Паблик рилейшнз в бизнесе
Ситуация, сложившаяся на российском рынке ПР, позволяет условно разделить функционирующие на нем фирмы на две группы: специализирующиеся на политическом ПР и коммерческом. Третье направление - государственные ПР - в нашей стране практически не развито.
По оценкам аналитических центров в ближайшее 3-4 года ожидается увеличение количества предложений по ПР - поддержке экономической деятельности государства. Правительственным структурам нужны информационные кампании по пропаганде принимаемых решений.
Тенденция ближайшего будущего - повышение активности государства, приобретение им статуса основного заказчика ПР - услуг.
Россия обладает мощным промышленным потенциалом, эффективность использования которого возросла с развитием крупных отечественных корпораций. Но обладая сопоставимыми с мировыми корпоративными гигантами финансовыми и технологическими ресурсами, отечественный бизнес проигрывает им в нематериальных активах, важными составляющими которых являются корпоративный имидж и репутация.
Задача формирования позитивного имиджа российского бизнеса является актуальной и внутри страны, поскольку доверие к бизнесу со стороны государства и населения способствует укреплению экономики России.
Это особенно актуально в последнее время в связи с арестом и эмиграцией крупных предпринимателей и топ-менеджеров. Теперь требуется выработка консолидированной информационной политики по выходу из кризисной ситуации. Такая политика может быть успешна при взаимодействии всех участников информационного пространства: крупных акционеров и топ-менеджеров ведущих российских компаний; представителей государственных органов власти; СМИ.
Итак, возникает задача формирования корпоративного имиджа предприятия и достижения его единого понимания и представления в каждой из нижеперечисленных аудиторий. Сюда же относится и формирование имиджа первых лиц, которым общество должно верить. Исполнителем этих задач становится служба ПР, которая постоянно формирует и выдает информацию для следующих целевых аудиторий:
обществу в целом (через СМИ);
акционерам компании, инвесторам, банкам, агентам ценных бумаг и финансовых аналитиков;
клиентам и дистрибьюторам продукции;
сотрудникам предприятия, работающим недавно;
государственной администрации.
Типичные цели ПР во многом совпадают с целями бизнеса. Вот как видит эти цели Френк Джефкинс, и все они интересны именно для бизнеса:
изменение имиджа организации в связи с ее новыми видами деятельности;
улучшение качества людей, ищущих работы в компании;
рассказ о малоизвестных фактах из жизни компании и завоевание доверия для будущего развития;
делание компании известной на новых рынках сбыта;
подготовка рынка к новому выпуску акций, приватизации, национализации компании;
улучшение общественных отношений после публичной критики, основанной на непонимании целей компании;
информирование пользователей и клиентов о новом продукте;
восстановление положительного отношения к компании после кризиса, продемонстрировавшего определенную неэффективность компании;
усиление компании в аспекте риска и покупки ее со стороны;
установление нового имиджа корпоративной идентичности;
делание известным участие в общественной жизни первых лиц компании;
поддержка спонсорских начинаний;
информирование политиков о деятельности компании;
информирование об исследовательской деятельности компании.
Реализация ПР в различных сферах
Отношения с общественностью имеют различные оттенки, которые зависят от сферы деятельности организации.
В области промышленности связи с общественностью должны способствовать повышению интереса к отечественным товарам, однако эта задача еще не решена.
Деятельность предприятий промышленности затрагивает интересы большого круга людей в связи с активным использованием природных ресурсов, неблагоприятной экологической обстановкой в большинстве регионов страны. Предприятия должны учитывать интересы акционеров, местных жителей, поставщиков и покупателей, местных органов власти, сотрудников предприятий и их семей. ПР-политика для промышленного предприятия включает внутреннюю оценку своего поведения с целью улучшения имиджа. Внешнюю деятельность следует направить на информирование общественности предприятия и его достижениях.
Задача связей с общественностью для организаций, работающих в инвестиционной сфере, заключается в преодолении недоверия большинства групп общественности к этой сфере деятельности.
Основой эффективной деятельности в финансово-банковской сфере является преподнесение ее как стабильной и надежной. Имиджевое позиционирование и продвижение играют здесь особую роль. Для банка очень важно выделиться среди конкурентов, объяснить общественности, чем же он отличается от других. Восстановлению доверия к банковской сфере способствует полная, достоверная и открытая информация. Но сведения, передаваемые СМИ и общественности, должны основываться на анализе отношений с вкладчиками, финансовыми аналитиками, правительственными чиновниками и законодателями. Очевидно, что и в этой сфере использование инструментов ПР необходимо.
Формируя репутацию, следует обратить внимание на три основных фактора. Первый – качество услуги, поведение персонала и уровень обслуживания клиентов. Второй – определение миссии компании, вычленение социально значимой идеи, положенной в основу ее деятельности. Третий – оценка компании в СМИ, отношение к ней лидеров общественного мнения и государственных структур. И важнейшая задача корпоративного ПР – заставить «работать» на компанию весь комплекс позитивной информации и доводить ее до целевых аудиторий, то есть осуществлять политику информационной прозрачности.
В шоу-бизнесе управление отношениями с общественностью имеет свою специфику. Наиболее важное условие существования артиста – внимание общественности, поэтому ПР в шоу-бизнесе направлены на преодоление барьеров невнимания. Самые популярные инструменты в этой области – скандалы и слухи.
Многие коммерческие структуры для создания благоприятного имиджа используют такую ПР-технологию как спонсоринг.
Спонсоринг - это подбор или организация события (или иного объекта спонсирования), ведение и контроль события, проведение и/или контроль рекламной и ПР-кампании, гарантированное осуществление проекта с учетом интересов спонсора.
Спонсор – индивид или организация, финансирующая какое-либо мероприятие, как с целью его поддержки, так и для рекламы собственной деятельности.
Целенаправленный систематический поиск спонсорских средств для осуществления тех или иных проектов (программ, акций) и/или поддержки тех или иных институтов называется фанд-рейзинг. Может осуществляться в виде бизнеса, благотворительной и спонсорской деятельности.
Сферы спонсорства можно рассматривать по следующим направлениям: спорт, культурные события и интересы, выставки, образование, благотворительность, профессиональные награды, события местного характера.
Занимаясь спонсорской деятельностью, компании исходят из того, что эти вложения дают им следующие возможности:
высокая степень узнаваемости и позитивный имидж компании;
дополнительная реклама;
увеличение числа информационных поводов;
привлечение участников спонсируемых акций к другим собственным проектам;
успешный спонсорский проект сам по себе является предметом гордости в конкурентной среде;
лоббирование собственных интересов в политических кругах.
Каждая организация, занимающаяся спонсорской деятельностью, как правило, имеет свою спонсорскую политику. Основаниями для выделения средств на те или иные проекты являются следующие факторы:
соответствие основной деятельности компании и ее корпоративной концепции;
актуальность финансируемого проекта;
поддержка проекта влиятельными персонами или инстанциями;
дееспособность исполнителя проекта.
- Предмет, структура, основные функции общественных отношений (пр)
- Особенности связей с общественностью в политике и государственном управлении
- Информационные процессы в обществе и управление
- Пр в политике
- Паблик рилейшнз в бизнесе
- Пр и средства массовой информации
- Общественное мнение как структурный элемент пр
- Pr в органах государственной власти
- I. Организация деятельности pr-служб в органах государственной власти и управления
- 15 Августа 2001 года Президент образовал Комиссию по вопросам реформирования государственной службы. Председателем комиссии назначен премьер-министр м. Касьянов.