logo search
1549

10.4. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах

В настоящее время в ООН зафиксированы более тридцати различных наименований свободных экономических зон, которые представляют собой обособленную территорию государства, на которой для решения конкретных экономических задач путем совместного предпринимательства с иностранными инвесторами созданы особые условия хозяйствования.

Понятие «свободная экономическая зона» (СЭЗ) является собирательным и охватывает в зависимости от целевой, отраслевой направленности такой зоны и от государства, в котором она создается, разные названия. Это могут быть свободные таможенные зоны (Болгария, Югославия), свободные беспошлинные зоны (Болгария), специальные экономические зоны (Китай), свободные промышленные зоны (страны Азии и Африки), экспортно-производственные зоны (страны Азии и Латинской Америки), зоны свободного предпринимательства (США), свободные порты (Германия), технополисы (США).

Все вышеперечисленные СЭЗ можно условно разделить на три вида: свободные промышленные зоны; внешнеторговые (свободные таможенные зоны и порты, включая зоны экспортного производства, транзитные зоны); функциональные или отраслевые (технопарки, технополисы, туристические, страховые, банковские зоны и др.).

Свободные промышленные зоны преимущественно создаются в странах с развивающейся рыночной экономикой и представляют собой территории, в пределах которых действует льготный правовой режим в области торгового, валютного, налогового и таможенного регулирования для расположенных в них предприятий.

Внешнеторговые зоны в основном предназначены для обеспечения дополнительных валютных поступлений за счет создания консигнационных складов, сдачи в аренду помещений для выставок, перевалки транзитных грузов и т. п. Внешнеторговые зоны имеются практически во всех странах. Наибольшее распространение они получили в Западной Европе, в частности в ФРГ, на территории которой находятся шесть городов-портов, являющихся свободными портами (Бремен, Бремерхафен, Кукехафен, Эмден, Киль, Гамбург). В этих портах можно производить погрузку, разгрузку, перегрузку, хранение, сортировку товаров, заниматься выставочной деятельностью. Там же осуществляется продажа товаров, организуются торги, предоставляются банковские, страховые услуги. Основной характеристикой торговых портов ФРГ является невзимание торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость товара в результате улучшения его потребительских свойств.

Технологические парки и технополисы способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации международного сотрудничества в области внедрения результатов фундаментальной науки с целью разработки новых наукоемких технологий и готовой продукции и расширения их экспорта.

В зависимости от целей и задач, стоящих перед ними, СЭЗ можно разделить на два типа: замкнутый (анклавный), полностью ориентированный на экспорт с целью получения прибыли в свободно конвертируемой валюте (например, СЭЗ Китая), и интеграционный, тесно связанный не только с внешним рынком, но и с национальной экономикой. Среди наиболее важных задач, стоящих перед СЭЗ, необходимо выделить задачу привлечения в экономику страны, где создается свободная экономическая зона, иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, то есть всего того, что традиционно входит в понятие «иностранные инвестиции».

Как показывает законодательная практика, именно в СЭЗ для иностранных инвестиций создаются наиболее благоприятные условия. Льготы в области внешнеэкономической деятельности дополняются бюджетными кредитами на финансирование приоритетных объектов инфраструктуры.

В ряде стран были приняты специальные законы, определяющие единые для всей страны условия создания и функционирования СЭЗ. Такие законы существуют в США (1934 г. с последующими изменениями), Мексике (1946 г.). Южной Корее (1970 г.), Румынии (1978 г.), Венгрии (1982 г.), Великобритании (1984 г.), Колумбии (1985 г.), Болгарии (1978/79 гг.) и в ряде других стран. Деятельность СЭЗ регулируется не только национальным законодательством, но и международными договорами (например, Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г.), а также унифицированными правовыми нормами. В частности в странах-членах ЕС (ЕЭС) действует постановление Совета Сообщества от 25 июля 1988 г. «О свободных таможенных зонах и складах», которое устанавливает порядок помещения товаров, ввезенных из стран, не являющихся членами ЕС, в подобных зонах и складах, определяет режим деятельности таможенных учреждений, предприятий и организаций страны, на территории которой находится зона или склад, а также предусматривает порядок вывоза (экспорта) товаров из зон (складов).

В области создания СЭЗ наиболее привлекателен опыт КНР. Решение о создании СЭЗ было принято в Китае в 1980 г. и на сегодняшний день существует три разновидности свободных экономических зон - специальные экономические зоны (Шень-чжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямынь в провинции Фуцзян и островная провинция Хайнань), открытые приморские города (Шанхай, Далянь, Тяньцзинь и Гуанчжоу)1 и районы экономического развития2.

Достаточно интересен механизм правового регулирования деятельности СЭЗ Китая. Формула экономической политики КНР такова: от простого, очевидного - к сложному; от практики, опыта - к их законодательному воплощению. Как правило, процесс правового обеспечения экономических нововведений начинается с принятия временных подзаконных актов. По мере наработки опыта они заменяются постоянными. Лишь, когда жизнь подтвердит правильность принятых решений, начинается разработка соответствующего закона.

Создание трех первых специальных экономических зон было юридически регламентировано в августе 1980 г. принятием Положения «О специальных экономических зонах провинции Гуандун». Этот документ впоследствии стал основой регулирования деятельности СЭЗ и в других районах Китая.

Законодательным органам провинций было предоставлено право принимать в развитие установок Положения юридические акты, регулирующие конкретные стороны деятельности зон. Эти акты должны были исходить из основных принципов, установленных соответствующими законами и указами, и учитывать конкретные условия и реальные потребности СЭЗ в каждой из провинций. В результате были приняты следующие документы: «Правила въезда и выезда», «Положение о труде и заработной плате», «Порядок регистрации предприятий», «О порядке заключения контрактов», «Порядок использования земельных участков и их оплаты» и т. д.

Что касается Российской Федерации, то краткие положения в отношении СЭЗ были изложены еще в Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г. содержал раздел, посвященный правовому регулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ. Новый закон об иностранных инвестициях не содержит положений, специально касающихся СЭЗ. Для иностранных инвестиций в СЭЗ, следовательно, существует тот же самый правовой режим, что и для всех иностранных инвестиций на территории РФ. Кроме закона об иностранных инвестициях на сегодняшний день деятельность свободных экономических зон на территории РФ регулируется постановлениями Правительства РФ. Так, например, в отношении СЭЗ «Находка» действует Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находка Приморского края, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г.; правовое положение СЭЗ «Янтарь» (Калининградская область) определило Постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г., впоследствии был принят Закон РФ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» 1996 г. и т. д. Неоднократно высказывалась идея принятия отдельного закона о свободных экономических зонах, было выработано несколько проектов такого закона. Однако на сегодняшний день такой закон не принят.

Таможенный кодекс РФ содержит положения, в соответствии с которыми появилась возможность создания свободных таможенных зон, расширяющих возможность для внешнеэкономической и производственной деятельности. В Москве были созданы три такие СЭЗ - «Шереметьево», «Московский Франко-Порт», «Франко-Порт Терминал».

В большинстве стран, в которых созданы СЭЗ, действует законодательство, предусматривающее, за некоторыми исключениями, следующие льготы функционирующим в СЭЗ предприятиям (как иностранным, так и местным с участием иностранного капитала): отмену пошлин и других ограничений на импорт материалов, машин и оборудования, необходимых для развития экспортного производства; освобождение от налогообложения на определенный период (так называемые «налоговые каникулы») или снижение на более длительное время ставок прямых и косвенных налогов; свободу от валютного контроля; гарантии возврата вложенного капитала и неограниченного перевода прибыли; компенсацию предпринимателям расходов на обучение кадров; уменьшение налогообложения средств, направляемых на создание и реконструкцию предприятий; упрощение процедуры создания предприятий; предоставление скидок за пользование коммунальными, транспортными и другими услугами; предоставление различного рода кредитов.

В настоящее время СЭЗ является дополнительным рычагом в деле привлечения иностранных инвестиций. В современном мире идет острая конкурентная борьба за привлечение иностранных капиталовложений и в связи с этим одной из приоритетных задач в области создания и функционирования СЭЗ является создание таких условий хозяйствования, которые были бы привлекательными для иностранного инвестора. Вопрос привлечения иностранных инвестиций на сегодняшний день в РФ является одним из актуальных. Именно при помощи СЭЗ можно было бы обеспечить более широкий доступ иностранным предпринимателям к внутреннему рынку России.