6. Организационная структура государственного управления
Организационная структура – упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между
собой вертикальными и горизонтальными связями и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления. В
организационной структуре по горизонтали аппарат управления делится на звенья, по вертикали – на ступени или уровни
управления. В структуре аппарата управления можно выделить блоки управления. Организационная структура
характеризуется содержанием 3-х компонентов: §строение; §совокупность составляющих элементов; §система связей.
Классификация организационных структур. 1.По кол-ву звеньев и ступеней: простые и сложные. 2.По степени
регламентации: жесткие и гибкие. 3.По механизму разработки: типовые и индивидуальные. 4.По степени формализации
действий: формальные и неформальные. 5.Централизованные и децентрализованные. 6.Сложившиеся и
экспериментальные. 7.Концентрированные и неконцентрированные. 8.Устойчивые и неустойчивые. 9.Бюрократические и
демократические. 10.Дорогие и дешевые. 11.Надежные и ненадежные. 12.По содержанию субординационных связей:
линейные и функциональные. Линейная структура: субъект наделен правом властного распорядительства. Преимущества
–централизация ресурсов, оперативность. Недостаток – ограниченность знаний руководителя по всем вопросам.
Функциональная структура: отдельные субъекты управления наделенные отдельными функциями. Преимущества
профессионализм (каждый занимается своим делом). Недостаток – множество согласований, длительность, м/у отделами
конкуренция перед руководителем. Линейно-функциональная структура: присутствуют и линейные и функциональные
руководители. Преимущества – линейн. руководитель освобождается от вспомогательных функций (анализ, планирование,
координация), более высокое качество управленческих решений централизация ресурсов. Линейно-штабная структура:
штабные специалисты сосредоточены по отдельным вопросам. Преимущества – качество и оперативность. Недостаток –
увеличение нагрузки на линейного руководителя, тенденции к увеличению самих штабных подразделений. 7.Территориальная организация государственного управления.
Территориальный принцип управления, имеет целью приближение органов власти к населению и управляемым территориям. Территориальное управление и организация территориальной власти федеративного государства отождествляется с управление в административных границах ее субъектов и отчасти местного самоуправления. Система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится в России в соответствии с политико-территориальным и административно-территориальным устройством. Страна была разделена на восемь губернией, которые делились на уезды. Такое административно-территориальное деление служило основой для осуществления управления и организации системы власти на местах. Укрепление централизованной власти и усиление административного аппарата на местах во времена Екатерины II потребовало разделение страны на более мелкие территориальные единицы — 40 губерний. Увеличилось и количество уездов. В последствии система административно-территориального деления существенных изменений не претерпела. С присоединением к России новых территорий создавались новые губернии и уезды, которые позднее разделились на более мелкие единицы — волости. В начале XX в. количество губерний достигло 68, а уездов — 687. Кроме того, на окраинных территориях образовалось 14 областей на правах губерний.
В годы советской власти административно-территориальное деление Российской империи (губерния — уезд — волость) постепенно была заменена новыми административно-территориальными единицами область (край) — район. Система органов государственной власти строилась в соответствии с политико-территориальным делением (которое включало 15 союзных республик) и административно-территориальным делением союзных республик, в состав которых входили национально-политические образования (в виде автономных республик, автономных областей и автономных округов). В России установилась не имеющая аналогов в мире система органов государственной власти, на основе принципа полновластия и верховенства Советов, исключающая принцип разделения властей.
. Территориальное управление в современной России осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. . Основу государственного управления составляет организация системы органов власти, закрепленная нормами конституционного и административного права. Через эти органы власти осуществляется активное влияние государства на экономические и социально-культурные процессы.
- 1. Понятие государственного управления
- 2.Государство как субъект управления общественными процессами.
- 3.Принципы и методы государственного управления
- 4. Системные характеристики государственного управления.
- 5.Функциональная структура государственного управления.
- 6. Организационная структура государственного управления
- 8.Понятие и признаки правового государства
- 9.Гражданское общество
- 10.Правовое регулирование государственного управления
- 11.Информационное обеспечение государственного управления
- 12. Человеческий потенциал в государственном управлении
- 13. Бюрократия и демократия в государственном управлении
- 14.Понятие, принципы и обеспечение государственной службы
- 15.Государственный служащий.
- 16.Ответственность и контроль в государственной службе
- 17. Регламентация деятельности государственных служащих
- 18. Назначение и функции таможенной службы
- 20. Эффективность таможенной службы
- 21. Общая социальная эффективность гос управления
- 22..Эффективность деятельности органов и должностных лиц
- 23.Оценка эффективности государственного управления
- 24.Ответственность и контроль в государственном управлении
- 25 Становление и развитие научной мысли о государственном управлении
- 26 Развитие федеральных отношений в Российской Федерации
- 27 Конституционные основы института Президента рф. Порядок избрания Президента рф
- 28 Функции и полномочия Президента рф
- 29 Структура и порядок формирования парламента рф
- 30 Структура, полномочия, функции Федерального Собрания рф
- 31. Структура, полномочия, функции Государственной Думы рф
- 32. Порядок формирования и структура Правительства рф
- 33.Функции Правительства рф
- 36. Конституционный суд рф: структура, функции
- 39. Структура органов власти на региональном уровне
- 40. Высшее должностное лицо субъекта Федерации: порядок назначения, функции, полномочия
- 41. Органы исполнительной власти субъекта Федерации: порядок формирования, структура, функции, полномочия
- 42. Органы законодательной власти субъекта Федерации: порядок формирования, структура, полномочия
- 43. Местное самоуправление в рф: понятие, структура, функции
- 44. Проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления
- 45. Стили государственного управления
- 46. Инновации в государственном управлении