13.5. Международные автомобильные перевозки
При осуществлении внешнеторговых перевозок автомобильный транспорт имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта: маневренность, доставка грузов «от двери до двери»; срочность и регулярность доставки; доставка может быть организована по системе «just in time» (точно в срок); упаковка (требуется в меньших объемах или даже не требуется вовсе). Автомобильный транспорт обеспечивает высокую валютную эффективность перевозок1.
Основными договорами, регламентирующими международные автомобильные перевозки, являются Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) 1956 г., Конвенция о дорожном движении 1971 г.. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г.. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г.
Конвенция КДПГ предусматривает, что договор перевозки груза автотранспортом должен быть подтвержден накладной на перевозку груза. Она должна выдаваться в трех экземплярах и: подписываться отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр выдается отправителю, второй - прилагается к товарам, а третий - остается у перевозчика.
Накладная на перевозку груза является доказательством заключения договора перевозки, ее условий и получения товаров перевозчиком (ст. 9).
Отправитель имеет право распоряжаться товарами, в частности, потребовать от перевозчика приостановить транзит, изменить место назначения товаров или передать их лицу, иному чем указано в накладной.
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату товаров и за ущерб, причиненный им как с момента принятия товара к перевозке, так и до момента их доставки. Однако перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, ущерб или задержка в доставке возникли в результате: а) неправомерных действий или небрежности истца; б) указаний истца, которые не связаны с неправомерными действиями или небрежностью перевозчика; в) недостатками товаров, обусловленными специфическими свойствами; г) обстоятельствами, которых перевозчик не мог избежать и последствия которых он не мог предотвратить (ст. 17).
Предел ответственности автотранспортных предприятий ограничен установленным Конвенцией КДПГ максимум 25 золотых швейцарских франков (10,64 долл. США) за килограмм
недостающего веса брутто, если грузоотправителем не объявлена стоимость груза.
Конвенция КДПГ содержит перечень специальных рисков, которые освобождают перевозчика от ответственности. Например, к ним относится использование открытых (без брезентовой крыши) грузовиков, когда использование было прямо согласовано и оговорено в накладной на груз (ст. 17). В данном случае бремя доказывания лежит на перевозчике.
Срок исковой давности по Конвенции КДПГ составляет один год. При умышленном причинении обязанностей, которое приравнивается к умышленному деликту, исковая давность составляет три года. В соответствии со ст. 32 Конвенции этот срок начинает течь: а) в случае частичной утраты, повреждения или задержки доставки с даты доставки; б) в случае полной гибели - с тринадцатого дня после истечения согласованного срока или, если: ограничительный срок не установлен, с 60-го дня от даты принятия товаров перевозчиком; в) во всех других случаях - по истечении 3-х месяцев после заключения договора.
Если перевозчиков несколько, истец должен известить того, которому он намерен предъявить иск.
Требования, срок исковой давности по которым истек, не могут быть предъявлены в виде встречного иска или возражения.
Проблемы правового регулирования международных автомобильных перевозок в общей форме затрагиваются в двусторонних договорах Российской Федерации с иностранными государствами. Так, на основе Соглашения между правительствами Российской Федерации и ФРГ о международном автомобильном сообщении 1993 г. осуществляются автомобильные перевозки пассажиров и грузов между обеими странами и транзитом по их территориям по дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения, автотранспортными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации или в ФРГ. Перевозка грузов между обеими странами или транзитом по их территориям грузовыми автомобилями с прицепами требуют разрешения компетентных органов обоих государств. На каждую перевозку грузов требуется отдельное разрешение, которое дает право на сообщение одного рейса туда и обратно. Перевозки грузов должны осуществляться по накладным, форма которых должна соответствовать общепринятому международному образцу. Перевозки могут выполняться только перевозчиками, которые согласно внутреннему законодательству своей страны допущены к осуществлению международных перевозок. Перевозчику не разрешается осуществлять перевозки пассажиров и грузов между двумя пунктами, расположенными на территории Договаривающейся стороны.
На основании ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Ираном о международном автомобильном сообщении 1992 г. перевозчики обеих стран имеют право осуществлять без разрешений перевозки экспортно-импортных грузов между Россией и Ираном. г
Перевозки грузов транзитом по территории другой Договаривающейся стороны, а также из трех стран на территорию другой Договаривающейся стороны и с территории другой Договаривающейся стороны в третьи страны будут осуществляться на основе разрешений, выдаваемых компетентными органами России и Ирана. ^
Разрешений не требуется на выполнение следующих перевозок грузов автотранспортными средствами: а) выставочных грузов; б) спортивных грузов для проведения спортивных соревнований; в) тел ^мерших; г) почты; д) поврежденных автотранспортных средств; е) личного домашнего имущества при переселении; ж) грузов, предназначенных для гуманитарной помощи.
При выполнении перевозок перевозчики обязаны заранее застраховать автотранспортное средство в соответствии с установленным порядком страхования гражданской ответственности.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 9 июля 1998 г. определяет правовые основы
мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильный перевозок на территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащий как российским, так и иностранным перевозчикам.
Международная автомобильная перевозка - перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Росс^^011 Федерации, а также перевозка транспортным средством ГРУ308 или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно, либо на территории Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранной государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно, либо транзитом через территорию Российской Федерации.
Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Порядок выдачи разрешения определяется Правительством Российской Федерации.
Запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию российской Федерации, между пунктами, расположенными на 'территории Российской Федерации.
Российские перевозчики допускаются к международным автомобильным перевозкам при наличии лицензий на этот вид деятельности.
- Глава 1. Понятие международного частого права
- Глава 3. Источники международного частного права
- Глава 4. Коллизионные нормы
- Глава 5. Проблемы, связанные с применением иностранного права
- Глава 6. Унификация и гармонизация в международном частном праве
- Глава 7. Правовое положение физических лиц в международном частном праве
- Глава 12. Внешнеэкономические сделки
- Глава 3.
- 3.1. Понятие и виды источников международного частного права
- 3.2. Российское законодательство по международному частному праву
- 3.3. Законодательство зарубежных стран
- 3.4. Роль международных договоров в развитии международного частного права
- Глава 4. Коллизионные нормы
- 4.1. Понятие коллизионных норм
- 4.2. Основные формулы прикрепления
- 4.3. Проблемы, связанные с применением коллизионных норм
- 4.3.1. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
- Глава 5. Проблемы, связанные с применением иностранного права
- 5.1. Общий подход к пониманию иностранного права
- 5.3.1. Интерлокальные (интерперсональные) и интертемпоральные коллизии
- 5.3.2. Взаимность
- 5.3.3. Применение права непризнанного государства
- 5.4.1. Оговорка о публичном порядке
- Глава 6. Унификация и гармонизация в международном частном праве
- Глава 7. Правовое положение физических лиц в международном частном праве
- 7.1. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства
- 7.2. Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев
- 7.4. Безвестное отсутствие и объявление лица умершим
- Глава 8 правовое положение юридических лиц в международном частном праве 8.1. Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и личный статут
- 8.2. Основные доктрины определения личного статута
- 8.3. Проблема «международных юридических лиц»
- 8.4. Международные организации в международном частном праве
- 8.5. Осуществление иностранными юридическими лицами хозяйственной деятельности
- Глава 9. Государство - субъект международного частного права
- 9.1. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права
- 9.2. Понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государства
- 9.3. Виды иммунитета государства и их правовое регулирование
- Глава 10. Собственность в международном частном праве
- 10.1. Особенности правового регулирования отношений собственности в международном частном праве
- 10.2. Коллизионные вопросы права собственности
- 10.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 10.4. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
- 10.5. Правовое положение российской собственности за рубежом
- Глава 11. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- Раздел 1. Авторское право в международном частном праве
- 11.1.2. Международно-правовая охрана смежных прав
- Глава 11. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- Раздел 2. Право промышленной собственности в международном частном праве
- 11.2.1. Понятие и особенности прав на промышленную собственность
- 11.2.2. Международно-правовая охрана промышленной собственности
- 11.2.3. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации
- 11.2.4. Правовая охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом
- 11.2.5. Товарные знаки в международном частном праве
- Глава 12. Внешнеэкономические сделки 12.1. Понятие внешнеэкономической сделки
- 12.3. Коллизионные вопросы внешнеэкономических Сделок
- 12.4. Форма внешнеэкономических сделок
- 12.5. Договор международной купли-продажи.
- 12.6. Внешнеэкономические сделки с коммерческим финансированием
- 12.7. Договор международного подряда
- 12.8. Обычаи международной торговли. Lex mercatoria
- Глава 13.
- 13.1. Организация международных перевозок
- 13.4. Международные воздушные перевозки
- 13.5. Международные автомобильные перевозки
- 13.6. Международные речные перевозки
- 13.7. Международные «смешанные» перевозки грузов
- Глава 14.
- 14,1. Коллизионное регулирование внедоговорных обязательств
- 14.2. Международно-правовое регулирование внедоговорных отношений
- 14.3. Международные внедоговорные обязательства в российском праве
- Глава 15. Денежные обязательства в международном частном праве
- 15.1. Международные платежно-расчетные отношения и валютные операции
- 15.2.2. Документарное инкассо
- 15.2.3. Авансовый платеж и платежи по открытому счету
- 15.3. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах
- 15.4. Вексель в международных расчетах
- 15.5. Чек в международных расчетах
- Глава 16. Наследственные отношения в международном частном праве
- 16.1. Специфика наследственных правоотношений международного характера
- 16.3. Международные договоры как средство регулирования наследственных отношений
- 16.4. Вопросы налогообложения в наследственных отношениях международного характера
- Глава 17. Трудовые отношения в международном частном праве
- 17.1. Коллизионные принципы в сфере международных трудовых отношений
- 17.2. Международно-правовое регулирование условий труда иностранцев
- 17.5. Правовое регулирование труда персонала межправительственных организаций
- Глава 18. Брачно-семейные отношения в международном частном праве
- 18.1. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера
- 18.2. Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака
- 18.3. Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи
- 18.4. Защита прав и интересов детей в международном частном праве
- Глава 19. Международный гражданский процесс
- 19.1. Понятие международного гражданского процесса
- 19.2. Международная подсудность
- 19.3. Процессуальное положение иностранцев
- 19.4. Исполнение судебных решений и поручений иностранных судов
- Раздел II Конвенции определяет порядок получения доказательств дипломатическими и консульскими агентами и уполномоченными.
- 19.5. Оказание правовой помощи
- Глава 20. Международный коммерческий арбитраж 20.1. Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража
- 20.2. Международно-правовые основы международного коммерческого арбитража
- 20.3. Арбитражное соглашение
- 20.4. Исполнение иностранных арбитражных решений
- 20.5. Международный коммерческий арбитраж в России
- 20.6. Международный коммерческий арбитраж за рубежом