logo search
доклад РГ по ВТО 16

Транспарентность

- Опубликование информации о торговле

  1. Члены Рабочей группы просили рассказать о мерах по обеспечению законных полномочий Российской Федерации по приведению в действие статьи Х ГАТТ-94 и обеспечению других положений о транспарентности в соглашениях ВТО, а также подтвердить, что данные меры будут применены после присоединения. Разъяснения были особо необходимы в тех случаях, когда законы, указы, постановления, приказы, письма и другие меры общего применения Российской Федерации должны быть опубликованы для соблюдения требований статьи Х ГАТТ-94 и положений о транспарентности в других соглашениях ВТО, включая ГАТС и Соглашение ВТО по ТРИПС. Поскольку стороны и компетентные органы Таможенного союза принимают международные договоры, решения и другие меры, связанные с торговлей, члены также просили подтвердить, что государства-члены Таможенного союза и компетентные органы Таможенного союза будут соблюдать положения транспарентности в соответствии с положениями Соглашения ВТО по вопросам, входящим в компетенцию Таможенного союза.

  2. Отдельные члены заявили, что доступ к таможенным постановлениям и указам имеет жизненно важное значение для лиц, осуществляющих торговлю, при импорте и экспорте. В связи с этим члены отметили, что Российская Федерация имеет свыше 4 500 таможенных постановлений и «инструкций». Предоставить доступ к опубликованной версии данных положений было очень трудно, несмотря на то, что они считались нормативными правовыми актами и нормативными актами, которые юридически обязательны и являются актами общего применения, и Государственный таможенный комитет не предоставлял их импортерам (или посольствам) по запросу. Члены напомнили о положениях, отраженных в других разделах Доклада, включая положения о таможенных требованиях и правилах происхождения товара, и поинтересовались, как Российская Федерация будет решать эту проблему, то есть вопрос о необходимости предоставления доступа к таможенным постановлениям и другим дополнительным мерам.

  3. Данные члены также отметили, что с началом функционирования Таможенного союза 1 июля 2010 года, соглашения Таможенного союза, решения и другие меры, затрагивающие торговлю с Таможенного союза в целом и с Российской Федерацией как с членом Таможенного союза, стали существенными для членов и лиц, осуществляющих торговлю. Данные члены запросили информацию о том, когда и где соглашения Таможенного союза, решения и другие дополнительные меры будут опубликованы и доступны членам и лицам, осуществляющим торговлю.

  4. Один Член выразил свою глубокую озабоченность мерами, которые Российская Федерация с 2008 года осуществляла в отношении торговли с этим членом.

  5. Представитель Российской Федерации вновь принял к сведению озабоченности этого члена и сослался на пункт 209. По этим причинам Правительство Российской Федерации заключило двустороннее соглашение с данным членом, как изложено в пункте 210.

  6. Он также отметил, что Российская Федерация будет передавать данные о торговле в Интегрированную базу данных (ИБД) ВТО. Он также отметил, что Российская Федерация будет участвовать в других механизмах ВТО, таких, как механизм обзора торговой политики, обзоры в рамках Совета и Комитетов ВТО и различные консультационные процедуры ВТО, что предоставит возможности для обмена информацией и обеспечит большую транспарентность. Рабочая группа приняла к сведениюданныеобязательства.

  7. Отдельные члены выразили озабоченность тем, что договоры и решения Таможенного союза не предоставляют возможности участникам проводить консультации с компетентными органами Таможенного союза или предоставлять комментарии по вопросам, затрагивающим торговлю, включая положения ВТО, согласно которым члены должны предоставлять проекты мер, получать комментарии от членов, консультироваться по замечаниям и принимать во внимание подобные комментарии и замечания. Данные члены запросили Российскую Федерацию о принятии обязательства по разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, а также предложений для представления членам Таможенного союза, которые, в случае принятия, будут иметь статус нормативных правовых актов, доступных для заинтересованных лиц, включая членов Таможенного союза, которые могут прокомментировать их до принятия. Кроме того, Российская Федерация и компетентные органы Таможенного союза должны подчиняться требованиям транспарентности Соглашения ВТО в отношении вопросов, входящих в их компетенцию.

  8. Представитель Российской Федерации ответил, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека подлежат официальному опубликованию. Это положение получило развитие в Федеральном законе от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке публикации и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов, принятых Палатами Федерального Собрания Российской Федерации» (с последними изменениями от 22 октября 1999 года), а также в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с последними изменениями от 28 июня 2005 года). В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 5-ФЗ, датой публикации федерального конституционного закона, федерального закона или акта, принятого Палатами Федерального Собрания Российской Федерации, является дата первой публикации их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или в сборнике «Собрание законодательств Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты Палат могут быть опубликованы в других источниках прессы и доведены до всеобщего сведения с помощью печатных издания, переданных средствами массовой государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, с помощью каналов связи, и могут распространяться в электронном виде. Он также отметил, что большое количество разработанных законопроектов было представлено на различных правительственных и парламентских сайтах (например, на сайте Государственной Думы) после того, как они были официально предложены Государственной Думе. Правительство Российской Федерации намерено продолжать и совершенствовать эту практику.

  9. Он добавил, что в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации № 763, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в сборнике «Собрание законодательств Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания. Распространение актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в электронном виде научно-техническим центром правовой информации "Система" также считается официальной публикацией. Более того, в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации № 763, нормативное правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, обеспечение правовым статусом организаций, или межучережденческие акты подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение трех дней со дня их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», опубликованном в издательстве «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Данный бюллетень был распространен «Системой» в электронном виде.

  10. Он отметил, что в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (статья 16) (с последними изменениями от 2 февраля 2006 года), Таможенным кодексом Российской Федерации № 61-ФЗ (с последними изменениями от 24 ноября 2008 года) (статья 24) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», все федеральные органы исполнительной власти должны были обеспечить доступ общественности к информации в отношении законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также к своим правилам, распоряжениям, инструкциям, рекомендациям, письмам, телеграммам, сообщениям телетайпа и т.п., оказывающим влияние на торговлю. Такой доступ был предоставлен, например, в виде печатных документов, баз данных, или размещения данной информации в Интернете. Сайт www.gov.ru - основной электронный источник, содержащий ссылки на все веб-страницы государственных органов Российской Федерации. Существуют следующие сайты, содержащие публикации документов, связанных с международно-правовым регулированием торговли в Российской Федерации: www.president.kremlin.ru, www.government.ru (общие правительственные сайты со ссылками на отдельные сферы регулирования), www.economy.gov.ru, www.customs.ru, www.nalog.ru (налогообложение), www.cbr.ru (финансовые услуги), www.gost.ru (стандарты), www.mte.gov.ru (промышленность и энергетический сектор), www.vniiki.ru (общий информационный ресурс, регулируемый государственным научно-исследовательским центром) и другие. Подобные документы были также опубликованы в следующих печатных изданиях (в дополнение к тем, которые были отмечены выше): «Российский Налоговый Курьер», «Налоговая Политика и Практика» (документы, касающиеся налогообложения); «Вестник Банка России» (финансовые положения); «Вестник Ростехрегулирования» (документы, касающиеся торговых барьеров); «Стандарты и Качество» (документы, касающиеся торговых барьеров); «Вестник Российского Информационного Центра» (документы, касающиеся торговых барьеров); «Таможенные ведомости» (таможенные правила); «АПК: Экономика, Управление» (положения о сельском хозяйстве); «Интеллектуальная собственность» (правила, касающиеся интеллектуальной собственности). Представитель Российской Федерации подтвердил, что Правительство Российской Федерации создало действующие информационные центры в соответствии с Соглашениями ВТО по ТБТ и СФС. Он также подтвердил, что Правительство Российской Федерации находится в процессе создания действующих информационных центров в соответствии с требованиями статьи III ГАТС. Отвечая на вопрос члена о транспарентности в вопросах таможенного регулирования, он сослался на пункты с 294 по 300 раздела «Таможенное регулирование и процедуры» настоящего Доклада.

  11. Члены попросили предоставить дополнительную информацию о каких-либо правовых требованиях Российской Федерации в отношении того, что судебные решения, относящиеся к вопросам, связанным с ГАТТ-94, ГАТС и другими соглашениями ВТО, также будут опубликованы «таким образом, чтобы с ними могли ознакомиться правительства и лица, осуществляющие торговлю» до их вступления в силу. В частности, они просили предоставить информацию о том, где могут быть опубликованы законы и положения, затрагивающие ГАТС. Они также предположили, что Российская Федерация рассмотрит возможность размещения материалов «Российской газеты», «Собрания законодательств Российской Федерации», «Парламентской газеты» в Интернете, чтобы облегчить доступ общественности. Несмотря на то, что согласно многим правовым нормам, законы, постановления, указы, инструкции и так далее должны быть опубликованы и доступны незадолго до их вступления в силу, к некоторым важным решениям, в особенности, в области таможенного дела, доступ был затруднен, и лица, осуществляющие торговлю, и общественность могли воспользоваться лишь небольшим количеством источников, опубликовавших данные положения, чтобы ознакомиться с ними или высказать свои замечания. Члены также выразили озабоченность по поводу отсутствия возможности представить свои замечания и мнения относительно законов, правил и других мер до их вступления в силу.

  12. Они также отметили, что в области лицензирования услуг зачастую трудно выявить уполномоченных лиц, ответственных за выдачу лицензий. Более того, в работе российских учреждений, ответственных за разрешение, утверждение или регулирование деятельности в сфере услуг, будь то путем выдачи лицензии или другого документа, отсутствует транспарентность, и часто не всегда понятно, каким будет порядок лицензирования.

  13. В ответ представитель Российской Федерации отметил, что Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями от 28 сентября 2010 года), вводит конкретные требования к лицензированию, включая критерии и сроки принятия решений о лицензировании и лицензирующих органах, а также требования к письменным уведомлениям о принятом решении. В соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ процедура лицензирования и уполномоченные органы устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации (в соответствии со статьей 5 данного Федерального закона). Все акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию, прежде чем они вступят в силу, за исключением актов или их частей, составляющих государственную тайну или содержащих конфиденциальную информацию.

  14. Члены приветствовали эту информацию, однако отметили, что закон не охватывает важные секторы, такие как деятельность в области связи, производства и продажи этилового спирта и алкогольной продукции, и рыночной деятельности, связанной с алкоголем.

  15. В ответ представитель Российской Федерации отметил, что хотя Федеральный закон № 128-ФЗ не распространяется на определенный круг деятельности, включая средства связи, производство и продажу алкогольных напитков и так далее, особые требования по транспарентности, включая критерии и сроки принятия решений о лицензировании и лицензирующих органах, а также требования к письменным уведомлениям о решениях были оговорены в специальных федеральных законах, регулирующих данные виды деятельности, а именно Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О телекоммуникациях» (с последними изменениями от 29 июня 2010 года), Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с последними изменениями от 5 апреля 2010 года) и Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Части первой и в главу 25.3 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые правовые акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах на выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с последними изменениями от 5 апреля 2010 года). Далее представитель Российской Федерации напомнил об обязательствах, изложенных в пункте 1404 о необходимости опубликования или иным образом делать доступными все нормативные правовые акты общего характера, касающиеся или влияющие на торговлю услугами, и другую информацию, указанную в этом пункте.

  16. В связи с публикацией соглашений Таможенного союза, Решений Комиссии Таможенного союза и других мер Таможенного союза, представитель Российской Федерации заявил, что вся информация о деятельности и решениях органов Таможенного союза была доступна на сайте www.tsouz.ru. Решения были размещены на этом сайте в течение двух рабочих дней после их принятия. Он отметил, что у Таможенного союза имелся специальный сайт, и дата, когда определенная мера была опубликована на сайте, считалась официальной датой для определения сроков вступления данной меры в силу. Решения Комиссии Таможенного союза не вступали в силу раньше, чем через 30 дней после дня их публикации на сайте Таможенного союза. Он также заявил, что стороны Таможенного союза должны были опубликовать все решения Комиссии Таможенного союза и ЕврАзЭС в специальных национальных официальных изданиях с указанием даты вступления в силу решения, исходя из даты публикации на сайте Таможенного союза.

  17. Представитель Российской Федерации проинформировал членов, что в соответствии со статьей 12 Соглашения по внедрению и осуществлению мер, касающихся торговли товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года, организации или индивидуальные предприниматели - участники Таможенного союза, могут предоставить свои замечания, как это предусмотрено в соответствии с порядком разработки проекта о введении, реализации и отмене нетарифных мер, касающихся торговли товарами с третьими странами. Предложения о введении, изменении или устранении нетарифных мер были подготовлены участником Таможенного союза, в соответствии с его национальным законодательством. Заинтересованные стороны могли представить свои замечания по проекту в соответствии с национальным законодательством государства-члена Таможенного союза. Кроме того, в случаях, если государство-член Таможенного союза заключает международный договор с третьей страной, которая предоставила консультации, правительство данной страны, организации и предприниматели могли выражать свое отношение к правилам на основании условий соответствующего договора.

  18. Отдельные члены выразили озабоченность тем, что соглашения Таможенного союза и другие меры не дают возможность членам и другим заинтересованным лицам представить свои замечания непосредственно в органы Таможенного союза. С тех пор, как соответствующие органы Таможенного союза стали нести ответственность за принятие решений по вопросам ВТО, необходимо предоставлять членам возможность консультироваться с компетентными органами Таможенного союза, высказывать свои комментарии в отношении мер, связанных с соблюдением и исполнением положений ВТО.

  19. Представитель Российской Федерации подтвердил, что с даты присоединения все законы, нормативные правовые акты, указы, постановления, судебные решения и административные предписания общего назначения, связанные с торговлей товарами, услугами, правами интеллектуальной собственности, принятые либо изданные в Российской Федерации либо уполномоченным органом Таможенного союза, будут публиковаться незамедлительно, таким образом, который соответствует требованиям Соглашения ВТО, в том числе статье Х ГАТТ-94, ГАТС и Соглашению по ТРИПС. Представитель Российской Федерации подтвердил, что со даты присоединения Российская Федерация и уполномоченные органы Таможенного союза будут на регулярной основе осуществлять обновление общественно доступных источников, включая веб-сайты, содержащие информацию о мерах, и сделают их доступными для членов ВТО, физических лиц и предприятий. В целях улучшения условий доступа и источникам опубликования Российская Федерация учредит информационный центр, который с даты присоединения будет оказывать содействие членам и другим заинтересованным лицам в поиске и получении копий опубликованных версий положений Таможенного союза и Российской Федерации. Такие положения будут доступны для заинтересованных лиц в течение срока их действия или в течение разумного периода после их окончания. Он добавил, что Российская Федерация намерена размещать содержание изданий «Российская газета», «Собрание законодательств Российской Федерации», «Парламентской газеты» на сайтах и будет постоянно обновлять информацию. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.

  20. Представитель Российской Федерации также подтвердил, что, за исключением экстренных случаев, меры, затрагивающие национальную безопасность, конкретные меры урегулирования денежно-кредитной политики, меры, публикация которых будет препятствовать правоохранительным органам или иным образом будет противоречить общественным интересам или наносить ущерб законным коммерческим интересам отдельных предприятий, государственных или частных, Российская Федерация будет публиковать все законы, постановления, указы (кроме Указов Президента Российской Федерации), решения и административные распоряжения общего применения, относящиеся к или затрагивающие торговлю товарами, услугами или правами интеллектуальной собственности до их вступления в силу и предоставит разумный период времени, обычно не менее 30 дней, для того, чтобы члены и заинтересованные лица могли предоставить свои комментарии ответственным органам до того, как данное положение будет полностью разработано и передано компетентным органам Таможенного союза. В случаях, когда орган Таможенного союза был ответственен за предложение или принятие правовых актов Таможенного союза, в том числе решений или других положений Таможенного союза, соответствующих тем, которые указаны в предыдущем предложении настоящего пункта, компетентный орган Таможенного союза публиковал их до вступления в силу и предоставлял членам и заинтересованным лицам необходимое время для подачи своих замечаний в компетентный орган Таможенного союза. Любые замечания, полученные в течение срока, отведенного для комментариев, представленных России или компетентному органу Таможенного союза, будут приняты во внимание. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.

  21. Представитель Российской Федерации подтвердил, что после присоединения к ВТО, никакой закон, постановление, приказ, решение или административное постановление общего характера, касающиеся или затрагивающие торговлю товарами, услугами, или правами на интеллектуальную собственность, принятые (выпущенные) в Российской Федерации или компетентными органами Таможенного союза, не вступит в силу до его публикации, как это предусмотрено в соответствующих положениях Соглашения ВТО, в том числе ГАТТ-94, ГАТС и ТРИПС. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.

- Уведомления

  1. Члены Рабочей группы отметили, что все члены ВТО обязаны предоставлять уведомления в различные органы ВТО в соответствии с соглашениями. Члены Рабочей группы запросили о принятии обязательства о том, что после присоединения Российская Федерация представит первоначальные нотификации по всем соглашениям ВТО, а также будет выполнять требования соглашений ВТО о представлении уведомлений в отношении соглашений Таможенного союза и решений Комиссии Таможенного союза, а внутренних правилах, указах, постановлениях, решениях и административных распоряжениях общего применения, принимаемых Российской Федерацией и реализующих какое-либо из соглашений ВТО.

  2. Представитель Российской Федерации подтвердил, что после присоединения Российская Федерация представит все первоначальные нотификации в соответствии с требованиями соглашений, являющихся частью Соглашения ВТО, кроме уведомлений, указанных в Таблице 38, которые будут представлены в сроки, указанные в Таблице. После представления всех первоначальных уведомлений Российская Федерация будет представлять последующие уведомления на основании соответствующих положений и процедур Соглашения ВТО. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.