47. Система особенной части административного права. Понятие области, отрасли и сферы государственного управления.
Само существование Особенной части административного права представляет собой дискуссионный вопрос в современном административном праве.
Ученые-административисты разделились по этому вопросу на две группы. Первая группа ученых полагает, что Особенная часть административного права – важная часть, которая должна изучаться в полном объеме, с достаточной подробным освещением отдельных сфер и отраслей государственного управления. В учебниках под редакцией этих авторов (например, Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г.) особенная часть рассматривается по традиционной для учебников советского административного прав схеме. Весьма подробно описываются функции отраслевого и межотраслевого управления, методы и формы деятельности органов исполнительной власти, а далее подробно освещается каждая отрасль или сфера государственного управления.
Вторая группа ученых (Тихомиров Ю.А., Ноздрачев А.Ф., Хангельдыев Б.Б.) считает, что особенная часть не должна быть в полной мере предметом изучения, следует давать лишь самую общую характеристику по следующим причинам:
а) административное законодательство постоянно изменяется, нет смысла описывать систему органов государства в отдельных сферах или отраслях, их функции и компетенцию;
б) государственное управление как деятельность государства в экономической и в других сферах сужается, происходит сокращение государственных функций, в этом смысле особенная часть – отражение периода огосударствления экономики и других сфер;
в) эти вопросы являются предметом изучения отдельных отраслей юридической науки (экологическое право, земельное право, финансовое право, предпринимательское право, таможенное право и т.д.);
г) эта часть размыта и недостаточно структурирована.
Есть компромиссный вариант. Например, в учебнике ИГП РАНа (под ред. Н.Ю. Хаманевой) освещается кратко три основных раздела особенной части – административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения безопасности и порядка.
Схема разделов Особенной части построена по следующему принципу:
1) правовые основы данной сферы или отрасли,
2) система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в той или иной сфере,
3) функции, компетенция, методы и формы деятельности этих органов (в особенности, государственно-властные, в том числе, контрольно-надзорные полномочия).
Ю.Н. Старилов, используя опыт немецкого административного права, предлагает не сужать, а, наоборот, расширять особенную часть. В немецком административном праве особенная часть достаточно большая, она состоит из целых подотраслей, таких как полицейское право, муниципальное право, служебное право, экологическое, строительное, водное, образовательное, социальное право. Такой подход к формированию российского административного права вызывает критику в ряде работ. Но в то же время некоторые ученые (Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г.) считают, что в условиях современной России нужна развернутая фундаментальная Особенная часть административного права, масштабы, диапазон которой должны расширяться за счет новых сфер и областей государственного управления, «блоков» и участков деятельности.
По предложению Ю.Н. Старилова, Особенная часть должна включать в себя муниципальное право, милицейское или полицейское право (обоснованием этой части административного права все последние годы занимается К.С. Бельский), строительное право, образовательное право, социальное право, служебное право. Думается, что не все российские ученые согласятся с тем, чтобы муниципальное право или строительное или предпринимательское право изучались в курсе административного права.
- 6. Административные правовые отношения: понятие, особенности и виды.
- Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
- Виды административно - правовых отношений
- 7. Понятие и виды субъектов административного права.
- 8. Понятие административного правового статуса граждан. Права и обязанности граждан как субъектов административного права.
- Права и обязанности граждан по административному праву
- Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
- 9. Юридические гарантии прав граждан. Административные правовые способы защиты прав.
- 10. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.
- Вопрос №11: Судебный порядок рассмотрения обращений граждан
- Виды коллективных субъектов административного права.
- 2 Вида линейные и функциональные.
- Вопрос №14: Понятие и правовое положение органа исполнительной власти
- Вопрос №15: Виды и система органов исполнительной власти
- 16. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- 17. Правительство Российской Федерации: административный правовой статус
- 18. Федеральные органы исполнительной власти
- 19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 20. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Администрация Красноярского края
- Вопрос 21. Административный правовой статус органов местного самоуправления
- Вопрос 22. Правовое регулирование государственной службы
- Вопрос 23. Понятие и принципы государственной гражданской службы
- Вопрос 24. Понятие и виды государственных гражданских служащих, основы их административного правового статуса
- Вопрос 25. Прохождение государственной гражданской службы
- 26. Дисциплинарная ответственность по административному праву. Дисциплинарное производство.
- 29. Методы государственного управления: понятие и виды.
- 30. Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- 31. Правовые акты государственного управления: понятие и виды.
- 32. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления. Государственный контроль за законностью правовых актов государственного управления.
- 3. Контроль органов исполнительной власти.
- 33.Административный правовой договор.
- 34. Административный процесс: сущность, виды административных производств.
- 35. Судебный контроль за деятельностью исполнительной власти. Понятие административной юстиции.
- 3)Субъективная сторона (вина).
- 41. Понятие и виды административных наказаний
- 42. Общие правила назначения наказания:
- 44. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- 45. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: задачи, участники, процессуальные гарантии.
- 46. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальные сроки (все, что касается сроков, я выделяла подчеркиванием).
- 47. Система особенной части административного права. Понятие области, отрасли и сферы государственного управления.
- 48. Государственное управление в сфере экономики.
- Управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел.
- 50. Государственное управление в социальной сфере.
- Охрана Гос. Тайны.
- 55. Управление в области государственной безопасности. Охрана государственной тайны.
- Охрана государственной тайны
- 56. Управление в области внутренних дел. Особенности службы в органах внутренних дел.
- Система органов внутренних дел
- 57. Административные полномочия сотрудников органов внутренних дел в области охраны общественного порядка.
- 58. Управление в области юстиции: система органов, особенности их компетенции.
- Основные органы. Департамент судебных приставов
- Нотариат
- Адвокатура
- 59. Государственное управление в особых условиях. Административные режимы.
- Виды специальных административно-правовых режимов