logo
Kp_voprosy_i_otvety_k_zachetu

Особенности правового статуса граждан в условиях чрезвычайного и военного положения.

Осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и в пре¬делах, определенных Конституцией и законом (ст. 63 Кон¬ституции Республики Беларусь). При осуществлении особых мер в период чрезвычай¬ного положения не подлежат ограничению: 1) право на жизнь (ст. 24 Конституции Республики Беларусь); 2) право на неприкосновенность и достоинство лич¬ности («Никто не должен подвергаться пыткам, жестоко¬му, бесчеловечному либо унижающему его достоинство об-ращению или наказанию, а также без его согласия под¬вергаться медицинским или иным опытам» — ч. 3 ст. 25 Конституции Республики Беларусь); 3) презумпция невиновности (ст. 26 Конституции Рес¬публики Беларусь); 4) свобода совести и вероисповедания (ст. 31 Консти¬туции Республики Беларусь). Закон от 24 июня 2002 г. № 1.17-3 «О чрезвычайном поло¬жении» с изменениями и дополнениями установил, что в указе Президента Республики Беларусь о введении чрезвы-чайного положения должен содержаться исчерпывающий пе¬речень временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан. В Законе приводится перечень возможных чрезвычайных мер и временных ограничений (приостанов¬ления) прав и свобод граждан (ст. 11 указанного Закона): — установление ограничений на свободу передвиже¬ния, введение особого режима въезда на указанную тер¬риторию и выезда из нее; — запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетиро¬вания со стороны групп и организаций, в результате дей-ствий которых введено чрезвычайное положение; — отложение проведения забастовок или приостанов¬ление их на территории, на которой введено чрезвычай¬ное положение, но не более чем на 3-месячный срок; — ограничение движения транспортных средств и осу¬ществление их досмотра. При введении чрезвычайного положения при наличии беспорядков предусмотренно также: — введение комендантского часа; — ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры, а также временное изъятие или арест печатной продукции; — приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих поли¬тические цели, которые препятствуют устранению обстоя-тельств, послуживших основанием для введения чрезвы¬чайного положения; — проверка документов, удостоверяющих личность гра¬ждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транс¬портных средств граждан. На территории, на которой введено чрезвычайное положе¬ние, выборы и референдумы не проводятся в течение всего срока действия чрезвычайного положения (ст. 14 указанного Закона).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4