойча проста: правительство есть система принятия решений на основе разнообразных потоков информации.

Сообщения, исходящие от внутренней или внешней среды, принимаются рецепторами (датчиками), то есть многочисленными принимающими блоками. Рецепторы выполняют несколько функций: кодируют, отбирают информацию, обрабатывают данные. Затем информация поступает в блок «Память и ценности», где она обрабатывается и служит базой действий блока ЦПР (центр принятия решений). Наконец, центр принятия решений готовит решения, отдает распоряжения блокам исполнителям – «эффекторам».

Эта схема имеет обратную связь. Рецепторы получают сообщения не только от внешней среды, но и от эффекторов, которые информируют их о результатах выполнения решений и о состоянии самой системы. Эта информация обрабатывается и вновь поступает в блок ЦПР.

Модель политической коммуникации К. Дойча.

Выделяют следующие каналы политической коммуникации: СМИ, общественно-политические организации, неформальные контакты, особые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумы), ПР-коммуникации, политическая реклама, политический маркетинг