logo search
доклад РГ по ВТО 16

Соглашения о свободной торговле и ТаможеннЫх СоюзАх ​​

  1. Члены Рабочей группы отметили, что Российская участвует в ряде преференциальных торговых соглашений и что сложившаяся практика требует представления подробных описаний охвата, природы и статуса таких соглашений. Необходимость заключается в обеспечении того, чтобы ценность обязательств РНБ, закрепленных в перечнях по результатам переговоров, была понятная для всех членов. Такие соглашения в настоящее время включают: двусторонние соглашения о свободной торговле со странами СНГ; двустороннее соглашение о свободной торговле с Грузией; двустороннее соглашение о свободной торговле (с Союзной Республикой Югославией (ныне Республиками Сербией и Черногорией) (подписано 18 августа 2000 года); Соглашение о создании зоны свободной торговли между государствами-участниками СНГ от 15 апреля 1994 года; Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года; Соглашение о Таможенном союзе с Республиками Беларусь и Казахстан от 20 января 1995 года; Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года и последующий Договор о создании Евразийского экономического сообщества с Республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан от 10 октября 2000 года (с изменениями, внесенными Протоколом от 6 октября 2007 года); Договор о создании Союзного государства с Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года; Соглашение о создании Единого экономического пространства с Украиной и Республиками Беларусь и Казахстан от 19 сентября 2003 года и Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного Союза от 6 октября 2007 года между Российской Федерацией и Республиками Беларусь и Казахстан. Реализация последнего договора начата 1 января 2010 года между Российской Федерацией, Казахстаном и Беларусью с установлением Единого таможенного тарифа, принятием Таможенного кодекса Таможенного союза и учреждением органов Таможенного союза.

  2. В отношении создания Таможенного союза между Российской Федерацией, Республиками Беларусь и Казахстан, представитель Российской Федерации заявил, что первые шаги в направлении создания Таможенного союза были приняты с вступлением в силу Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года и Соглашения о Таможенном союзе (между Российской Федерацией и Республиками Беларусь и Казахстан) от 20 января 1995 года. Он добавил, что Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве был подписан 26 февраля 1999 года с Республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Соглашение предусматривает постепенное создание зоны свободной торговли и таможенного союза, который в итоге будет охватывать не только торговлю товарами, но и торговлю услугами (национальный режим в отношении доступа на рынки услуг, в том числе постепенное устранение существующих ограничений для юридических и физических лиц) и движение капитала. В частности, Соглашение устанавливает в качестве первоначальной цели отмену всех таможенных тарифов и других ограничений в отношении торговли товарами между государствами-членами Таможенного союза, за исключением разрешенных в соответствии с Соглашением ВТО, и установление Единого таможенного тарифа.

  3. Представитель Российской Федерации также пояснил, что в целях продолжения развития интеграционных процессов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 8 декабря 1999 года было заключено Соглашение о создании Союзного государства и принята связанная с ним Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Соглашения о создании Союзного государства. Соглашение было ратифицировано Российской Федерацией 2 января 2000 года. Целью настоящего Соглашения, помимо прочего, является создание единого экономического пространства и установление правовой основы для обеспечения общего рынка для свободной торговли товарами и услугами и свободного движения капитала и рабочей силы на территории сторон, создание равных условий и предоставление гарантий для бизнеса, а также реализация общей торговой политики. Оно также предусматривает разработку единой валюты, единой политики в области ценообразования, общего рынка ценных бумаг, общих принципов налогообложения, общего законодательства об иностранных инвестициях, и единой системы энергетики, транспорта и связи. На практике, однако, данные цели не были реализованы, и торговый режим и представление дополнительных преференций в торговле между Российской Федерацией и Беларусью не были существенно изменены Соглашением.

  4. В целях дальнейшего движения к созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства представитель Российской Федерации пояснил, что Договор об учреждении Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) был подписан 10 октября 2000 года и вступил в силу 30 мая 2001 года. 19 сентября 2003 года президентами Российской Федерации, Украины и Республик Беларусь и Казахстан было подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства. Стороны соглашения намерены развивать взаимную торговлю и инвестиции на основе фундаментальных принципов и норм международного права, включая правила ВТО, а также для повышения конкурентоспособности своей экономики посредством, помимо прочего, создания зоны свободной торговли и, возможно, таможенного союза. Предполагается, что Единое экономическое пространство будет создано поэтапно, с учетом разной скорости реализации и разным уровнем интеграции участников. Переход от одного этапа к другому мог быть достигнут теми участниками, которые реализовали все меры, предусмотренные на предыдущем этапе. Каждый участник будет самостоятельно определять степень интеграции и меры, необходимые к принятию для обеспечения интеграции. До настоящего времени никаких конкретных последующих соглашений, направленных на реализацию такого четырехстороннего Единого экономического пространства, заключено не было, меры по выполнению данного Соглашения в настоящее время приостановлены.

  5. Изходя из Перечня мероприятий по созданию Евразийского экономического сообщества на 2003-2006 годы, главы правительств ЕврАзЭС уполномочены продолжать реализацию ранее принятых решений, заключать новые международные договоры и соглашения, и разрабатывать новые документы. 6 октября 2007 года Российская Федерация и Республики Беларусь и Казахстан заключили Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Положения договоров, заключенных сторонами ранее, и распоряжения правительств, не противоречащие Договору о создании ЕврАзЭС, остаются в силе. Представитель Российской Федерации заявил, что данные договоры и другие акты (см. Таблицу 11), согласованные Российской Федерацией и Республиками Беларусь и Казахстан впоследствии до конца 2009 года, полностью формируют правовую основу для создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также являются основами для постепенно наращиваемого экономического сотрудничества между государствами-членами, начиная с планов унификации торговой и таможенной политики и мер торговой защиты; инициирования сотрудничества между финансовыми и банковскими системами; сотрудничества в социальной и гуманитарной сферах, а также сотрудничества в области правового регулирования. Два члена ЕврАзЭС, не являются участниками данных Договоров (Таджикистан и Кыргызстан), и не входят в действующий Таможенный союз, созданный Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном. Он добавил, что конечные цели данных Договоров пока не достигнуты, тем не менее, продвижение в сторону создания единого экономического пространства продолжается.

  6. 27 ноября 2009 года Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) утвердил Единый таможенный тариф Таможенного союза, а также Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Единый таможенный тариф и ряд принципиальных соглашений и протоколов по тарифному и нетарифному регулированию вступили в силу 1 января 2010 года. Таможенный кодекс вступил в силу в Российской Федерации и Республике Казахстан 1 июля 2010 года. Республика Беларусь присоединилась 6 июля 2010 года. Были разработаны соглашения, решения, а также дополнения в национальные таможенные законодательства, связанные с Таможенным кодексом Таможенного союза. Представитель Российской Федерации пояснил, что, как указано в Договоре о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, Межгосударственный Совет примет решение о создании единой таможенной территории и завершении создания Таможенного союза после того, как будут выполнены задачи, изложенные в Договоре. Представитель Российской Федерации также отметил, что подробное описание торговой политики и правил Таможенного союза было предусмотрено в соответствующих разделах настоящего Доклада.

  7. По данным торговой статистики Российской Федерации, преференциальная торговля (включая импорт и экспорт) между Республиками Беларусь и Казахстан и Российской Федерацией за три года, предшествовавшие созданию Таможенного союза (то есть, с 2007 по 2009 год) составила 99 процентов с точки зрения тарифных позиций и 83 процента в 2007 году, 82 процента в 2008 году и 81 процент в 2009 году с точки зрения их общего объема торговли. В настоящее время в торговле между Республиками Беларусь и Казахстан и Российской Федерацией импортные тарифы не применяется. Российская Федерация не вводила экспортные пошлины на продукты, предназначенные для Республики Казахстан, но утвердила экспортные пошлины на 97 процентов своей нефти и нефтепродуктов, экспортируемых в Республику Беларусь, что составило 19 процентов от общей внутренней торговли Таможенного союза и 27 процентов от общего объема двусторонней торговли между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в 2009 году. Несмотря на то, что существует ряд позиций, по которым Единый таможенный импортный тариф может быть установлен только после переходного периода, более 95 процентов тарифных линий в рамках ЕТТ к настоящему времени гармонизированы. К исключениям, для поэтапной отмены в срок до пяти лет с момента вступления в силу ЕТТ относятся тарифы на лекарственные средства, летательные аппараты, яблоки, пластмассу, древесину, бумагу, алюминий, определенные инструменты, электрические части, оборудование для железной дороги и научные приборы. В настоящее время Российская Федерация и Республики Беларусь и Казахстан применяют раздельные экспортные тарифы по отношению к третьим странам, что в совокупности составляет примерно 35 процентов от общего объема внешней торговли Таможенного союза в 2009 году. Представитель Российской Федерации отметил, что дальнейшее описание тарифной политики Российской Федерации было включено в разделы «Ввозные таможенные пошлины», «Тарифные квоты», «Тарифные изъятия» и «Вывозные таможенные пошлины» настоящего Доклада.

  8. Представитель Российской Федерации пояснил, что Таможенный союз также занимается созданием своих институтов, то есть Комиссии, Секретариата, Суда ЕврАзЭС, а также Экспертного Совета. Институциональная и законодательная структура ТС был описана в разделе «Стандарты создания и реализации политики» в той степени, в которой это имело значение для торгового режима Российской Федерации и осуществлению ее обязательств в рамках ВТО.

  9. Таможенный Союз готов принять новых партнеров, как это предусмотрено в Договоре о создании Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года. Вступление в состав ЕврАзЭС возможно для любого государства, готового принять на себя и выполнять обязательства, предусмотренные Договором и другими договорами, действующими в рамках Сообщества. У государств-участников ЕврАзЭС появилась возможность принятия дополнительных соглашений и протоколов, формирующих Таможенный союз как единую организацию.

  10. Члены также просили представить дополнительную информацию об участии России в Ашхабадском соглашении. Представитель Российской Федерации заявил, что Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ - Ашхабадское соглашение - было подписано всеми странами СНГ 23 декабря 1993 года. Соглашение вступило в силу в Российской Федерации 1 сентября 1995 года. Соглашение предусматривало скоординированную политику в сфере международной специализации и промышленного сотрудничества в рамках совместных проектов и программ, которые были реализованы на основе ежегодных протоколов, составленных государствами-членами, с приложенными списками конкретной продукции, произведенной на отдельных предприятиях членов. Продукция включала в себя компоненты, детали и запасные части, необходимые для технологически взаимосвязанного производства конечной продукции. Соглашение предусматривало освобождение от налога на товары, ввозимые в соответствии с договорами между предприятиями государств-участников СНГ по промышленной кооперации. Прямые поставки с предприятия одного из государств-участников СНГ на предприятие другого государства-члена СНГ являлись предварительным условием для освобождения от налогов. Сырье и готовая продукция не освобождались от налогов. В последние годы Соглашение осуществлялось только между Российской Федерацией и Украиной, а также Российской Федерацией и Республикой Молдова, где совместные промышленные поставки велись в области металлургии, авиастроения, химической промышленности. Протоколы для дальнейшего сотрудничества были подписаны с обеими странами в 2010 году.

  11. Что касается государств-участников СНГ, представитель Российской Федерации отметил, что помимо Евразийского экономического сообщества, регулирующего отношения между Российской Федерацией и Республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизской Республикой, и Таможенного Союза, регулирующего отношения Российской Федерации с Республиками Беларусь и Казахстан, в настоящее время торгово-экономические отношения между Российской Федерацией и другими государствами-участинками СНГ (Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией (которая вышла из состава СНГ в 2008 году), Молдовой, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной) определены рядом многосторонних и двусторонних соглашений, большинство из которых не связаны с торговыми преференциями. Более 1 000 межправительственных соглашений были заключены и вступили в силу. Данные соглашения охватывают широкий круг вопросов, включая налогообложение, образование, здравоохранение, защиту интеллектуальной собственности, безопасность и сотрудничество в военно-технической сфере. В ответ на вопрос одного из членов представитель Российской Федерации добавил, что были разработаны планы по созданию единого сельскохозяйственного рынка на территории СНГ, который был бы направлен на координацию национальной сельскохозяйственной политики, хотя в настоящее время не существует конкретного плана по достижению этой цели.

  12. Представитель Российской Федерации заявил, что, по мнению России, очевидным преимуществом членства в ВТО для государств-участников СНГ станет выполнение требований ВТО по приведению законодательства государств-участников в соответствие с нормами и правилами ВТО. В результате торговля между странами СНГ, вероятно, станет более эффективной. При реализации торгово-экономических соглашений с государствами-участниками СНГ, в том числе в рамках Евразийского Экономического Сообщества, как на многостороннем, так и на двустороннем уровнях, Российская Федерация учитывает существующие или будущие обязательства данных стран как нынешних или потенциальных членов ВТО. Он также отметил, что Грузия, Молдова, Киргизская Республика, Республика Армения и Украина, которые являются участниками преференциальных соглашений с Россией, присоединились к ВТО в период между 1998 и 2000 годами. Он напомнил, что данные преференциальыве соглашения были также рассмотрены в соответствующих Рабочих группах по присоединению данных стран.

  13. Был создан режим свободной торговли товарами между Российской Федерацией и каждой отдельной страной СНГ и Грузией на основе двусторонних соглашений, которые регулировали значительную часть торговли товарами между ними. Все данные соглашения в настоящее время остаются в силе. В соответствии с данными соглашениями о свободной торговле, а также аналогичными соглашениями с Республиками Сербия и Черногория, ввоз 99 процентов всех товаров (в том числе сельскохозяйственной продукции), происходящих из данных стран, на таможенную территорию Российской Федерацией не облагается таможенными пошлинами, так же как и 66 процентов экспорта Российской Федерации в данные страны. Перечень исключений указан в Таблице 32. Он добавил, что были предприняты усилия для создания единой зоны свободной торговли на пространстве СНГ, когда 24 сентября 1993 года государства-участники СНГ подписали Договор о создании Экономического союза, ратифицированного всеми государствами СНГ, кроме Украины, принимавший участие в Договоре в качестве ассоциированного члена. В соответствии с положениями Договора 1993 года, государства-участники СНГ 15 апреля 1994 года подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли. Это Соглашение предусматривало постепенное устранение таможенных пошлин, налогов и сборов и других ограничений и препятствий для свободного движения товаров. Соглашение было в дальнейшем дополнено Протоколом о внесении изменений в Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное государствами-участниками СНГ 2 апреля 1999 года. Согласно протоколу, зона свободной торговли (ЗСТ) формировалась посредством существующих или будущих двусторонних соглашений и протоколов об изъятиях. Он добавил, что Соглашение 1994 года и Протокол 1999 года были ратифицированы всеми странами СНГ, кроме Российской Федерации, и поэтому, наряду с 36 основными межправительственными документами, согласованными в рамках Протокола о внесении изменений, они не вступили в силу для Российской Федерации.

  14. В последнее время Российская Федерация, наряду с Республиками Казахстан и Белоруссия, возобновили многосторонние переговоры с другими государствами-участниками СНГ по созданию зоны свободной торговли на пространстве СНГ. Было проведено пять раундов переговоров по проекту Договора, работа над проектом продолжалась и в 2010 году. После завершения работы над документом и его вступления в силу новый Договор будет направлен прежде всего на создание единой правовой структуры, основанной на правилах ВТО, и на регулирование торгово-экономических отношений в рамках единого документа о зоне свободной торговли. Проект Соглашения предусматривает, помимо прочего, ликвидацию импортных таможенных пошлин и ограничений во взаимной торговле, наличие обязательств, регулирующих применение экспортных пошлин и их уровень, скоординированное применение защитных мер во взаимной торговле, конкуренции и субсидирования, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, а также эффективный механизм для урегулирования споров. Все данные меры нацелены на продвижение к созданию единого экономического пространства. На переговорах обсуждается перечень тарифных изъятий из режима свободной торговли с целью существенного сокращения таких тарифных изъятий в рамках двусторонних соглашений о зоне свободной торговли государств-участников СНГ. После вступления в силу новый Договор заменит двусторонние соглашения о зоне свободной торговли государств-участников СНГ с Российской Федерацией и создаст единую зону свободной торговли для государств-участников СНГ. Предполагалось, что переговоры по новому многостороннему Договору о зоне свободной торговли будут завершены к концу 2010 года. Российская Федерация также планирует заключать в будущем больше соглашений о либерализации торговли. В настоящее время 25 стран и региональных интеграционных группировок, в том числе Арабская Республика Египет, Сирийская Арабская Республика, Новая Зеландия, и ЕАСТ, предложили провести переговоры о зоне свободной торговли с Российской Федерацией.

  15. Члены поинтересовались, был ли ограничен преференциальный доступ для экспорта на рынок Российской Федерации для резидентов государств-участников СНГ , и если такие случаи были, то это противоречит обязательствам по линии ВТО.

  16. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что преференциальные торговые соглашения, заключенные Российской Федерацией, фактически привели к ликвидации таможенных пошлин и других ограничительных мер регулирования торговли, за исключением экспортных пошлин на ряд товаров, поставляемых из Российской Федерации в государства-участники СНГ, не являющиеся членами Таможенного союза. Пошлины на экспорт российской нефти и нефтепродуктов существуют также и в рамках Таможенного союза, за исключением Республики Казахстан. Что касается экспорта из других государств-участников СНГ в Российскую Федерацию, торговые преференции предоставляются товарам, произведенным на с территориях сторон данных соглашений о свободной торговле на основании сертификата о происхождении в соответствии с Правилами Происхождения Товара, принятыми решением Совета Глав Правительств СНГ от 30 ноября 2000 года, который подтверждает, что экспортер являлся резидентом страны-экспортера, т.е. резидентом в соответствии с законодательством страны-экспортера, и что товар был отправлен непосредственно из другого государства-участника СНГ. В случае с Российской Федерацией это означает, что только товары, экспортируемые фирмами, которые являются резидентами Российской Федерации, имеют право на льготный доступ к другим рынкам Таможенного союза. Требование постоянного нахождения на определенной территории для свободной торговли между государствами-участниками СНГ и прямое требование отгрузки были необходимы для эффективного осуществления данных соглашений о свободной торговле, для избегания случаев подделки сертификата о происхождении и борьбы с отмыванием денег, что по мнению Российской Федерации , не имело практических последствий для торговли. По данным статистики Российской Федерации, преференциальная торговля составляла 13,2 процента от общего объема импорта из Российской Федерации и 10,4 процента от общего объема экспорта в 2009 году, в который вошли торговля Российской Федерации со всеми государствами-участниками СНГ, Грузией, Сербией и Черногорией.

  17. Представитель Российской Федерации отметил, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле было заключено 28 августа 2000 года. С того момента, как Республики Сербия и Черногория стали независимыми государствами в 2006 году, Соглашение о свободной торговле применялось в равной степени между Российской Федерацией и данными странами, которые входили в состав Союзной Республики Югославии до ее распада. Исходное соглашение не было ратифицировано в Российской Федерации и по-прежнему применялось на временной основе. Статья 1 данного Соглашения предусматривала либерализацию торговли участниками в соответствии с положениями Соглашения и правилами ВТО в целях создания режима свободной торговли. Соглашение предусматривало беспошлинное перемещение товаров между участниками, и охватывало практически всю торговлю, то есть 99,7 процентов и 80,3 процентов импорта, 63,3 процента и 99 процентов экспорта в Республики Сербия и Черногория в 2009 или около 95 процентов тарифных позиций. По остальным тарифным позициям, указанным в перечне изъятий в приложении к Соглашению, тарифные пошлины снижались, но не отменялись. 3 апреля 2009 года Российская Федерация и Республика Сербия договорились о новом перечне изъятий из режима свободной торговли. Аналогичное соглашение было разработано и реализовано с Республикой Черногория, однако подобное соглашение не было заключено с Республиками Казахстан и Беларусь. Республики Сербия и Черногория в настоящее время проводят консультации с государствами-участниками ТС в отношении нового Соглашения о свободной торговле.

  18. Члены Рабочей группы запросили Российскую Федерации о принятии обязательства о том, что Российская Федерация будет соблюдать статьи ХХIV ГАТТ-94 и статью V ГАТС в ходе ее участия в торговых соглашениях, и гарантировать, что положения данных соглашений ВТО по уведомлению, консультациям и другие требования, касающиеся зон свободной торговли и таможенных союзов, будут выполнены после присоединения к ВТО, а любые последующие законодательные акты, принятые или измененные в соответствии с данными соглашениями, будут соответствовать положениям ВТО. В частности, они указали, что Российская Федерация должна предоставить информацию о своих уже существующих, а также планируемых соглашениях о зоне свободной торговли, таможенных союзах и соглашениях об экономическом союзе на рассмотрение Комитета по региональным торговым соглашениям при присоединении к ВТО. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что после присоединения, Соглашение ВТО, в частности, статья XXIV ГАТТ-94. будут применяться и являться правовой основой, согласно которой будет действовать Таможенный союз, а в будущем и Единое экономическое пространство. В случае конфликта, положения ВТО, в той степени, в которой они затрагивают те же вопросы, что и в упомянутых соглашениях, будут иметь преимущественную силу. Далее он отметил, что иерархия правовых актов в Российской Федерации отражена в разделе «Правовые основы осуществления торговой политики» настоящего Доклада.

  19. Представитель Российской Федерации подтвердил, что в отношении участия Российской Федерации в преференциальных торговых соглашениях Российская Федерация будет соблюдать положения Соглашений ВТО, включая статью XXIV ГАТТ-94 и статью V ГАТС, вне зависимости от того, действуют ли такие соглашения на дату присоединения либо вступят в силу в будущем, и обеспечит с момента присоединения выполнение данных Соглашений ВТО в отношении уведомлений, консультаций и других требований в отношении зон свободной торговли и таможенных союзов, членом которых является Российская Федерация. Он подтвердил, что Российская Федерация после присоединения будет представлять в Комитет по региональным торговым соглашениям (CRTA) уведомления и копии соглашений о зонах свободной торговли и таможенных союзах с ее участием. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.