logo search
Kp_voprosy_i_otvety_k_zachetu

Право на защиту международных организаций.

В соответствии со ст. 61 Конституции каждый вправе в соответствии с международными правовыми актами, ратифицированными Респуб­ликой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутри­государственные средства правовой защиты.

Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражда­нином всех легальных (предусмотренных законом) возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо административных органах.

Обращение в международные организации за защитой прав и сво­бод согласно ст. 61 Конституции осуществляется в соответствии с международными договорами, которые ратифицированы Республи­кой Беларусь. Абсолютное число государств входит в состав Совета Европы, под эгидой которого в соответствии с Европейской конвен­цией о защите прав человека и основных свобод действует Европей­ский суд по правам человека. Вступление Республики Беларусь в возможной перспективе в Совет Европы будет способствовать за­щите прав и свобод граждан нашего государства, используя между­народные средства.

Следует иметь в виду, что постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10 января 1992 г. ратифицирован Факульта­тивный протокол к Международному пакту о гражданских и полити­ческих правах от 16 декабря 1966 г. о признании компетенции Комитета по правам человека в соответствии со ст. 41 названного Пакта. В соответствии с указанным Постановлением Республика Беларусь заявила, что «признает компетенцию Комитета по правам человека в соответствии со ст. 41 Международного пакта о граждан­ских и политических правах получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство — участник Международного пакта о гражданских и политических правах утверждает, что другое государство-участник не исполняет своих обязательств по настояще­му Пакту».

На практике имеются примеры, когда граждане Республики Бе­ларусь, полагая, что права нарушены в нашем государстве, обраща­ются в Комитет по правам человека. Однако следует иметь в виду, что решения Комитета имеют рекомендательный характер.