logo search
Voprosy_k_ekzamenu_po_distsipline

6. Организационная структура государственного управления

Организационная структура – упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между

собой вертикальными и горизонтальными связями и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления. В

организационной структуре по горизонтали аппарат управления делится на звенья, по вертикали – на ступени или уровни

управления. В структуре аппарата управления можно выделить блоки управления. Организационная структура

характеризуется содержанием 3-х компонентов: §строение; §совокупность составляющих элементов; §система связей.

Классификация организационных структур. 1.По кол-ву звеньев и ступеней: простые и сложные. 2.По степени

регламентации: жесткие и гибкие. 3.По механизму разработки: типовые и индивидуальные. 4.По степени формализации

действий: формальные и неформальные. 5.Централизованные и децентрализованные. 6.Сложившиеся и

экспериментальные. 7.Концентрированные и неконцентрированные. 8.Устойчивые и неустойчивые. 9.Бюрократические и

демократические. 10.Дорогие и дешевые. 11.Надежные и ненадежные. 12.По содержанию субординационных связей:

линейные и функциональные. Линейная структура: субъект наделен правом властного распорядительства. Преимущества

–централизация ресурсов, оперативность. Недостаток – ограниченность знаний руководителя по всем вопросам.

Функциональная структура: отдельные субъекты управления наделенные отдельными функциями. Преимущества

профессионализм (каждый занимается своим делом). Недостаток – множество согласований, длительность, м/у отделами

конкуренция перед руководителем. Линейно-функциональная структура: присутствуют и линейные и функциональные

руководители. Преимущества – линейн. руководитель освобождается от вспомогательных функций (анализ, планирование,

координация), более высокое качество управленческих решений централизация ресурсов. Линейно-штабная структура:

штабные специалисты сосредоточены по отдельным вопросам. Преимущества – качество и оперативность. Недостаток –

увеличение нагрузки на линейного руководителя, тенденции к увеличению самих штабных подразделений. 7.Территориальная организация государственного управления.

Территориальный принцип управления, имеет целью приближение органов власти к населению и управляемым территориям. Территориальное управление и организация территориальной власти федеративного государства отождествляется с управление в административных границах ее субъектов и отчасти местного самоуправления. Система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится в России в соответствии с политико-территориальным и административно-территориальным устройством. Страна была разделена на восемь губернией, которые делились на уезды. Такое административно-территориальное деление служило основой для осуществления управления и организации системы власти на местах. Укрепление централизованной власти и усиление административного аппарата на местах во времена Екатерины II потребовало разделение страны на более мелкие территориальные единицы — 40 губерний. Увеличилось и количество уездов. В последствии система административно-территориального деления существенных изменений не претерпела. С присоединением к России новых территорий создавались новые губернии и уезды, которые позднее разделились на более мелкие единицы — волости. В начале XX в. количество губерний достигло 68, а уездов — 687. Кроме того, на окраинных территориях образовалось 14 областей на правах губерний.

В годы советской власти административно-территориальное деление Российской империи (губерния — уезд — волость) постепенно была заменена новыми административно-территориальными единицами область (край) — район. Система органов государственной власти строилась в соответствии с политико-территориальным делением (которое включало 15 союзных республик) и административно-территориальным делением союзных республик, в состав которых входили национально-политические образования (в виде автономных республик, автономных областей и автономных округов). В России установилась не имеющая аналогов в мире система органов государственной власти, на основе принципа полновластия и верховенства Советов, исключающая принцип разделения властей.

. Территориальное управление в современной России осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. . Основу государственного управления составляет организация системы органов власти, закрепленная нормами конституционного и административного права. Через эти органы власти осуществляется активное влияние государства на экономические и социально-культурные процессы.