logo search
Пособия по ВСР / pravo2004

Глава 11. Судебная защита прав и законных интересов военнослужащих*(177) § 1. Защита в гражданском судопроизводстве*(178)

Гражданское судопроизводство - это урегулированная нормами права деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных субъектов материально-правовых отношений.

Порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется прежде всего Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 26 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), другими федеральными конституционными законами (например, Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" от 23 июля 1999 г. N 1-ФКЗ), ГПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела в той или иной инстанции. Судами первой инстанции являются суды, которые рассматривают и разрешают дело по существу. Суды второй инстанции - это суды, которые рассматривают дело в апелляционном или кассационном порядке. Наконец, судами третьей инстанции являются суды, пересматривающие судебные акты в порядке надзора. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам производится, как правило, тем же судом, который вынес соответствующий акт.

В настоящее время в Российской Федерации существует четырехуровневая система судов общей юрисдикции. Самый высокий, первый уровень - это Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает гражданские дела в первой, второй инстанциях и пересматривает судебные акты в порядке надзора. Второй уровень - это суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды и суды других субъектов). Ко второму уровню можно также отнести окружные военные суды. Суды этого уровня рассматривают дела в первой, второй кассационной инстанциях и пересматривают судебные акты в порядке надзора. Третий уровень - это районные (городские) суды. Они рассматривают дела в первой инстанции и во второй апелляционной инстанции. К этому же уровню можно отнести гарнизонные военные суды, которые рассматривают дела только в первой инстанции. Наконец, самый нижний, четвертый уровень - это мировые судьи, которые рассматривают гражданские дела только в первой инстанции.

Основными принципами гражданского судопроизводства являются законность, осуществление правосудия только судом, равенство всех перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, гласность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон.

Участники гражданского судопроизводства, в соответствии с их ролью и функциями в процессе, делятся на три группы: суд, осуществляющий правосудие (судьи); лица, участвующие в деле (истцы, ответчики, третьи лица, заявители и другие лица, имеющие в деле юридическую заинтересованность); лица, содействующие осуществлению правосудия (свидетели, переводчики, представители и др.).

Для того чтобы быть лицом, участвующим в деле, необходимо обладать гражданской процессуальной правоспособностью. Она признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

Для того чтобы самостоятельно, своими действиями, осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности, лицо должно обладать гражданской процессуальной дееспособностью. Она принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям. В некоторых случаях несовершеннолетние граждане могут сами защищать свои права.

С принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ, по которому разрешается поступление на военную службу иностранным гражданам, важное значение приобретает разд. V ГПК РФ - "Производство с участием иностранных лиц". В соответствии со ст.ст. 398, 399 ГПК РФ иностранные граждане пользуются процессуальными правами наравне с российскими гражданами, а их процессуальная правоспособность определяется "их личным законом".

Существует две стороны судебной защиты прав военнослужащих: во-первых, военнослужащий вправе защитить свои субъективные права (как частные, так и публичные), не связанные с военной службой, в таком же порядке, как и любой другой гражданин. Так, военнослужащий вправе предъявить иск о взыскании долга по неисполненному договору займа, о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества супругов, предъявить заявление об оспаривании отказа в государственной регистрации по месту жительства и т.д. Данное право на судебную защиту военнослужащего почти никогда не подвергалось сомнению со стороны государства и его органов. Другое дело - судебное оспаривание (обжалование) военнослужащим действий и бездействия органов военного управления и воинских должностных лиц. До недавнего времени делать это было запрещено, существовал только военно-административный порядок обжалования указанных действий, например путем подачи рапорта "по команде".

Впервые право граждан на судебное обжалование действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан, было закреплено на конституционном уровне в ч. 2 ст. 58 Конституции СССР 1977 г. Законодательно это конституционное право граждан было реализовано только с принятием 30 июня 1987 г. Верховным Советом СССР Закона СССР "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан"; 2 ноября 1989 г. был принят новый Закон СССР "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан". Это были важные этапы развития законодательства о судебной защите прав, однако указанные выше законы были не лишены недостатков. Так, обращение в суд с жалобой было возможно лишь после соблюдения административного порядка обжалования, в них не упоминалось право военнослужащих на судебное обжалование.

В целях более полной реализации положений Конституции Российской Федерации 1993 г. и Декларации прав и свобод человека и гражданина 27 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", которым устанавливалось, что военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления, воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы (ч. 5 ст. 4), и предварительное обязательное обращение в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу отменялось.

18 ноября 1992 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление N 14, в котором указал: "Исходя из содержания ст. 63 Конституции Российской Федерации каждый военнослужащий имеет право на обжалование в суд действий органов военного управления и воинских должностных лиц, если считает, что они нарушают его права и свободы". Таким образом, впервые в истории российского судопроизводства судам было дано разъяснение о возможности обжалования военнослужащими неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц в суд.

Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-1 законодательно закреплялось право военнослужащих "на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации" (ч. 1 ст. 21).

В соответствии со ст. 21 действующего в настоящее время Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (ч. 1), "неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами" (ч. 2). Право военнослужащего обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц подтверждает ст. 109 ДУ ВС РФ.

Важное значение для судебной практики имеет постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9.

Судебный порядок защиты субъективных прав военнослужащих от неправомерных действий и бездействия органов военного управления отличается от общего судебного порядка защиты прав граждан (в том числе и военнослужащих) только одним - подсудностью указанных дел военным судам. Вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел будут рассмотрены ниже.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, в интересах граждан и организаций в суд от своего имени могут обратиться другие лица, например, прокурор или иные органы государственной власти. В соответствии с ГПК РФ участие прокурора (в том числе и военных прокуроров) в гражданском процессе подверглось ограничениям, например, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Граждане и организации вправе вести свои дела в суде самостоятельно, через представителей или вместе с представителем. Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами. Так, дела военной организации может вести ее командир (начальник).

Представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела. Однако судьи, следователи, прокуроры по общему правилу не могут быть представителями в суде. Кроме того, в п. 4 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ содержится еще одно ограничение: представителями организаций могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штатах указанных организаций, если иное не установлено федеральным законом. Это ограничение не совсем правильное и несколько ущемляет право организаций на судебную защиту.

В соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" бесплатная помощь военнослужащим не оказывается, что противоречит положениям ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В ней установлено, что бесплатная юридическая помощь оказывается не только органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы, но и юридическими консультациями и коллегиями адвокатов - военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

Полномочия представителя оформляются, как правило, доверенностью. Доверенности, выдаваемые военнослужащими, могут быть удостоверены, в частности, и командиром (начальником) воинской части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица. Право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Для того чтобы дело было рассмотрено и разрешено тем или иным судом общей юрисдикции, оно должно быть подведомственно судам общей юрисдикции и подсудно данному конкретному суду.

Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Под органом понимается суд общей юрисдикции, арбитражный суд, конституционный (уставной) суд, третейский суд, административный орган, иной орган, в компетенцию которого входит разрешение юридических дел. В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают следующие гражданские дела:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства (это требования, основанные на нотариальной и простой письменной сделке, требования о взыскании алиментов, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной плате и др.);

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ (дела об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании действий (бездействия) государственных и иных органов, должностных лиц, государственных служащих, о защите избирательных прав);

4) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ (об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении ребенка, о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении умершим, об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным и другие дела).

Подсудность дела - это относимость подведомственного судам дела к ведению (компетенции) того или иного суда. Речь идет о рассмотрении и разрешении дела в первой инстанции.

Можно выделить два основных вида подсудности: родовую и территориальную. Сначала определяется родовая подсудность, а затем территориальная.

Родовая подсудность определяет, какого уровня суд общей юрисдикции вправе рассматривать и разрешать данное дело. Основным, главным, уровнем, на котором разрешаются большинство гражданских дел по первой инстанции, является районный (городской) суд. Менее значимые гражданские дела подсудны мировым судьям. Наиболее важные дела рассматриваются и разрешаются судами субъектов Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию судов одного уровня в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность того или иного суда. Главный вид территориальной подсудности - общая подсудность. Она применяется тогда, когда не действует иной вид территориальной подсудности. В этом случае иск предъявляется по месту жительства (гражданин) или по месту нахождения (юридическое лицо) ответчика.

Кроме общей подсудности, по некоторым категориям дел применяются и иные виды территориальной подсудности (по выбору истца, исключительная, по связи дел, договорная).

В соответствии со ст. 16 Федерального конституционного закона "О военном положении" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ и ст. 35 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ в случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено военное или чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Некоторые ученые выделяют также персональную подсудность. В Российской Федерации она фактически касается только военнослужащих и означает, что заявления и иски военнослужащих, оспаривающих действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, подсудны не общегражданским судам общей юрисдикции, а военным судам.

Подсудность гражданских дел военным судам определена Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации". В соответствии со ст. 7 этого Закона военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о преступлениях, в которых обвиняются военнослужащие и некоторые другие лица;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

К гражданскому процессу имеет отношение только п. 1 ч. 1 ст. 7 указанного Закона. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" отмечается, что "в соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы)".

Таким образом, во-первых, под "гражданскими и административными делами о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих" следует понимать "гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих".

Во-вторых, в военный суд за защитой могут обратиться не только военнослужащие, но и граждане, уволенные с военной службы, граждане проходящие военные сборы, и граждане, прошедшие военные сборы, если нарушение их прав имело место во время прохождения военной службы или военных сборов.

Вышеуказанные положения, а также некоторые другие положения данного постановления и других постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяют жесткую, исключительную подсудность данных дел военным судам, т.е. военнослужащие не могут обратиться за защитой своих прав и свобод, связанных с военной службой, в общегражданские (районные, городские) суды.

Для того чтобы возбудить гражданское дело, заинтересованное лицо должно подать в суд исковое заявление (или заявление - по делам неискового производства).

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Содержание заявления установлено в ст. 131 ГПК РФ, а в ст. 132 этого Кодекса содержится перечень документов, которые прилагаются к заявлению.

Вопрос о принятии искового заявления решает судья. Если заявление подано с соблюдением всех требований закона, судья выносит определение о принятии заявления к производству, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции (ст. 133 ГПК РФ). Если судья считает, что у лица, подающего заявление, нет права на предъявление иска, судья выносит определение об отказе в принятии искового заявления (ст. 134 ГПК РФ). Если судья считает, что имеются устранимые препятствия для возбуждения дела, т.е. лицо, обратившееся в суд, временно не имеет права на предъявление иска, судья выносит определение о возвращении искового заявления (ст. 135 ГПК РФ). Если судья считает, что лицо, обратившееся в суд, имеет право на предъявление иска, но им не соблюдены легко устранимые формальности, судья выносит определение об оставлении заявления без движения (ст. 136 ГПК РФ).

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Указанные сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных доказательств, вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Доказывание - это деятельность лиц, участвующих в деле, и суда, направленная на установление наличия или отсутствия обстоятельств, имеющих значение для дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако из общего правила есть и исключения, например, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (в том числе и органов военного управления и воинских должностных лиц) возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Рассмотрение дела связано с таким понятием, как судебные расходы. Это денежные затраты, связанные с рассмотрением дела в суде, оплата которых возложена законом на заинтересованных лиц. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. В настоящее время действует Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 г. N 2005 в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Государственная пошлина уплачивается истцом (заявителем) до подачи иска в суд.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей и некоторые иные расходы.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы; в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Подготовка дела к судебному разбирательству - это стадия гражданского процесса, проводимая единолично судьей, с участием лиц, участвующих в деле, главной задачей которой является так подготовить дело к судебному разбирательству, чтобы оно было рассмотрено по существу в первом же судебном заседании. В рамках подготовки дела к судебному разбирательству проводится предварительное судебное заседание.

Судебное разбирательство - это следующая стадия гражданского процесса, на которой суд непосредственно исследует доказательства, устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела, и выносит решение на основе закона, т. е. разрешает дело по существу.

Разбирательство состоит из четырех частей: подготовительной, рассмотрения дела по существу, судебных прений, вынесения и оглашения решения.

В подготовительной части проверяется явка участников, им разъясняются процессуальные права, разрешаются заявленные отводы, ходатайства, решается вопрос о возможности слушания дела в данном заседании, совершаются иные процессуальные действия.

Главные процессуальные действия, совершаемые в ходе рассмотрения дела по существу, - это заслушивание объяснений лиц, участвующих в деле, и исследование других представленных по делу доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судебные прения - это речи лиц, участвующих в деле, и их представителей, в которых они, анализируя доказательства и установленные обстоятельства, аргументируют свою правовую позицию по делу.

После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату и принимает решение по делу.

В разбирательстве может быть объявлен перерыв (для отдыха, в связи с наступлением обеденного времени, с окончанием рабочего дня и т.п.). Отложение разбирательства дела - перенос разбирательства на определенный срок в силу причин субъективного характера (неявка участников, непредставление истребованных доказательств и т.п.).

Приостановление производства по делу - временное прекращение процессуальных действий по делу на неопределенный срок в силу причин объективного характера. Основания приостановления подразделяются на два вида: обязательные (суд обязан приостановить производство) и факультативные (суд может приостановить производство). Среди обязательных причин приостановления производства есть и такая: "участие ответчика в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьба истца, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов".

Дело может быть окончено производством в первой инстанции вынесением решения или без вынесения решения. Прекращение производства по делу - окончание производства по делу без вынесения решения по основаниям, которые делают невозможным предъявление этого же иска (заявления) к тому же ответчику еще раз. Оставление жалобы без рассмотрения - окончание производства по делу без вынесения решения по указанным в ГПК РФ основаниям, что дает возможность предъявления этого же иска (заявления) к тому же ответчику еще раз после устранения определенных недостатков.

Постановление суда (судебный акт) - это письменный акт, принятый (вынесенный, постановленный) судом (судьей) в качестве органа власти для разрешения материально-правового или процессуального вопроса, возникшего в рамках рассмотрения дела в суде. Виды судебных постановлений:

- решение - это акт суда первой или апелляционной инстанции, который выносится именем Российской Федерации и которым дело разрешается по существу;

- определение - это акт, в котором суд разрешает отдельные вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, но дело по существу не разрешается;

- судебный приказ - единоличный акт мирового судьи о взыскании денег или иного движимого имущества, выносимый без судебного разбирательства по требованиям, перечень которых установлен в ГПК РФ.

Решение выносится судом в совещательной комнате большинством голосов судей (при коллегиальном рассмотрении дела). Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Оно должно быть законным и обоснованным. По общему правилу решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование (10 дней), если они не были обжалованы.

Напомним, что производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, - это второй вид производства в суде первой инстанции. К указанным делам наряду с другими делами относятся дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ). К данной категории относятся и дела по заявлениям военнослужащих об оспаривании решений и действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц.

В ГПК РФ установлено, что дела, возникающие из публично-правовых отношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23-26 ГПК РФ и другими федеральными законами. Основные из этих особенностей:

- суд не связан основаниями и доводами заявленных требований;

- суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления (а не искового заявления) заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием);

- обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие);

- суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела;

- обращение заинтересованного лица (в том числе и военнослужащего) в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Подробнее рассмотрим производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, поскольку эта категория напрямую относится к защите прав военнослужащих.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

В соответствии с ч. 3 ст. 254 ГПК РФ заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

К решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как отмечалось, в особом производстве рассматриваются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным и другие дела, которые не связаны со спором о субъективном праве.

Цель указанного производства - защита неоспариваемых субъективных прав и интересов. Некоторые дела особого производства могут иметь отношение к военнослужащим. Например, это дела о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими (гл. 30 ГПК РФ). В ст. 277 ГПК РФ определены особенности рассмотрения этих дел в отношении военнослужащих и иных лиц, пропавших без вести в связи с военными действиями. В гл. 37 ГПК РФ определен порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении, причем должностным лицом, действия или бездействие которого оспариваются, может являться командир (начальник) воинской части, соединения, учреждения, военного учебного заведения или должностное лицо военного медицинского учреждения. Тем не менее эти дела военным судам не подсудны.

Вынесенные судебные постановления, в том числе и постановления военных судов, могут быть обжалованы в кассационном порядке (постановления мировых судей - в апелляционном порядке), а также пересмотрены в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Исполнение судебных актов производится в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. Это Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ, Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ, разд. VII ГПК РФ (ст.ст. 428-446), разд. VII АПК РФ (ст.ст. 318-332). Важное значение для исполнения судебных актов по делам с участием военнослужащих и военных организаций имеют постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" от 22 февраля 2001 г. N 143 (и указанные Правила) и "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" от 9 сентября 2002 г. N 666. Кроме того, исполнительное производство регулируется ведомственными нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации и других министерств и ведомств. В настоящее время разрабатывается проект Исполнительного кодекса Российской Федерации.

На основании судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов выдается исполнительный лист, который является исполнительным документом. Кроме исполнительного листа, исполнительным документам являются судебный приказ и некоторые другие документы. Исполнительный лист и судебный приказ подписываются судьей и заверяются гербовой печатью суда.

Участниками исполнительного производства являются, во-первых, органы принудительного исполнения. Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В состав данной службы в соответствии с законом должна входить и служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации (в настоящее время - Главное управление обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации), которая должна комплектоваться военнослужащими. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О судебных приставах" "судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих". В настоящее время служба судебных приставов при Главном управлении обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации не создана, Главный военный судебный пристав не назначен.

Кроме органов принудительного исполнения, участниками исполнительного производства являются иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями.

Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Если истек срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а должник не исполнил лежащих на нем обязанностей, применяются меры принудительного исполнения:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с законом, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.