logo
госы пиар готовые Скобочкина

Пр и средства массовой информации

Роль средств массовой информации в системе общественных отношений

Значительную часть ПР-деятельности занимает работа со СМИ. Основной задачей ПР-специалистов является формирование позитивных отношений между организацией и СМИ. Репутация надежного, своевременного источника позволит ПР-отделу создать эффективную двустороннюю информационную связь с журналистами.

Основные принципы работы со СМИ:

1) представление СМИ «одного голоса». Это значит, что все контакты со СМИ должны осуществляться специалистами ПР-службы, отвечающими за представление во внешнюю среду непротиворечивой информации, формирующей целостное представление об организации;

2) сочетание плановости и гибкости, адаптивности к ситуации. Взаимодействие со СМИ осуществляется на основе ежемесячных и перспективных планов, что не исключает их корректировку и подачу внеплановой информации;

3) взаимодействие с представителями СМИ осуществляется как на формальном, так и межличностном уровне, что позволяет установить доверительные отношения. Доверительность отношений специалиста по ПР и журналиста основывается на понимании того, что изданию необходимо обеспечить: определенный объем информации, тематическую направленность, имидж издания, профессиональные стандарты.

Основные средства распространения информации

ПР-специалисты должны хорошо представлять и учитывать особенности различных средств доведения их информации до соответствующей аудитории: по радио она воспринимается только на слух, по телевидению – за счет зрения и слуха, в печатной рекламе – только зрением. Различают и время восприятия, что определяет объем текста.

На решение вопроса о выборе таких средств влияют несколько факторов:

где сосредоточены адресаты ПР-воздействия;

какие СМИ их интересуют (рубрики, программы);

стоимость соответствующих ПР-акций;

действия конкурентов.

Основные направления взаимоотношений со СМИ

Во взаимоотношениях со СМИ можно выделить три основных направления:

1) подготовка и предоставление СМИ информационных материалов (пресс-релиз);

2) организация мероприятий для журналистов: пресс-конференции, брифинги, экскурсии, конкурсы;

3) мониторинг СМИ – анализ и оценка публикуемых сообщений, предоставление аналитических материалов руководству, информации для корректировки стратегии и тактики взаимодействия со СМИ.

Медиа-планирование – искусство грамотно планировать размещение ПР-материалов и рекламы в СМИ.

Исходные данные для медиа-плана ПР-кампании содержатся в медиа-брифе, который составляется ПР-агентсвом совместно с заказчиком на стадии заключения договора. Медиа-бриф аккумулирует следующую информацию: бюджет кампании, сроки проведения, формат ПР или рекламных материалов, региональный охват, СМИ, целевую аудиторию, дату представления медиа-плана.

Главной характеристикой носителя ПР или рекламного материала является рейтинг. Под рейтингом понимают размер аудитории, видевшей или слышавшей конкретно взятую программу, читавшей журнал, газету и тому подобное в заданный промежуток времени по отношению к общему количеству населения.

Организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления со СМИ

Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления нацелены на улучшение жизни населения страны. С помощью СМИ органы власти узнают о проблемах населения, а оно, в свою очередь, получает информацию о деятельности органов власти, касающуюся их жизнедеятельности.

В настоящее время нарастает острота недоверия населения к органам государственной власти и местного самоуправления. Это недоверие определялось (и продолжает определяться) не только экономическими, социальными, политическими факторами, но и закрытостью органов власти, нежеланием или неумением своевременно и точно информировать население о своей деятельности.

Основными задачами взаимодействия органов власти и СМИ являются:

1. повышение доверия горожан к власти, т.е. формирование положительного имиджа администрации и ее деятельности, направленной на устойчивое развитие города;

2. донесение до населения официальной информации, разъяснение и продвижение политики администрации;

3. формирование общественного мнения путем создания программ, рубрик, передач, отражающих мнение администрации.

На ряду с реализаций этих задач должно осуществляться:

мониторинг СМИ: анализ выпускаемых материалов;

изучение мнения населения;

обеспечение надежной и независимой информацией об оценке деятельности администрации, о настроениях горожан;

отслеживание и анализ изменений в социально-экономической, политической и социокультурной сферах общества, прогнозирование на долгосрочную перспективу предпочтений граждан.

Соблюдение этих условий и разработанный механизм взаимодействия с населением через СМИ позволит обеспечить реализацию стратегической задачи муниципалитета – развитие человеческого потенциала (образование и здоровье). Это должно привести в итоге к реальному и устойчивому развитию города.

Теперь рассмотрим нормативную базу взаимодействия органов власти со СМИ.

Конституция РФ, Ст. 29: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Закон РФ "О средствах массовой информации".

Ст.1: В РФ поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации.

Ст. 39: Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс– служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Ст. 40: Отказ в предоставлении информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны: причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну; должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации; дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок.

Ст. 47 Журналист имеет право:

искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс–службы;

быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

получать доступ к документам и материалам,

копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы;

производить записи, в том числе с использованием средств аудио–и видеотехники, кино– и фотосъемки,

посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение;

присутствовать на митингах и демонстрациях;

проверять достоверность сообщаемой ему информации.

Ст. 48: Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации".

Ст. 12: Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Ст. 13: Отказ в доступе к информационным ресурсам по вопросам деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций может быть обжалован в суд.

Закон РФ "О государственной тайне".

Ст. 15: Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд.

Федеральный Закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".

Ст. 4: Журналисты имеют право ознакомиться с записями официальных мероприятий с участием Президента РФ, заседаний Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и его Президиума и снять копии с них, кроме записей закрытых мероприятий.