logo search
Administrativka / Административка / экзамен админ / Экзамен админ с 1-59

50. Государственное управление в социальной сфере.

Россия – социальное государство, это означает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (инвалидов, пожилых людей) и т.д.

Административная реформа в сфере социальной политики направлена на повышение качества предоставляемых государственных услуг, на передачу части функций от государственных структур негосударственным, на передачу части функций от государственных органов государственным учреждениям, на закрепление и гарантирование стандартов государственных услуг.

Основные отрасли социальной сферы:

- образование и наука;

- социальная защита и здравоохранение;

- культура;

- физкультура, спорт, туризм.

Органы, осуществляющие государственное управление, в данной сфере.

Образование и наука:

- Министерство образования и науки;

- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам

и товарным знакам;

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

- Федеральное агентство по науке и инновациям;

- Федеральное агентство по образованию.

Здравоохранение и социальное развитие:

- Министерство здравоохранения и социального;

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

- Федеральная служба по труду и занятости;

- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Физкультура, спорт, туризм:

- Федеральное агентство по физической культуре и спорту;

- Федеральное агентство по туризму;

- Государственный комитет по делам молодежи.

Культура и средства массовых коммуникаций (СМИ):

- Министерство культуры и массовых коммуникаций;

- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;

- Федеральное архивное агентство;

- Федеральное агентство по культуре и кинематографии;

- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Нормативно-правовое регулирование государственного управления в социально-культурной сфере.

Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г., Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. Данная служба осуществляет контроль и надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением стандартов социального обслуживания, медицинского обслуживания, за осуществлением различных медицинских экспертиз, производством, оборотом, безопасностью лекарственных средств, выдает лицензии на осуществление медицинской деятельности и т.д.

Закон РФ «Об образовании» (в ред. от 13 января 1996 г. с изм. и доп.), ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (от 22 авг. 1996 г. с изм.), типовые положения об образовательных учреждениях, уставы образовательных учреждений (организаций), иные многочисленные акты. Например, Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г.

В соответствии с положением о Министерстве образования и науки РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г., оно осуществляет следующие функции.

1. Министерство образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

2. Министерство образования и науки осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

3. Министерство образования и науки вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства и другие документы по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

4. Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

- порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях;

- формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами РФ;

- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

- положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

- федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;

- положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.

51. Антимонопольная деятельность. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Первый в России антимонопольный нормативный акт - Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках был принят 22 марта 1991 года. Т.к. данные закон не свежий, то он почти весь утратил силу! Но все, же является основой российского антимонопольного законодательство.

Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов. К таким документам следует отнести Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Отдельный блок составляют акты о Государственном Реестре предприятий-монополистов и о специальном регулировании их деятельности.

Антимонопольная деятельность (А.Д.)- это определенная вся совокупность методов и средства по обеспечению надлежащего исполнения антимонопольных норм юр лицами и антимон. Органами.

Рассмотрим А.Д. на Федеральной антимонопольной службе: Положение «О Федеральной антимонопольной службы», утверд. Правительством от 31 июня 2004 г.

ФАС- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию НПА, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

В основные функции Федеральной антимонопольной службы входит ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%; определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках и финансо­вых организаций на финансовых рынках, а также проведение провер­ки соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках хозяйствующими субъектами, федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, наделенными функциями государственного управле­ния (местного самоуправления), получение от них необходимых до­кументов, информации, объяснений в письменной и устной формах.

К ведению Федеральной антимонопольной службы также отно­сится принятие нормативных правовых актов в сфере антимонополь­ной деятельности. Федеральная служба устанавливает:

— порядок определения доминирующего положения финансо­вых организаций на рынке банковских услуг;

— порядок определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами;

— порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг;

— порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг;

— порядок определения доминирующего положения негосудар­ственных пенсионных фондов;

— формы уведомления о соглашениях или согласованных дейст­виях финансовых организаций; и т.д.

Федеральная антимонопольная служба также осуществляет кон­троль и надзор за:

— соблюдением коммерческими и некоммерческими организация­ми, федеральными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органами местно­го самоуправления антимонопольного законодательства, законодатель­ства о естественных монополиях, законодательства о рекламе;

— действиями, которые совершаются с участием или в отноше­нии субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении ко­торого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состоя­ния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

— соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;

— соблюдением установленных законодательством о естествен­ных монополиях требований об обязательности заключения догово­ров субъектами естественных монополий;

— соблюдением установленных антимонопольным законода­тельством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими домини­рующее положение на соответствующих рынках;

— действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах объектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых состав генерирующих компаний;

В целях исполнения своих функций Федеральная антимонополь­ная служба также выдает соответствующие заключения и предпи­сания:

— заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внут­реннем рынке Российской Федерации специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, преду­смотренных законодательством в указанной сфере;

— заключения о наличии или отсутствии ограничения конку­ренции на товарном рынке при введении, изменении и прекраще­нии действия таможенных тарифов, а также при введении нетариф­ных мер;

— предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (ихруководителями), федеральны­ми органами исполнительной власти, органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления, а также организациями, наделенными функциями государст­венного управления (местного самоуправления), их должностными лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными пред­принимателями, в случаях, предусмотренных антимонопольным за­конодательством и законодательством о рекламе.

Федеральная антимонопольная служба также осуществляет со­гласование в случаях, установленных законодательством о конкурен­ции на товарных рынках, создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, полу­чения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов.

Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации.

ФЗ «о лицензировании отдельных видов деятельности». Разрешительный порядок, т.к. это добровольное волеизъявление, никто никого не принуждает, главное- это соответствовать требований.

Критерии определения лицензируемых видов деятельности: относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

лицензирующие органы: Правительство Российской Федерации не относится к лицензирующим органам, так не осуществляет функцию лицензирования. Однако, Законом о лицензировании оно наделено широкими полномочиями в сфере правового регулирования лицензирования. В соотв. со статьей 5 Закона о лицензировании Правительство:

- утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2002 года №612 «Об утверждении положения о лицензировании производства медицинской деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года №600 «Об утверждении положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №817 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией» и другие;

-определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

-устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

«МВД России»: Негосударственная (частная) охранная деятельность

Негосударственная (частная) сыскная деятельность

Торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия

Торговля патронами к оружию

Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию

Коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию

ФМС России: Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации

МЧС России: Деятельность по предупреждению и тушению пожаров,

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Ростехнадзор: Эксплуатация пожароопасных производственных объектов

ФСБ России: Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств

Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств

Предоставление услуг в области шифрования информации

Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем, и иные (их куча).

На каждый вид деятельности, предоставляется лицензия. Деятельность может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

1) разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

2) производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

3) ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

4) испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

5) деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

6) деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

7) предоставление услуг в области шифрования информации;

8) разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

9) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

10) деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

11) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

12) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

13) деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;

14) разработка вооружения и военной техники;

15) производство вооружения и военной техники;

16) ремонт вооружения и военной техники;

17) утилизация вооружения и военной техники;

18) торговля вооружением и военной техникой;

И иные…..

52. Государственное управление в области охраны природы. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при­родным богатствам, которые являются основой устойчивого разви­тия, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

регулируется ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окру­жающей среды».

В соответствии с этим Федеральным законом под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропо­генных объектов. Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воз­дух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоно­вый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обес­печивающие в совокупности благоприятные условия для существова­ния жизни на Земле.

Природные объекты — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Основными целями охраны природной среды являются создание бла­гоприятной окружающей среды — то есть окружающей среды, качест­во которой обеспечивает устойчивое функционирование естествен­ных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также устранение негативного воздействия на окружаю­щую среду — то есть воздействия хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Основными средствами охраны природной среды являются:

оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или не­возможности ее осуществления;

мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) — ком­плексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воз­действием природных и антропогенных факторов;

государственный мониторинг окружающей среды (государствен­ный экологический мониторинг) — мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

К полномочиям органов государственной власти Российской Федера­ции в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отно­сятся такие полномочия, как обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных пра­вовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Россий­ской Федерации; координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия

Полномочиями в сфере отношений, связанных с охраной окружаю­щей среды, обладают и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Это такие полномочия, как определение ос­новных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации с учетом географических, при­родных, социально-экономических и иных особенностей субъек­тов Российской Федерации;

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляют Министерство природных ресурсов Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федераль­ная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агент­ство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное агентство водных ресурсов. Министерство природных ре­сурсов Российской Федерации осуществляет координацию и кон­троль находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств.

Кроме того, государственное управление в данной области осу­ществляют Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральная служба по экологическому, техно­логическому и атомному надзору, являющиеся самостоятельными федеральными органами исполнительной власти, руководство ко­торыми напрямую осуществляет Правительство Российской Феде­рации.

  1. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной полити­ки и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, ис­пользования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, вклю­чая управление государственным фондом недр и лесным хозяйст­вом, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуата­цию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйствен­ных систем комплексного назначения, защитных и других гидро­технических сооружений (за исключением судоходных гидротехни­ческих сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, от­несенных к объектам охоты), особо охраняемых природных территорий, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Ух какое большое

Основной функцией данного Министерства является принятие нормативных правовых актов в соответствующей сфере деятельности. Такие акты определяют, в частности:

— порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, пре­доставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;

— порядок постановки запасов полезных ископаемых на государ­ственный баланс и их списания с государственного баланса;

— порядок переоформления лицензий на пользование участками недр;

— классификацию запасов и прогнозных ресурсов полезных ис­копаемых по видам полезных

— нормы средств пожаротушения в местах проведения на терри­тории лесного фонда работ, культурно-массовых и других меро­приятий.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации воз­главляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Ми­нистерство природных ресурсов Российской Федерации обязанно­стей и реализацию государственной политики в соответствующей сфере.

  1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования явля­ется федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по контролю и надзору в сфере природопользо­вания'.

Полномочия осуществление контроля и надзора в сфере природопользования, а именно:

— в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыбо­ловства);

— в области организации и функционирования особо охраняе­мых природных территорий федерального значения;

— за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

— за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

— за использованием и охраной водных объектов;

— за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и при­родных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет и разрешительные функции. Она выдает разрешения (ли­цензии) на следующие виды деятельности:

— добывание объектов животного и растительного мира, зане­сенных в Красную книгу Российской Федерации;

— оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

— добывание объектов животного мира, не отнесенных к объек­там охоты и рыболовства, и пользование ими;

  1. Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказа­нию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В полномочия входит осуществление ряда мер в области водных ресурсов. Оно организует перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности; подготовку и осуществление в установ­ленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предот­вращению и ликвидации вредного воздействия вод, а также проведе­ние государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной доку­ментации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

В функции Федерального агентства водных ресурсов входит вы­дача, оформление и регистрация лицензий на водопользование, а также взимание сбора за выдачу лицензий на водопользование и представление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений по определению размера указанного сбора.

Федеральное агентство также осуществляет государственный мо­ниторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования;

  1. Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.

К полномочиям отно­сятся осуществление государственного мониторинга лесов; государ­ственного учета лесного фонда; отнесение лесов к группам лесов и ка­тегориям защитности лесов, перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов, соответственно, в другую группу или ка­тегорию, а также рассмотрение материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с веде­нием лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.

Федеральное агентство лесного хозяйства также ведет государст­венный лесной кадастр; организует проведение лесоустройства; про­ведение лесных конкурсов и лесных аукционов, предоставление уча­стков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование, заключе­ние соответствующих договоров, осуществляет и разрешительные функ­ции: согласует места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, а также выдает разрешения на проведение в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.

Федеральное агентство также организует деятельность государст­венной лесной охраны

  1. Федеральное агентство по недропльзованию- организация государственного геологического изучения недр, конкурсы и аукционы на пользование недрами, оценка месторождения недр, принятия решений о предоставлении права пользования недрами!!

Данные агентства подведомственны федеральным министерствам!

  1. ФС по гидрометеорологии и мониторингу окруж. Среды м ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору- являются самостоятельными федер. органами исполнительной власти, руководит ими напрямую Правительство

53. Государственное управление в сфере образования.

Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обу­чения в интересах человека, общества, государства, сопровождаю­щийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) уста­новленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается дос­тижение и подтверждение им определенного образовательного уров­ня, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конститу­ционных прав граждан Российской Федерации.

Правовой основой управления в области образования являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов: образовательных программ и го­сударственных образовательных стандартов различного уровня и на­правленности; сети реализующих их образовательных учреждений раз­личных организационно-правовых форм, типов и видов, а также орга­нов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессио­нальные (основные и дополнительные).

Профессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального и общеобразова­тельного уровней граждан, подготовку специалистов соответствую­щей квалификации. К профессиональным относятся программы: на­чального профессионального образования, среднего профессиональ­ного образования, высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федера­ции общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в со­вместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание государственного управления в данной сфере заключа­ется в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определя­ют соответствующие приоритетные направления развития образова­ния и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществляет межотраслевую координацию образовательной, научной и научно-технической деятельности, раз­работку и реализацию образовательных, научных и научно-техниче­ских программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники.

Общие вопросы управления в области образования и разграниче­ния компетенции в данной области определяются главой III «Управ­ление системой образования» Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с этим Законом к ведению федеральных органов го­сударственной власти, в том числе и органов исполнительной власти, в области образования относятся следующие вопросы:

— формирование и осуществление федеральной политики в об­ласти образования;

— правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

— обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

— разработка и реализация федеральных целевых и международ­ных программ в области образования;

— формирование федеральных государственных органов управ­ления образованием, а также ведомственных органов управления об­разованием и руководство ими, назначение руководителей этих ор­ганов;

— согласование назначений руководителей образовательных уч­реждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено за­коном и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

— установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

— установление перечней профессий и специальностей, по кото­рым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное об­разование;

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся вопросы, не относящиеся к компетенции Российской Фе­дерации: установление порядка создания, реорганизации, ликвида­ции и финансирования образовательных учреждений субъекта Рос­сийской Федерации; разработка и реализация республиканских, ре­гиональных программ развития образования; формирование органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руко­водство ими, назначение руководителей этих органов (по согласова­нию с федеральными органами управления образованием); создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, лицензирование образовательных учрежде­ний; установление региональных (национально-региональных) ком­понентов государственных образовательных стандартов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся:

— организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (за ис­ключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации);

— организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района;

— создание, реорганизация и ликвидация муниципальных обра­зовательных учреждений;

— обеспечение содержания зданий и сооружений муниципаль­ных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

— учет детей, подлежащих обязательному обучению в образова­тельных учреждениях, реализующих образовательные программы ос­новного общего образования.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области нау­ки и научно-технической деятельности определены Федеральным за­коном «О науке и государственной научно-технической политике». Это какой то гипер нужный и важный закон- читаем.

Органы государственной власти Российской Федерации:

— утверждают уставы федеральных государственных научных ор­ганизаций;

— осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного федеральным государственным на­учным организациям имущества;

— осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных ор­ганизаций назначаются (избираются) в соответствии с законодатель­ством и в порядке, предусмотренном их уставами.

Государственное управление в области науки и образования осу­ществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координа­цию и контроль деятельности находящихся в его ведении федераль­ных служб и федеральных агентств. Ну все, поехали.

В субъектах Российской Федерации также создаются органы управления образованием.

Министерство образования и науки Российской Федерации яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, науч­ной, научно-технической и инновационной деятельности и т.д. К основным функциям относится принятие нормативных правовых ак­тов в области образования и науки, утверждает, в частности:

— перечень профессий (специальностей), по которым осуществ­ляются профессиональное образование и профессиональная подго­товка в образовательных учреждениях;

— положение и порядок создания филиалов федеральных госу­дарственных учреждений высшего и среднего профессионального об­разования;

— формы документов государственного образца об уровне образо­вания и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтвержде­ние, признание и установление эквивалентности этих документов за ру­бежом в соответствии с международными договорами Российской Феде­рации;

— федеральный перечень учебников, рекомендованных (допу­щенных) к использованию при осуществлении образовательного про­цесса в образовательных учреждениях;

— положение о порядке замещения должностей работников госу­дарственных образовательных учреждений высшего профессиональ­ного образования;

— положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной

принадлежности;

— федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, об­щеобразовательным и профессиональным образовательным програм­мам, учебным планам;

— положение об итоговой аттестации выпускников образователь­ных учреждений;

— положение о формах получения выпускниками образователь­ных учреждений золотой и серебряной медалей;

— номенклатуру должностей научных работников;

— порядок аттестации руководящих и педагогических работни­ков государственных и муниципальных образовательных учрежде­ний, а также установления образовательных цензов для педагогиче­ских работников;

Министерство также учреждает знаки отличия в сфере образова­ния и науки и награждает ими работников в указанных областях.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патен­там и товарным знакам является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфе­ре правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллек­туальной деятельности, вовлекаемых в экономический и граждан­ско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе созда­ваемые в рамках международного научно-технического сотрудни­чества .

К основным функциям Федеральной службы по интеллектуаль­ной собственности, патентам и товарным знакам относится прием заявок на объекты интеллектуальной собственности, их рассмотре­ние, экспертизу и выдачу в установленном порядке патентов Рос­сийской Федерации на изобретение, полезную модель, промыш­ленный образец, свидетельств Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, на право пользования наименованием места происхождения товара, на общеизвестный в Российской Фе­дерации товарный знак, свидетельств об официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем.

В функции Федеральной службы также входит публикация сведе­ний о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственно­сти, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, Федеральная служба осуществляет обмен авторских свидетельств СССР на изобретения, свидетельств СССР на промышленные образ­цы и патентов СССР на изобретения, выданных на имя Государствен­ного фонда изобретений СССР, на патенты Российской Федерации на изобретения.

Она также продлевает срок действия патента на изобретение, срок действия патента на промышленный образец, свидетельства (па­тента) на полезную модель, свидетельства о регистрации товарного знака, знака обслуживания, свидетельства на право пользования на­именованием места происхождения товара, а также восстанавливает действие патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, прекращенное в связи с неуплатой в установленный срок по­шлины за поддержание его в силе.

Федеральная служба осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования). Она также осу­ществляет проверку деятельности образовательных учреждений и на­учных организаций.

К функциям относится и организация государственной аттестации на­учных работников, то есть оценки квалификации научных работни­ков, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специально­сти и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы уста­новленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (вос­становления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите док­торских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ус­танавливает их компетенцию и определяет перечни научных специ­альностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

Федеральная служба также подтверждает, признает и устанавли­вает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

Федеральное агентство по науке и инновациям организует разра­ботку прогнозов развития научной, научно-технической и инноваци­онной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инно­вационных программ, а также выдает иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследова­ний во внутренних морских водах и территориальном море Россий­ской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе;

К функциям Федерального агентства также относится ведение единого реестра результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств феде­рального бюджета, а также реестра отраслевых и межотраслевых фон­дов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ.

Федеральное агентство также осуществляет распоряжение права­ми на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-тех­нические результаты, созданные за счет средств федерального бюд­жета.

Федеральное агентство по образованию является федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим функции по управ­лению государственным имуществом, оказанию государственных ус­луг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и разви­тия общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральное агентство по образованию осуществляет следующие функции:

- является государственным заказчиком федеральных целевых программ;

— организует повышение квалификации и переподготовку науч­но-педагогических работников государственных учреждений высше­го профессионального образования и государственных научных орга­низаций, действующих в системе высшего и послевузовского профес­сионального образования;

— определяет для образовательных учреждений профессиональ­ного образования контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему; распределяет на конкурсной основе среди высших учебных заведений.

54. Правовые основы управления в области обороны. Особенности военной службы.

В соотв. Со ст. 71 Конституции РФ оборона находиться введении федерации. В ФЗ «об Обороне», оборона это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооружения защиты РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Отношения в данной области регулир. ФКЗ «о военном положении», ФЗ «об Обороне», «о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», «о воинской обязанности и военной службе», «о статусе военнослужащих», «о гражданской обороне»….

В целях обороны созданы Вооруженные Силы Российской Федера­ции, которые являются государственной военной организацией, со­ставляющей основу обороны Российской Федерации, и главным, основным элементом военной организации государства.

Однако военную организацию государства нельзя сводить лишь к Вооруженным Силам, ее необходимо рассматривать в более широком контексте, включая в ее состав все другие созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации войска, воинские форми­рования и органы, в которых предусмотрена военная служба и кото­рые также обеспечивают оборону и безопасность Российской Федера­ции военными методами.

В настоящее время общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации определяется Федеральным законом «Об обороне», со­гласно которому Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соеди­нений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации организационно де­лятся на виды, рода войск и специальные войска. Под видом Воору­женных Сил Российской Федерации понимается такая их составная часть, которая отличается особым вооружением и предназначена для выполнения возложенных на нее задач в какой-либо среде (на суше, на море, в воздухе). В настоящее время Вооруженные Силы Россий­ской Федерации имеют трехвидовую структуру: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы (ВВС), Военно-морской флот (ВМФ).

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации, отличающаяся основным вооружением, техни­ческим оснащением, организационной структурой, характером обу­чения и способностью к выполнению специфических боевых задач во взаимодействии с другими родами войск. Специальные войска служат для обеспечения родов войск и содействия им в выполнении боевых задач.

К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внут­ренних дел Российской Федерации и войска гражданской обороны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Феде­ральным законом «Об обороне» и другими законодательными актами Российской Федерации руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Фе­дерацииВерховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Верховный Главнокомандующий Вооружен­ными Силами Российской Федерации в пределах своих полномо­чий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, дру­гими войсками, воинскими формированиями и органами. Управ­ление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществля­ет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обо­роны Российской Федерации.

Основными полномочиями по реализации мер, связанных с ор­ганизацией обороны страны, Конституцией и законодательством Российской Федерации наделен Президент Российской Федерации, в частности, относятся: определение основных направлений воен­ной политики Российской Федерации; утверждение военной доктри­ны Российской Федерации; введение в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения.

Так, Президент Россий­ской Федерации осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формирова­ниями и органами; в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, отдает приказ Верховного Главноко­мандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о веде­нии военных действий.

Президент Российской Федерации утверждает концепции и пла­ны строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федера­ции, других войск, воинских формирований и органов, присваивает воинские звания высших офицеров, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы; утверждает структуру, состав Воору­женных Сил Российской Федерации, других войск, воинских форми­рований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также об­ладает иными полномочиями в области обороны.

В реализации полномочий Президента Российской Федерации в области обороны важную роль играет Совет Безопасности Российской Федерации, который в соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» является конституционным органом, осуществляю­щим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает в числе прочих вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратеги­ческие проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопас­ности.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации, Федеральным конституционным зако­ном «О Правительстве Российской Федерации», другими федераль­ными законами также осуществляет меры по обеспечению обороны страны и несет в пределах своих полномочий ответственность за со­стояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Оно руководит дея­тельностью по вопросам обороны подведомственных ему федераль­ных органов исполнительной власти.

Основные функции в сфере организации обороны связаны с реализацией мер экономиче­ского и мобилизационного характера. Так, Правительство Россий­ской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам, а также их обеспече­ние материальными средствами, энергетическими и другими ресурса­ми и услугами по их заказам, организует разработку и выполнение го­сударственных программ вооружения и развития оборонного про­мышленного комплекса.

Правительство Российской Федерации осуществляет руково­дство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и на­селения страны.

Правительство Российской Федерации определяет условия фи­нансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; принимает решения о создании, реорганизации и ликвида­ции военных образовательных учреждений профессионального обра­зования, ….

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны Рос­сии) является федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим функции по выработке и реализации государственной по­литики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также ряд иных установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функций в этой области. Минобороны России является органом управления Воору­женными Силами Российской Федерации.

Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации вхо­дят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, а также иные подраз­деления.

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по воен­но-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонно­му заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному кон­тролю, которая осуществляет управление в области государственной безопасности, и Федерального агентства специального строительства, которые также осуществляют ряд функций в области обороны.

Основными задачами Минобороны России являются:

— выработка и проведение государственной политики в области обороны;

— нормативно-правовое регулирование в области обороны;

— нормативно-правовое регулирование деятельности Вооружен­ных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

— координация деятельности федеральных органов исполни­тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации по вопросам обороны; координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в об­ласти обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

— координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

— организация применения Вооруженных Сил Российской Фе­дерации в соответствии с федеральными конституционными закона­ми, федеральными законами и международными договорами Россий­ской Федерации;

Во исполнение указанных задач Минобороны России осуществ­ляет ряд функций в области обороны и руководства Вооруженными Силами Российской Федерации. Так, Минобороны России осуществля­ет в качестве органа в области обороны:

— руководство морской деятельностью Российской Федерации в интересах решения оборонных задач;

— руководство созданием и организацией функционирования единой государственной системы освещения подводной и надводной

обстановки;

— координацию проведения мероприятий по развитию и исполь­зованию прибрежно-береговой инфраструктуры военного и двойного (военного и гражданского) назначения;

— координацию проведения системных исследований морской деятельности Российской Федерации;

— полное государственное регулирование использования воз­душного пространства Российской Федерации;

— государственное регулирование деятельности в области госу­дарственной авиации;

— государственный контроль за деятельностью авиационного

персонала государственной авиации;

— контроль поисково-спасательного обеспечения полетов;

— расследование, классификацию и учет авиационных происше­ствий и инцидентов в государственной авиации;

-— реализацию государственной политики в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Феде­рации;

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) подведомствен Минобороны. И т.д.

55. Управление в области государственной безопасности. Охрана государственной тайны.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федера­ции к ведению Российской Федерации наряду с обороной относится и безопасность. Безопасность в широком смысле определена Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности». В соответст­вии с этим Законом под безопасностью понимается состояние защи­щенности жизненно важных интересов личности, общества и госу­дарства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его матери­альные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Угроза безопасности — это совокупность условий и факторов, со­здающих опасность для жизненно важных интересов личности, об­щества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опас­ности, определяет содержание деятельности по обеспечению внут­ренней и внешней безопасности.

Систему безопасности в широком смысле образуют органы законо­дательной, исполнительной и судебной властей, государственные, об­щественные и иные организации и объединения, граждане, принима­ющие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере бе­зопасности.

Вместе с тем с точки зрения статьи 71 Конститущи Российской Федерации безопасность как область государственной деятельности и государственного управления необходимо рассматривать в более узком смысле — как безопасность Российской Федерации (безопасность государства). Предметами обеспечения безопасности Российской Фе­дерации являются конституционный строй, суверенитет и территори­альная целостность.

Обеспечение безопасности Российской Федерации включает в себя следующие виды деятельности:

— выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специ&чьных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущер­ба безопасности Российской Федерации;

— выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;

— борьбу с коррупцией, незаконным оборотом оружия и нарко­тических средств, контрабандой, деятельностью незаконных воору­женных формирований, преступных групп, отдельных лиц и обще­ственных объединений, ставящих своей целью насильственное из­менение конституционного строя Российской Федерации;

— обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритет­ных научных разработок;

— защиту сведений, составляющих государственную тайну;

— осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки;

— обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц, а также ряд других.

Также необходимо отметить, что безопасность Российской Феде­рации как область государственной деятельности отличается от обо­роны, которая в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации является самостоятельной функцией государства, имеет собственный предмет и цели деятельности, а также собственную орга­низацию государственного управления .

Общее руководство государственными ор­ганами обеспечения безопасности Российской Федерации осуществ­ляет Президент Российской Федерации .

Президент возглавляет Совет Безопасности РФ (статья 83 Конституции Российской Федера­ции); определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безо­пасности; контролирует и координирует деятельность государствен­ных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспече­нию безопасности.

Согласно Закону Российской Федерации «О безопасности» Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным орга­ном, осуществляющим подготовку решений Президента Россий­ской Федерации в области обеспечения безопасности.

— определение жизненно важных интересов общества и государ­ства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопас­ности;

— разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки фе­деральных целевых программ ее обеспечения;

— подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности лично­сти, общества и государства;

— подготовка оперативных решений по предотвращению чрез­вычайных ситуаций, которые могут привести к существенным со­циально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

— подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

Функции в сфере безопасности также осуществляет Правитель­ство Российской Федерации.

К федеральным органам исполнительной власти, в функции которых входит непосредственно управление в области безопасности Российской Федерации, относятся: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Феде­ральная служба охраны Российской Федерации; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Деятельность Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяется Фз от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», ФЗ от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»2, Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, ут­вержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960, а также другими законодательными и иными норматив­ными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности» федеральная служба безопасности — единая централи­зованная система органов федеральной службы безопасности, в пре­делах своих полномочий решающая задачи по обеспечению безопас­ности Российской Федерации. Руководит деятельностью федераль­ной службы безопасности Президент Российской Федерации.

К органам федеральной службы безопасности относятся:

— федеральный орган исполнительной власти в области обеспе­чения безопасности;

— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопас­ности);

— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках)';

Деятельность органов федеральной службы безопасности по обеспечению безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

— контрразведывательная деятельность;

— борьба с преступностью и террористической деятельностью;

— разведывательная деятельность;

— обеспечение информационной безопасности. Контрразведывательная деятельность — деятельность органов

федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных госу­дарств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Осуществление контрразведы­вательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефон­ных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граж­дан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Осу­ществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуще­ствления контрразведывательной деятельности составляют государ­ственную тайну.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим государственное управление в области обеспечения безопасно­сти Российской Федерации является Федеральная служба безопасно­сти Российской Федерации (ФСБ России). Она непосредственно реа­лизует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирует контрразведывательную деятель­ность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление .

Основными задачами ФСБ России в области обеспечения безопасно­сти являются:

— управление органами и организация их деятельности;

— информирование Президента Российской Федерации, Предсе­дателя Правительства Российской Федерации, а также по их поруче­ниям — федеральных органов государственной власти и органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

— организация выявления, предупреждения и пресечения разве­дывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

— координация осуществляемых федеральными органами испол­нительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

— организация выявления, предупреждения, пресечения и рас­крытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов;

— организация во взаимодействии с федеральными органами го­сударственной власти борьбы с организованной преступностью, кор­рупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, неза­конной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психо­тропных веществ, специальных технических средств, предназначен­ных для негласного получения информации, а также противодейст­вия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незакон­ных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение кон­ституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

— обеспечение борьбы с террористической и диверсионной дея­тельностью;

— осуществление в пределах своих полномочий разведыватель­ной деятельности;

В целях обеспечения безопасности Российской Федерации в соот­ветствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внеш­ней разведке»' и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется разведывательная деятельность.

Согласно данному Федеральному закону внешняя разведка Рос­сийской Федерации — это совокупность специально создаваемых го­сударством органов — органов внешней разведки Российской Феде­рации. Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки РФ посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организа­ций и лиц.

Федеральная служба охраны РФ (ФСО РФ)- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработки гос. Политике, нормативно-правового регулирования, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской правительственной и иных видов специальных связей.

Основными задачами ФСО России являются:

— обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

— прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным инте­ресам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

— предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

— предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;

— защита охраняемых объектов;

— участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

— организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, со­вершенствования специальной связи и информации, предоставляе­мых государственным органам;