logo search
otvety_na_vse_voprosy_po_konstit_pravu_ekz_posled_variant

44. Конституционно-правовой статус Президента рф, его полномочия.

Институт През. занимает обособленное положение и не относится ни к одной из 3х ветвей власти.  Статья 80 К. РФ определяет, что През. РФ явл. главой гос-ва. Одним из решающих факторов, определяющих особый правовой статус През., является его избрание непосредственно народом путем тайных прямых выборов, что дает основание говорить о нем как о непосредственном представителе всего народа России.  

   Правовой статус През. России имеет некоторые особенности:

- не является главой исполнительной власти, выступая скорее гарантом разделения властей и координатора их отношений;

 - имеет большое влияние на назначение премьер-министра и меньше зависим от соотношения политич. сил в парламенте;

 - не связан обязательствами ни с одной из партий и опирается на собственный аппарат формируемый на профессиональной и назначаемый самим През.

   -Не являясь главой какой-либо ветви власти, През., тем не менее, оказывает непосредственное влияние на их деятельность.

  -В силу своего особого положения и характера функций, През. сочетает отдельные черты всех 3х ветвей власти:

 -издает указы, V могут быть направлены как на восполнение пробелов в законодательстве, так и для выполнения им конституционных задач, выступает с законодательной инициативой, подписывает принятые Гос. Думой законы и может вносить предложения об изменении и дополнении действующих законов, назначает референдум;

 - имеет полномочия исполнительной власти по руководству министерствами и ведомствами, подчиненными только ему, а также осуществляет отдельные функции, присущие исполнительной власти (может отменять постановления Правительства и принять решение о его отставке, решает вопрос о приеме в гражданство, вопросы обороны и безопасности, иностранные дела, имеет свою администрацию и т.п.);

 -решает вопросы помилования в последней инстанции и тем самым может изменить приговор суда, что является только прерогативой вышестоящего звена судебной власти. Представляет Совету Федерации для назначения кандидатуры судей.

   Исходя из особенной деятельности През., можно выделить 2 стороны его статуса: как руководящий орган гос-ва (подписывает законы, издает указы, назначает судей и др.) и как высшее должностное лицо (председательствует на заседаниях Правительства, Совета Безопасности, является Верховным главнокомандующим и др.).

   Вместе с этим През. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти не только различ. ветвей, но и разных уровней. Как глава государства, не принадлежащий ни к одной из ветви власти, През. выступает арбитром при разрешении конфликтов и разногласий м/у ветвями власти, м/у органами гос. власти федерального уровня и субъектов Федерации, м/у органами власти разных субъектов Федерации (ст.85 К.). Несмотря на особое положение През. в системе гос. власти и исключительный характер его полномочий, его власть имеет пределы благодаря принципу сдержек и противовесов. Так, например, указ През. о введение военного или чрезвычайного положения  незамедлительно должен передаваться на утверждение Совету Федерации.