40. Коллизионное регулирование сделок в мчп. Роль принципа автономии воли сторон и принципа наиболее тесной связи.
Автономия воли – возможность участников правоотношения избирать право, которое будет регулировать их права и обязанности. Критерий автономии воли есть генеральная привязка.
Законодательство большинства государств позволяет странам договора самим избрать право, подлежащее применению к их договорным обязательствам. Автономия воли стран состоит в том, что страны в договоре могут устанавливать по своему усмотрению не только условия и содержание договора, но и определять право которое будет применяться к заключившим ими договору. Данный принцип получил широкое распространение в м/н практике, так как ни в одном договоре не возможно предусмотреть все ситуации которые могут возникнуть, именно поэтому стороны должны иметь возможность осуществить выбор права. Выбор права сторонами должен быть прямо выражен в условиях договора или в обстоятельствах дела, или определенно следовать из них. В законодательстве ряда стран если воля сторон о сделке не была выражена, то применяется принцип закона места совершения контракта, если договор был заключен по телеграфу, то место последнего действия.
Способы выбора права:
1) включение в текст оговора
2) имеется отсылка к похожим договорам о применении права.
Воля должна быть выражена достаточно определенно. Действие принципа “кто выбирает суд, тот выбирает и право” в России ограничено. Одновременно могут применяться несколько прав различных государств.
ГК: Пределы автономии воли:
Пространственные пределы (п.5 ст. 1210 ГК РФ)
Временные пределы. (п.3 ст. 1210 ГК РФ).
Пределы связанные с содержанием обязательств (п.1 ст.1210 и п.4 ст. 1210 ГК РФ). Существуют общие ограничения автономии воли – сверхимперативные нормы, оговорка о публичном порядке.
Принцип наиболее тесной связи нашел отражение в Римской конвенции стран ЕС «О праве применимом к договорном обязательствам» от 19.06.1980 г.
Критерий наиболее тесной связи будет применяться, если нет автономии воли. Ст. 1211 ГК РФ.
В п. 2 установлена общая презумпция, согласно которой правом страны, с которым договор наиболее тесно связан считается право страны где находится место жительство или основное место деятельности исполнителя договора.
п. 3 определяет «исполнителя» в различных договорах. Это рекомендации, а не закрытый перечень. (Предусмотрены ряд специальных презумпций для отдельных договоров). Применяются, если иное не вытекает из закона, условий и существа договора, либо совокупности обстоятельств дела.
41. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности: взаимодействие публично-правовых и частно-правовых средств. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (Общая характеристика ФЗ «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»).
Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.
Основная задача государства в области внешней торговли - это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.
На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.
Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.
На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказывают меры государства по регулированию внешней торговли.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.
ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД»: Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Международное частное право
- 1. Мчп в российской правовой системе. Предмет и методы мчп. Система мчп.
- 2. Понимание содержания международного частного права в различных государствах.
- 3. Соотношение и взаимодействие мчп и мпп.
- 4. Международный договор как источник мчп.
- I) по числу участников:
- II) по предмету:
- 5. Роль международных организаций в унификации мчп.
- 6. Развитие международно-частного права в рамках снг: вопросы унификации и гармонизации.
- 7. Основные внутренние источники международного частного права в Российской Федерации.
- 8. Роль обычаев как источников международного частного права. Обычай и обыкновение в мчп. Судебный прецедент и доктрина как источники мчп.
- 9. Нормативный состав мчп. Вопрос включения национальных материальных норм в состав мчп.
- 10. Состав и правовая природа коллизионных норм. Классификация коллизионных норм.
- 11. Основные типы традиционных коллизионных привязок.
- 12. Гибкие коллизионные привязки.
- 13. Квалификация юридических понятий коллизионной нормы. Установление содержания норм иностранного права.
- 14. Проблема обратной отсылки и ее преодоление.
- 15. Взаимность. Реторсии.
- 16. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
- 17. Оговорка о публичном порядке.
- 18. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп.
- 19. Личный закон физического лица, критерии его определения, сфера применения.
- 20. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в рф.
- 3 Основных режима пребывания иностранных граждан:
- 21. Правовое положение российских граждан за рубежом, порядок выезда из рф и въезд в рф.
- 22. Коллизионное регулирование трудовых отношений в мчп.
- 23. Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в рф.
- 24. Критерии для определения личного закона юридического лица. Правовое значение «национальности» юридического лица.
- 25. Правовое положение иностранных юридических лиц в рф.
- 26. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации: правовое положение и порядок аккредитации.
- 27. Деятельность российских юридических лиц за рубежом.
- 28. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Виды иммунитета.
- 29. Концепции абсолютного и функционального иммунитета государств.
- 30. Коллизионные вопросы вещных прав. Взаимодействие вещного и обязательственного статутов.
- 31. Иностранные инвестиции, их основные формы, категории и правовой режим в Российской Федерации.
- 1. Национальное законодательство.
- 2. Международные договоры.
- 32. Понятие иностранного инвестора. Предприятия с иностранными инвестициями.
- 33. Основные правовые гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам.
- 34. Соглашения о разделе продукции.
- 35. Международный механизм гарантирования иностранных инвестиций.
- 36. Порядок разрешения международных инвестиционных споров.
- 37. Собственность Российской Федерации, находящаяся за рубежом. Иммунитет собственности государства. Порядок управления и распоряжения государственной собственностью за рубежом.
- 38. Национализация: принципы проведения; экстерриториальное действие актов о
- 39. Правовой режим культурных ценностей в мчп.
- 40. Коллизионное регулирование сделок в мчп. Роль принципа автономии воли сторон и принципа наиболее тесной связи.
- 42. Внешнеэкономическая сделка: понятие, признаки, форма.
- 43. Минимальные требования к обязательным реквизитам внешнеэкономических сделок.
- 44. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
- 45. Договоры с участием потребителей в международном частном праве.
- Гк рф: Статья 1212. Право, подлежащее применению к договору с участием потребителя
- 46. Представительство и доверенность в международном частном праве.
- 47. Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
- 48. Инкотермс 2000 г. Базисы поставки ехw, сif, fов.
- 49. Теория lех mercatoria.
- 50. Международные автомобильные перевозки.
- 51. Международные железнодорожные перевозки.
- 52. Международные воздушные перевозки.
- 53. Международные морские перевозки. Общая характеристика гл. 26 ктм рф.
- 54. Расчеты в международном торговом обороте. Аккредитивная форма платежа.
- 55. Обязательства из причинения вреда в мчп - основы коллизионного регулирования.
- 56. Обязательства из неосновательного обогащения и вследствие недобросовестной конкуренции - основы коллизионного регулирования.
- 57. Коллизионное регулирование наследственных отношений: вопросы наследования по закону. Статья 1224. Право, подлежащее применению к отношениям по наследованию
- 58. Коллизионное регулирование наследственных отношений: вопросы наследования по завещанию.
- 59. Коллизионные вопросы брачно-семейных правоотношений: заключение и расторжение брака, признание браков заключенных за территорией рф. Личные неимущественные и имущественные отношения супругов.
- 60. Права и обязанности родителей и детей - коллизионное регулирование. Вопросы международного усыновления.
- 61. Понятие «международного гражданского процесса» и обоснование включения процессуальных вопросов в состав международного частного права как отрасли правоведения и учебного курса.
- 62. Определение международной подсудности. Конфликт юрисдикции. Исключительная подсудность российских судов и последствия ее нарушения.
- 63. Договорная подсудность: пророгационные и дерогационные соглашения.
- 64. Процессуальный статус иностранных лиц.
- 65. Порядок исполнения судебных поручений и решений иностранных судов в Российской Федерации.
- 66. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения. Легализация документов и проставление апостиля.
- 67. Международный коммерческий арбитраж: понятие, компетенция, основы правового регулирования.
- 68. Формирования международного коммерческого арбитража. Право, применимое международным коммерческим арбитражем к существу спора и процедуре рассмотрения спора.
- 69. Признание и приведение в исполнение решений международных коммерческих арбитражей на территории рф.
- 70. Порядок рассмотрения споров в мкас при тпп рф.