Источники конституционного права Республики Беларусь. Их общая характеристика и иерархия.
Основные законодательные акты: Конституция (ст. 7, 73, 77,85, 101, 104, 108, ч. 4 ст. 116, ст. 137-140 и др.), Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изм. и доп.) (далее — Закон о нормативных правовых актах).
Понятие «источник права» является многогранным. Можно исходить из широкого и узкого подхода к определению сущности источника права. Широкий подход предполагает понимание под источниками права силы, творящие право (божественную волю, волю народа), исторические правовые памятники, материальные, духовные и иные факторы, оказывающие влияние на развитие правовой системы.
Узкий подход предполагает понимание источника права в формальном, юридическом смысле; источник права устанавливает обязательность нормы (правила поведения). В целях настоящего издания рассмотрим источники конституционного права именно в этом смысле.
Источники права и их иерархия
К источникам конституционного права Республики Беларусь автор относит:
общепризнанные принципы международного права (некоторые из них названы в ст. 18 Конституции);
нормативные правовые акты, в том числе и законы, которыми придается обязательная юридическая сила международным договорам;
судебные прецеденты (в перспективе следует развивать теорию юридических прецедентов, не ограничиваясь только судебными прецедентами);
правовые обычаи.
Наиболее многочисленными и в юридическом смысле формализованными являются нормативные правовые акты.
Иерархия нормативных правовых актов может быть выстроена на основе анализа норм Конституции (см. ст. 7, 77, 85, 104, ч. 4 ст. 1 16, ст. 137, 140 и др.).
Правовая пирамида выглядит следующим образом:
Конституция, в том числе конституционные законы, включая акты о ее толковании (ст. 137, 140 Конституции);
законы, придавшие международным договорам обязательную и более высокую юридическую силу, чем иные законодательные акты (это осуществляется посредством принятия законов о ратификации международных договоров, присоединения к ним или их утверждения). По существу такие международные договоры занимают доминирующее место в иерархии актов государства (см. ст. 8 Конституции);
законы, декреты, указы, изданные на основе полномочий, предусмотренных непосредственно в Конституции (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем закон). Аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным (принимаемым в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам)законам;
указы, изданные на основе закона (см. абз. 3 ч. 4 ст. 1 16 Конституции);
постановления Правительства; акты Правления Национального банка Республики Беларусь;
нормативные правовые акты министерств и государственных комитетов (ведомственные акты);
решения органов местного управления и самоуправления с учетом их уровней и полномочий.
Следует также иметь в виду силу (значит, и место в иерархии) решений референдумов. Закон, принятый народом, обладает более высокой силой, чем иной национальный акт (исключением являются международные договоры, для которых в международном праве установлена соответствующая процедура денонсации. Народ путем референдума вправе делегировать другому субъекту полномочия по изменению принятого на референдуме закона).
Заключением Конституционного Суда нормативный акт любого органа может быть признан неконституционным и в силу этого не подлежащим применению судами и иными органами. Особая роль принадлежит регламентам (например, палат Парламента), международным договорам, которые не требовали ратификации Парламентом и в силу этого обладают более высокой по отношению к ним юридической силой.
Выстраивая правовую пирамиду и решая вопрос о приоритете того или иного акта, следует учитывать и другие нюансы. В частности, соотношение нового и ранее принятого акта, общего и специального, общей и особенной части закона (кодекса) и др.
Каждому продукту нормотворческой деятельности государственною органа (должностного лица) соответствует своя форма акта — закон, указ, постановление, решение и т. п.
Что касается судебных прецедентов, то в романо-германской правовой семье, к которой относится и национальная правовая система Республики Беларусь, они по юридической силе следуют за законами.
Общепризнанные принципы международного права предопределяют смысл и содержание конституционных норм.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы к зачету по курсу
- Конституционно-правовые нормы и институты.
- Конституционно-правовые отношения их субъекты, объекты, содержание.
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- Система конституционного права Республики Беларусь.
- Источники конституционного права Республики Беларусь. Их общая характеристика и иерархия.
- Место конституционного права в системе права Республики Беларусь.
- Наука конституционного права Республики Беларусь, предмет, система, источники. Представители белорусской науки конституционного права, их труды.
- Конституция Республики Беларусь: понятие, структура, юридические свойства.
- Порядок принятия, изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь.
- Толкование Конституции.
- Функции Конституции Республики Беларусь.
- Конституция в правовой системе Республики Беларусь. Конституционное развитие Республики Беларусь.
- Механизм защиты Конституции.
- Ответственность по конституционному праву. Понятие конституционного строя.
- Суверенитет народа, нации.
- Республика Беларусь – унитарное государство.
- Республика Беларусь - демократическое государство.
- Республика Беларусь - правовое государство.
- Республика Беларусь - субъект снг. Органы снг.
- Государственные символы Республики Беларусь.
- Гарантии суверенитета Республики Беларусь.
- Республика Беларусь - социальное государство.
- Конституционные основы полновластия народа и формы его проявления.
- Союзное государство Беларуси и России (принципы, органы, статус граждан).
- Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь.
- Политическая система (понятие, элементы, пути дальнейшего совершенствования).
- Понятие экономической системы и ее конституционные основы.
- Характеристика форм собственности.
- Общественные объединения - элемент политической системы.
- Политические партии - элемент политической системы.
- Государство - элемент политической системы.
- Государство и церковь.
- Государство и личность.
- Гражданство рб: понятие и принципы.
- Условия и порядок приобретения и прекращения гражданства.
- Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь.
- Теоретические основы и характеристика понятий: конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство. Классификация основных прав и свобод.
- Конституционно – правовая регламентация и содержание права на жизнь.
- Свобода, неприкосновенности и достоинство личности.
- Право на личную жизнь.
- Свобода передвижения и выбора места жительства.
- Право на определение отношения к религии. Свобода совести.
- Свобода мнений и убеждений.
- Право на национальную принадлежность, пользование родным языком.
- Право на судебную защиту. Право на юридическую помощь.
- Право на защиту международных организаций.
- Право на управление делами государства.
- Право избирать и быть избранным.
- Право на обращение в государственные органы.
- Свобода объединений.
- Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.
- Свобода печати и информации.
- Право на образование.
- Право на труд. Право на отдых.
- Право на охрану здоровья.
- Право на благоприятную окружающую среду.
- Право на социальное обеспечение.
- Право на участие в культурной жизни.
- Конституционные обязанности граждан.
- Правовое положение национальных меньшинств.
- Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Особенности правового статуса граждан в условиях чрезвычайного и военного положения.
- Соматические права и свободы и их правовая регламентация.
- Правовые основы государственной формы защиты прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
- Юридическая ответственность за нарушения прав человека.
- Региональный механизм снг в области защиты прав человека.
- Международные стандарты оон, ес, Совета Европы в области прав человека.
- Международный механизм защиты прав и свобод человека оон.