30. Действие норм права по предмету, кругу субъектов, во времени и пространстве.
Действие норм права по предмету - на какие общественные отношения данный нормативный акт распространяется (предметное действие).
Действие нормативных правовых актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу: 1) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие; 2) либо с момента их принятия; 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).
В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования.
Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядка государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.
Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие: а) издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; б) вследствие принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую лицу.
По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Это означает на практике следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершения преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.
В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом. Например, действие ст. 835 ГК РФ распространено на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, которые возникли ранее и сохранены на момент введения в действие второй части ГК РФ.
По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее или предназначены для действия за пределами страны.
Акты федеральных органов государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией Российской Федерации понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе.
Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.
Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено при принятии конкретного нормативного акта. Так, введение особого режима деятельности государственных органов и средств массовой информации, предусмотренного Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", возможно только на тех территориях, где в установленном порядке объявлено чрезвычайное положение. Правотворческий орган довольно часто в самом акте указывает местность (например, районы Крайнего Севера, зона чернобыльской аварии), за пределами которой акт теряет свое регулирующее воздействие.
Нормы, содержащиеся в федеральных законах, могут иметь также и экстерриториальное действие, т.е. применяться и за пределами Российской Федерации. Например, в отношении защиты граждан Российской Федерации, находящихся за пределами России, действуют нормы, предусмотренные Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации".
В то же время граждане Российской Федерации, совершившие преступления за границей, в случае предания их суду Российской Федерации несут ответственность не по законам места совершения преступления, а по УК Российской Федерации.
Действие нормативных актов по кругу лиц. Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц - это значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.
В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного Закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.
Специфика различных отраслей хозяйства обусловливает появление норм, действие которых распространяется лишь на работников данной отрасли. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативные акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение. Так, уголовную ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ) могут нести только должностные лица, признанные таковыми в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ.
Общим принципом российского законодательства является то, что под его действие подпадают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России - это обязанность исключительно ее граждан. Поэтому предписания Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. адресованы только гражданам Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. иностранные граждане не могут принимать участия во всенародном голосовании. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности). На таких лиц (а это - послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) не распространяются Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
- 1. Предмет, функции и структура теории государства и права.
- 2. Методология тГиП
- 4. Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.
- 3. Закономерности возникновения государства и права. Западный и восточный пути.
- Восточный (азиатский) путь возникновения государства
- Западный путь возникновения государства
- 4. Понятие, сущность и социальное назначение государства.
- 5. Легитимация и легализация государственной власти.
- 6. Государство и экономика. Соотношение и взаимодействие.
- 7. Суверенитет как политико-правовое свойство государства, народа, нации. Государственный суверенитет в условиях федерации и межгосударственных союзов.
- Государственный суверенитет в условиях федерации и межгосударственных союзах
- 8. Гражданское общество и государство.
- Исторический экскурс
- 9. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 10. Функции государства: понятие и классификация. Функции современного государства.
- Основные внутренние и внешние функции Российского государства
- 11. Государственный аппарат и механизм: понятие и соотношение. Бюрократия и бюрократизм.
- 12. Понятие и классификация государственных органов.
- 13. Понятие формы государства. Факторы, ее определяющие. Соотношение типа и формы государства.
- 14. Формы правления: понятие и классификация. Смешанные формы правления.
- 15. Формы государственного устройства: понятие и классификация. Территориальная и национально-культурная автономия.
- 16. Государственный и политический режимы: понятие, соотношение, классификация.
- 17. Политическая система общества: понятие, структура, типы. Государственно-правовые основы политических систем.
- 18. Государство и церковь. Светское, клерикальное, теократическое государство.
- Светское государство
- Клерикальное государство
- Теократическое государство
- Атеистическое государство
- 19. Социалистические и постсоциалистические государства: функции, государственный аппарат, формы.
- 20. Правовые теории: естественного права, историческая, нормативизма, социологическая, психологическая, марксистская.
- 21. Современное правопонимание. Соотношение права и закона.
- Современное правопонимание: основные концепции
- Соотношение права и закона
- 22. Соотношение и взаимодействие государства и права.
- 23. Признаки правового государства
- 1) Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
- 2) Наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).
- 24. Разделение властей как признак правового государства.
- 1) Возникновение идеи разделения властей:
- 2) Оформление и практическая реализация научной концепции:
- 3) Развитие современной теории разделения властей как элемента общей теории правового государства.
- Реализация принципа разделения властей в российской федерации
- 25. Права и свободы человека и гражданина (подданного): понятие, классификация и защита.
- 26. Понятие социального государства: его соотношение с правовым и социалистическим.
- 27. Понятие и виды социального регулирования. Понятие и виды социальных норм. Отличие правовых норм от иных социальных.
- 28. Принципы права: понятие и виды. Соотношение правовых принципов и правовых норм.
- 29. Понятие, классификация, структура правовых норм, способы их изложения в источниках права.
- 30. Действие норм права по предмету, кругу субъектов, во времени и пространстве.
- 31. Правообразование и правотворчество. Виды правотворчества.
- 32. Понятие форм и источников права; их соотношение и классификация.
- 33. Нормативно-правовые акты: понятие и классификация. Особенности и классификация законов.
- 34. Сущность, социальное назначение и функции права.
- 35. Правовое регулирование: понятие, механизмы и типы.
- 36. Понятие системы права. Критерии выделения отраслей и институтов права.
- 37. Материальное и процессуальное, публичное и частное, внутригосударственное и международное право.
- Частное и публичное право
- 38. Соотношение систем права и законодательства.
- 39. Понятие и виды систематизации законодательства.
- 40. Реализация права: понятие, формы, способы. Социальный и юридический механизмы реализации права.
- 41. Применение права: понятие, стадии. Юридическая квалификация. Акты применения права.
- Основные стадии процесса применения норм права
- Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
- 42. Толкование права: понятие, субъекты, виды, способы.
- Виды толкования по субъектам
- Способы и объем толкования правовых норм
- 43. Пробелы в законодательстве: понятие, причины, способы восполнения.
- 44. Юридическая техника: понятие и роль в правотворчестве, систематизации законодательства, применении права.
- 45. Юридические коллизии: понятие, виды, способы разрешения.
- 46. Правовые отношения: понятие, классификация
- Виды правовых отношений.
- Содержание правоотношений.
- 47. Структура правовых отношений
- 48. Понятие и виды субъектов права. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение.
- 49. Субъективное право и законный интерес: понятие и соотношение
- 50. Юридические факты: понятие и классификация. Юридический состав.
- 51. Правовые аксиомы, презумпции и фикции.
- 52. Понятие и принципы законности. Законность и демократия. Правовая законность.
- Основные принципы законности
- Законность и демократия
- Правовая законность
- 53. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком и законностью.
- Соотношение законности и правопорядка
- 54. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка. Эффективность законодательства.
- 55. Понятие и виды правомерного поведения. Правомерное поведение и злоупотребление правом.
- Злоупотребление правом
- Виды правонарушений.
- Объективно-противоправные деяния
- 58. Юридическая ответственность: понятие, основания, принципы, виды.
- Виды юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- 59. Юридическая ответственность и государственное принуждение.
- 60. Понятие, структура, виды правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
- Структура правосознания
- Виды правосознания
- Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения
- Правовой идеализм и его причины
- 61. Правовая культура: понятие, элементы, виды.
- Правовая система Российской Федерации