13.7. Международные «смешанные» перевозки грузов
Международная смешанная перевозка означает перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой.
Главным организатором смешанной перевозки груза является оператор. Он объединяет в себя черты экспедитора и перевозчика. Оператором является любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора. Таким образом, при смешанной перевозке правоотношения между грузовладельцем и перевозчиками не возникают. В этом состоит основное отличие смешанной перевозки от прямой перевозки грузов. Наконец, при рассматриваемой схеме перевозок ответственность оператора определяется единообразно (в основном, только за вину).
Основными международно-правовыми документами, определяющими права и обязанности сторон по смешанной перевозке грузов, являются Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении (МЖВС) 1959 г.. Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.. Унифицированные правила о документе смешанной перевозки МТП 1973 г., а также соответствующие проформы документов БИМКО, МТП, ФИАТА и других международных неправительственных организаций.
Из перечисленных документов наибольшее применение имеет Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. Согласно ст. 3 Конвенции если заключен договор смешанной перевозки и он подпадает под действие данной конвенции, то положения последней имеют обязательную силу для такого договора.
Когда грузы принимаются оператором смешанной перевозки в свое ведение, он выдает документ смешанной перевозки, который по выбору грузоотправителя может быть оборотным или необоротным. Такой документ подписывается оператором или уполномоченным им лицом. Подпись на документе может быть сделана от руки, напечатана в виде факсимиле, перфорирована, поставлена с помощью штампа, в виде символов или с помощью любых иных механических или электронных средств, если это не противоречит закону страны, в которой выдается документ смешанной перевозки.
Если документ смешанной перевозки выдается как оборотный, то он должен быть составлен в виде ордерного документа или документа на предъявителя. Если же он составлен в виде документа на предъявителя, он передается без передаточной ведомости.
В случае когда документ смешанной перевозки выдается как необоротный, в нем должен быть указан грузоотправитель.
Конвенция подробно определяет содержание документа смешанной перевозки. Он должен содержать следующие данные: общий характер груза, основные марки, необходимые для идентификации груза; внешнее состояние груза; наименование и местонахождение основного коммерческого предприятия оператора смешанной перевозки; наименование грузоотправителя и грузополучателя; место и дата принятия операторов груза в свое ведение; место и дата выдачи документа смешанной перевозки. Вместе с тем, отсутствие в документе смешанной перевозки упомянутых выше каких-либо данных, де влияет на юридический характер документа как документа смешанной перевозки.
Ответственность оператора смешанной перевозки за груз охватывает период с момента принятия им груза в свое ведение до момента выдачи груза. Оператор несет ответственность за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, а также задержки в доставке, если обстоятельства, вызвавшие утрату, повреждение или задержку в доставке, имели место в то время, когда груз находился в его ведении. Если груз не был доставлен в течение 90 календарных дней по истечении срока доставки, то груз может считаться утраченным.
Конвенция 1980 г. устанавливает предел ответственности оператора за утрату или повреждение груза: его ответственность ограничивается суммой, не превышающей 920 расчетных единиц за место или другую единицу отгрузки, либо 2,75 расчетной единицы за один килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше. Однако оператор не имеет права на ограничение ответственности, если доказано, что утрата, повреждение или задержка
в доставке явились результатом действии или упущении оператора.
Любой иск в связи с международной смешанной перевозкой погашается давностью, если судебное или арбитражное разбирательство не было начато в течение двух лет.
В Российской Федерации нет специального законодательного акта, регламентирующего порядок заключения и исполнения договора о международной смешанной перевозке грузов.
- Глава 1. Понятие международного частого права
- Глава 3. Источники международного частного права
- Глава 4. Коллизионные нормы
- Глава 5. Проблемы, связанные с применением иностранного права
- Глава 6. Унификация и гармонизация в международном частном праве
- Глава 7. Правовое положение физических лиц в международном частном праве
- Глава 12. Внешнеэкономические сделки
- Глава 3.
- 3.1. Понятие и виды источников международного частного права
- 3.2. Российское законодательство по международному частному праву
- 3.3. Законодательство зарубежных стран
- 3.4. Роль международных договоров в развитии международного частного права
- Глава 4. Коллизионные нормы
- 4.1. Понятие коллизионных норм
- 4.2. Основные формулы прикрепления
- 4.3. Проблемы, связанные с применением коллизионных норм
- 4.3.1. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
- Глава 5. Проблемы, связанные с применением иностранного права
- 5.1. Общий подход к пониманию иностранного права
- 5.3.1. Интерлокальные (интерперсональные) и интертемпоральные коллизии
- 5.3.2. Взаимность
- 5.3.3. Применение права непризнанного государства
- 5.4.1. Оговорка о публичном порядке
- Глава 6. Унификация и гармонизация в международном частном праве
- Глава 7. Правовое положение физических лиц в международном частном праве
- 7.1. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства
- 7.2. Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев
- 7.4. Безвестное отсутствие и объявление лица умершим
- Глава 8 правовое положение юридических лиц в международном частном праве 8.1. Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и личный статут
- 8.2. Основные доктрины определения личного статута
- 8.3. Проблема «международных юридических лиц»
- 8.4. Международные организации в международном частном праве
- 8.5. Осуществление иностранными юридическими лицами хозяйственной деятельности
- Глава 9. Государство - субъект международного частного права
- 9.1. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права
- 9.2. Понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государства
- 9.3. Виды иммунитета государства и их правовое регулирование
- Глава 10. Собственность в международном частном праве
- 10.1. Особенности правового регулирования отношений собственности в международном частном праве
- 10.2. Коллизионные вопросы права собственности
- 10.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 10.4. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
- 10.5. Правовое положение российской собственности за рубежом
- Глава 11. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- Раздел 1. Авторское право в международном частном праве
- 11.1.2. Международно-правовая охрана смежных прав
- Глава 11. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- Раздел 2. Право промышленной собственности в международном частном праве
- 11.2.1. Понятие и особенности прав на промышленную собственность
- 11.2.2. Международно-правовая охрана промышленной собственности
- 11.2.3. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации
- 11.2.4. Правовая охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом
- 11.2.5. Товарные знаки в международном частном праве
- Глава 12. Внешнеэкономические сделки 12.1. Понятие внешнеэкономической сделки
- 12.3. Коллизионные вопросы внешнеэкономических Сделок
- 12.4. Форма внешнеэкономических сделок
- 12.5. Договор международной купли-продажи.
- 12.6. Внешнеэкономические сделки с коммерческим финансированием
- 12.7. Договор международного подряда
- 12.8. Обычаи международной торговли. Lex mercatoria
- Глава 13.
- 13.1. Организация международных перевозок
- 13.4. Международные воздушные перевозки
- 13.5. Международные автомобильные перевозки
- 13.6. Международные речные перевозки
- 13.7. Международные «смешанные» перевозки грузов
- Глава 14.
- 14,1. Коллизионное регулирование внедоговорных обязательств
- 14.2. Международно-правовое регулирование внедоговорных отношений
- 14.3. Международные внедоговорные обязательства в российском праве
- Глава 15. Денежные обязательства в международном частном праве
- 15.1. Международные платежно-расчетные отношения и валютные операции
- 15.2.2. Документарное инкассо
- 15.2.3. Авансовый платеж и платежи по открытому счету
- 15.3. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах
- 15.4. Вексель в международных расчетах
- 15.5. Чек в международных расчетах
- Глава 16. Наследственные отношения в международном частном праве
- 16.1. Специфика наследственных правоотношений международного характера
- 16.3. Международные договоры как средство регулирования наследственных отношений
- 16.4. Вопросы налогообложения в наследственных отношениях международного характера
- Глава 17. Трудовые отношения в международном частном праве
- 17.1. Коллизионные принципы в сфере международных трудовых отношений
- 17.2. Международно-правовое регулирование условий труда иностранцев
- 17.5. Правовое регулирование труда персонала межправительственных организаций
- Глава 18. Брачно-семейные отношения в международном частном праве
- 18.1. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера
- 18.2. Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака
- 18.3. Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи
- 18.4. Защита прав и интересов детей в международном частном праве
- Глава 19. Международный гражданский процесс
- 19.1. Понятие международного гражданского процесса
- 19.2. Международная подсудность
- 19.3. Процессуальное положение иностранцев
- 19.4. Исполнение судебных решений и поручений иностранных судов
- Раздел II Конвенции определяет порядок получения доказательств дипломатическими и консульскими агентами и уполномоченными.
- 19.5. Оказание правовой помощи
- Глава 20. Международный коммерческий арбитраж 20.1. Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража
- 20.2. Международно-правовые основы международного коммерческого арбитража
- 20.3. Арбитражное соглашение
- 20.4. Исполнение иностранных арбитражных решений
- 20.5. Международный коммерческий арбитраж в России
- 20.6. Международный коммерческий арбитраж за рубежом